урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Формирование умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Автор: Шевцова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской
Описание материала: предлагаемый конспект урока по русскому языку по УМК «Школа России» автор Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
Формирование регулятивных УУД:
умения планировать, контролировать и оценивать действия.
Задачи:
- развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;
- формировать интерес к творческой(практической) работе;
- развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
- формировать навыки работы по плану, сверяясь с целью;
- развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.
Формирование коммуникативных УУД:
Задачи:
- умение работать в команде, паре, группе;
- умение излагать своё мнение;
- умение участвовать в диалоге;
- умение понимать и принимать позицию другого;
- умение создавать устные и письменные тексты;
- использовать речевые средства;
- предотвращать и преодолевать конфликты.
Формирование познавательных УУД:
Задачи:
- Систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова;
- Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;
- Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией;
- Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;
- Развивать умение представлять информацию.
Формирование личностных УУД:
Задачи:
- строить отношения с коллегами в группе;
- пользоваться правилами поведения;
- осознавать и называть свои личные качества;
- признавать свои успехи и неудачи.
Цели урока по линиям развития личности
1. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма
2. Развивать умение находить способ действия
Обязательный минимум содержания
Вводимые на уроке понятия:
орфограмма
Предметное умение – видеть проверяемый и непроверяемый безударный гласный звук в корне слова, уметь находить способ проверки безударного гласного проверяемого ударением.
Оборудование:
- Карточки с заданиями
- Картинки к загадкам и карточки со словами.
Ход урока
I этап: Организационный момент 1 мин.
Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.
II этап: Актуализация знаний 3-4 мин.
Ребята вы любите загадки? (да)
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (Сосна)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Береза)
На доске учитель вывешивает картинки.
-Можно ли допустить ошибку при записи этих слов? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова СОСНА букву А, в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Учитель вывешивает карточки со словами на доске.
Запишите эти слова в тетрадь.
Проверьте, правильно ли записаны слова у вас в тетради.
Чем отличаются эти безударные гласные в корне слова. (Проверяемый гласный звук в слове СОСНА и непроверяемый гласный звук в слове БЕРЁЗА.)
III Проблема, цель:
-Сегодня на уроке вы узнаете, как называется опасное место.
Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место? (Нам надо уметь находить опасное место в словах для того, чтобы писать без ошибок, грамотно)
Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю.
Кто является читателем, а кто автором (SMS, записки, письма и т.д.)
IV План урока:
Мы будем работать на уроке по плану:
- «Опасное место» или ….
- Составить предложение.
- Составить текст.
- Волшебный словарик.
V Открытие нового знания:
- Выбери слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места»
в словах. Карточки на доске:
- синоним
- орфограмма
- глагол
(глагол или орфограмма)
Проверим по учебнику на стр. 109 (правило, обратим внимание)
А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете «страничку для любознательных» по учебнику на стр.110.
Физминутка.
Я буду называть слова. Если слово с непроверяемой орфограммой - прыгайте, если с проверяемой – хлопайте в ладоши (водичка, яблоко, земля, корова, ворона, пчела, заяц, петух, дрозды)
VI Самостоятельная работа: 20 мин.
- Для выполнения следующей части нашего плана вам необходимо
объединиться в группы.
Возьмите лист № 1 с заданием. Задания на карточках.
Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 5 мин.
(Cоставьте предложение, запишите. Найдите слова с орфограммой безударный гласный звук в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением). Учащимся предлагается 4 варианта заданий.
трещит, озёрах, на, лёд, лесных
траву, в, лиса, легла
в, река, текла, лесах
лесной, тихо, на, осенью, полянке
Проверка:
- Проверка слов с безударным гласным
- Прочитайте ещё раз предложения и скажите, получился ли у вас тексn? (Нет, т.к. текст – это два или больше предложений связанных по смыслу...)
Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
- Для выполнения следующей части нашего плана, возьмите лист № 2 с заданием. Задания на карточках.
Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 7 мин.
(Задание: Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением. Слова запиши в тетрадь.)
Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением. Слова запиши в тетрадь.
- Вот прилетели родители.
- Птицы громко трещали.
- Оно сделано из прутьев, глины и травы.
- В гнезде трое грачат.
- Грачи стали кормить птенцов живыми червяками.
- На берёзе грачиное гнездо.
Проверка:
- На экране проверка структуры текста.
- Зачитать выписанные слова, доказать проверяемую орфограмму.
VII Повторение и закрепление:
- Последняя часть нашего плана – «Волшебный словарик»
(Отгадать метафоры: НОС, ГЛАЗА, ЯЗЫК)
Узнайте слово по фразе.
- Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)
- Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)
- Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он
может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку.(язык)
В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.
В каком слове есть проверяемая орфограмма, а в каком непроверяемая орфограмма. Почему вы не назвали слово НОС?
Проверка выполнения плана.
VIII Итог урока:
С каким понятием познакомились?
(Выбор из трех слов: синоним, орфограмма, глагол)
(проверяемая и непроверяемая орфограмма)
А теперь узнайте слово по фразе.
- Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)
- Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)
- Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он
может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку.(язык)
На доске карточки со словами.
В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.
IX Домашнее задание:
Д/З по – выбору.
Учебник стр.110, упр.174 или 175.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"
Конспект урока для 4 класса по программе "Школа-2100"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" 2 класс.
Презентация используется на этапе актуализации знаний, способствует развитию мыслительных операций учащихся....
Технологическая карта урока русского языка по теме: « Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне».
Технологическая карта разработана на основе ФГОС....
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....
презентация к уроку русского языка по теме: "Упражнения в написании слов с изученными орфограммами"
Презентация к уроку русского языка 3 класс ОС "Школа 2100"...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»
Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...
Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...