Буквы согласных Н,Р. Представление об орфограмме
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Урок русского языка в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова. Тип урока-постановка и решение учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок русского языка               1 класс

               Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

                                                             Мусатова Наталья Константиновна

                                                                              учитель начальных классов 

  Тема:          «Буквы согласных Н, Р.

                   Представление об орфограмме».                                 

Цели: -организовать учебную деятельность уч-ся по введе-                                                                                                                                                                    

               нию букв Н, Р, обозначающих парные по звонкости  

               глухости согласные звуки; учить читать слоги, сло-

               ва, предложения с данными буквами, ввести поня-

               тие об орфограмме;                                                                                        

              - развивать фонематический слух, речь уч-ся.

              - воспитывать любовь к предмету, чтению.

Оборудование: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова«Букварь» (ч.1),  

                            фишки для составления   звуковых моделей,

                            буквы для составления буквенных моделей,

                            предметные картинки .

                                                                                  

                                  Ход урока.

1.   Организационный момент.

             Долгожданный дан звонок,

               Начинается урок.

2.   Создание ситуации успеха.

  - Ребята, что мы изучаем на урока русского языка? (слова)

  - Расскажите всё, что вы узнали о словах. (слова «сделаны»

     из звуков человеческой речи)

    (  по ходу рассказа детей составляется схема, рассказыва-

       ющая о гл. звуках и согл. звонких и твёрдых).  

   - Какие вы знаете буквы для обозначения гласных звуков?

                           ( а, о, у, ы, э )              

      Согласных?    (л, м)

    - Какую работу выполняют гласные буквы а, о, у, ы, э?

    - Чем отличаются гласные и согласные звуки?  

       А звуки и буквы?  

    - Молодцы, ребята! Вы так хорошо всё рассказали о зву-

      ках и буквах.

 

3.   Постановка и решение частной задачи.          

     - Тогда отгадайте загадку: «Над домами у дорожки

         висит лепёшка».         (луна)

 а)  Составление звуковой модель слова луна.

      - Играем в «Звуковичков».

        Спойте в слове 1 звук. Кто услышал его?

        Иди, «Звуковичок  [Л]», и расскажи всё о себе.

       (Дети кладут на парту фишку-звук  [Л] , работают у

        доски. Аналогичная работа с остальными звуками,

        составление звуковой модели.)                                    

 б)  Составление буквенной модели слова луна.

        - Обозначьте звуки буквами. (Дети обозначают

          известными буквами звуки)

        - Назовите, какими буквами обозначили звуки?

        - Почему нет буквы под звуком  [Н]  ?

        - Кто знает, какой буквой обозначить звук [Н] ? (эН)

        - Для чего нам понадобилась буква Н?

 в)  Составление высказывания и схемы со словом луна

4.    Физминутка.

5.   Составление звуко-буквенной модели слова рама.

       Игра «Превращения слова»

    - В какое слово можно превратить слово лама? (рама, т.д.)

   - Что такое рама? (4-угольное скреление для обрамления

                                    стекла, картины)

          (Аналогичная работа по составлению моделей)

    -Так для чего нам понадобились буквы Н и Р ?                                           (чтобы обозначить согласные звонкие твёрдые звуки [Н],[Р] )

6.  Работа по Букварю .

    а).   Чтение слогов по слоговой линейке;

    б).   Самостоятельное жужжащее чтение столбиков слов

    в).   Словарно-лексическая работа.

            - Какие слова непонятны?

            урна- вместилище для мусора, окурков

            норма- установленная мера, средняя величина чего-

                         нибудь

            нора – жилище животного (углубление под землёй

                        с ходами наружу)

            рана – открытое повреждение в тканях тела

     г).  Чтение столбиков слов вслух. Составление высказыва

            ний (устно) с любым словом.

           - Как написаны слова?  (с маленькой и большой буквы)

           - Почему? (ответы детей)                  

           - На слух мы слышим, какая буква будет: маленькая или                                  

             большая? (по слуху нельзя определить размер буквы)

           - В буквенной записи бывают такие места, которые нельзя

             писать по слуху – это орфограммы. Люди договорились

             писать заглавную букву в именах людей, названиях рек.

    д). Самостоятельное жужжащее чтение предложений.

           - Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?

  7 Игра «Хоккей».

      - Приготовили ворота- это наши руки. Пропускаем толь-

         ко слова, которые начинаются звуком  [Р] . Будьте вни-

         мательны и не пропустите гол.

         Работа, труд, роза, ромашка, тюльпан,

  - Почему не пропустили слово тюльнан-это же цветок? (ловушка)

    Продолжаем:  русский, английский, хорошо, растение, берёза

    -это же растение, почему не пропустили? (ловушка)

     Рассказ, радио, телевизор, молодцы. (ГОЛ!)

    (Если позволяет время на уроке -  игра «Магазин». )

        - Сейчас мы отправимся в «Супермаркет» и купим пред

     меты, в названии которых есть  [Н] - их покупают мальчи-

     ки  и  звук [Р]  -их покупают девочки. (картинки предметов:

     лимон, огурец, ножницы, кастрюля, нож, морковь, тарелка,

     рубанок.)

   - На какие группы можно разделить эти предметы?

       (посуда, инструменты, овощи)

8.  Итог урока.

     - С какими буквами познакомились на уроке?

     - Для чего они нужны?

     - Оцените свою работу на волшебной линеечке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...

урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Формирование  умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...

Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира  во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...