Буквы согласных Н,Р. Представление об орфограмме
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок русского языка в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова. Тип урока-постановка и решение учебной задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 1 класс
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Мусатова Наталья Константиновна
учитель начальных классов
Тема: «Буквы согласных Н, Р.
Представление об орфограмме».
Цели: -организовать учебную деятельность уч-ся по введе-
нию букв Н, Р, обозначающих парные по звонкости
глухости согласные звуки; учить читать слоги, сло-
ва, предложения с данными буквами, ввести поня-
тие об орфограмме;
- развивать фонематический слух, речь уч-ся.
- воспитывать любовь к предмету, чтению.
Оборудование: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова«Букварь» (ч.1),
фишки для составления звуковых моделей,
буквы для составления буквенных моделей,
предметные картинки .
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Создание ситуации успеха.
- Ребята, что мы изучаем на урока русского языка? (слова)
- Расскажите всё, что вы узнали о словах. (слова «сделаны»
из звуков человеческой речи)
( по ходу рассказа детей составляется схема, рассказыва-
ющая о гл. звуках и согл. звонких и твёрдых).
- Какие вы знаете буквы для обозначения гласных звуков?
( а, о, у, ы, э )
Согласных? (л, м)
- Какую работу выполняют гласные буквы а, о, у, ы, э?
- Чем отличаются гласные и согласные звуки?
А звуки и буквы?
- Молодцы, ребята! Вы так хорошо всё рассказали о зву-
ках и буквах.
3. Постановка и решение частной задачи.
- Тогда отгадайте загадку: «Над домами у дорожки
висит лепёшка». (луна)
а) Составление звуковой модель слова луна.
- Играем в «Звуковичков».
Спойте в слове 1 звук. Кто услышал его?
Иди, «Звуковичок [Л]», и расскажи всё о себе.
(Дети кладут на парту фишку-звук [Л] , работают у
доски. Аналогичная работа с остальными звуками,
составление звуковой модели.)
б) Составление буквенной модели слова луна.
- Обозначьте звуки буквами. (Дети обозначают
известными буквами звуки)
- Назовите, какими буквами обозначили звуки?
- Почему нет буквы под звуком [Н] ?
- Кто знает, какой буквой обозначить звук [Н] ? (эН)
- Для чего нам понадобилась буква Н?
в) Составление высказывания и схемы со словом луна
4. Физминутка.
5. Составление звуко-буквенной модели слова рама.
Игра «Превращения слова»
- В какое слово можно превратить слово лама? (рама, т.д.)
- Что такое рама? (4-угольное скреление для обрамления
стекла, картины)
(Аналогичная работа по составлению моделей)
-Так для чего нам понадобились буквы Н и Р ? (чтобы обозначить согласные звонкие твёрдые звуки [Н],[Р] )
6. Работа по Букварю .
а). Чтение слогов по слоговой линейке;
б). Самостоятельное жужжащее чтение столбиков слов
в). Словарно-лексическая работа.
- Какие слова непонятны?
урна- вместилище для мусора, окурков
норма- установленная мера, средняя величина чего-
нибудь
нора – жилище животного (углубление под землёй
с ходами наружу)
рана – открытое повреждение в тканях тела
г). Чтение столбиков слов вслух. Составление высказыва
ний (устно) с любым словом.
- Как написаны слова? (с маленькой и большой буквы)
- Почему? (ответы детей)
- На слух мы слышим, какая буква будет: маленькая или
большая? (по слуху нельзя определить размер буквы)
- В буквенной записи бывают такие места, которые нельзя
писать по слуху – это орфограммы. Люди договорились
писать заглавную букву в именах людей, названиях рек.
д). Самостоятельное жужжащее чтение предложений.
- Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
7 Игра «Хоккей».
- Приготовили ворота- это наши руки. Пропускаем толь-
ко слова, которые начинаются звуком [Р] . Будьте вни-
мательны и не пропустите гол.
Работа, труд, роза, ромашка, тюльпан,
- Почему не пропустили слово тюльнан-это же цветок? (ловушка)
Продолжаем: русский, английский, хорошо, растение, берёза
-это же растение, почему не пропустили? (ловушка)
Рассказ, радио, телевизор, молодцы. (ГОЛ!)
(Если позволяет время на уроке - игра «Магазин». )
- Сейчас мы отправимся в «Супермаркет» и купим пред
меты, в названии которых есть [Н] - их покупают мальчи-
ки и звук [Р] -их покупают девочки. (картинки предметов:
лимон, огурец, ножницы, кастрюля, нож, морковь, тарелка,
рубанок.)
- На какие группы можно разделить эти предметы?
(посуда, инструменты, овощи)
8. Итог урока.
- С какими буквами познакомились на уроке?
- Для чего они нужны?
- Оцените свою работу на волшебной линеечке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с проверяемыми буквами согласных на конце слова. Знакомство с орфограммами»
Урок отражает применение технологии проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технологий....
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....
Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")
Задачи урока направлены на закрепление умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...
урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Формирование умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...
Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...