Правописание суффиксов "о" "а" в наречиях с приставкой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Правописание суффиксов "о" "а" в наречиях с приставкой. Конспект урока и презентация. УМК "Школа России". Материал составлен в соответствии с ФГОС. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_o_a_v_narechiyah_s_pristavkoy.rar | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Правописание суффиксов –а-, -о- в наречиях с приставками.
Цели: 1. Формирование представлений о правописании суффиксов –а-, -о- в наречиях с приставками
2.Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы
Задачи: 1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий
2. Формировать способность использования данного способа действия
3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Ход урока:
- Организационный момент
- Начинаем урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть будет добрым ум у вас
И добрым сердце будет
- Такое пожелание вам на сегодняшний урок.
- Орфографическая минутка
- Начнем урок с орфографической минутки.
- Положите перед собой листочки, приготовьте ручку.
- Внимание , цепочкой как всегда слово, орфограмма, проверочное слово.
- Какую орфограмму повторяли?
- Назовите правило для проверки безударной гласной в корне.
- Внимание на эти слова. Найдите среди этих слов наречия.
- Сколько наречий нашли?
- Вспомните что такое наречие?
- От каких частей речи могут быть образованы наречия?
- Скажите, от каких частей речи образованы эти наречия?
- Что ещё можно сказать об этой части речи?
- Какой части слова нет у наречия? Почему?
3. Изучение нового материала.
3.1 Групповая работа по уровням
- Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим работать над этой частью речи. Нам предстоит познакомиться с новой орфограммой.
- А вот что это за орфограмма и как её проверить вам предстоит выяснить самим. Для этого вы будете работать в группах, по таким карточкам.
- Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.
- Сейчас вы будете работать по группам, план работы у каждой группы свой.
1 группа (высокий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна
Графически выделить орфограмму.
2 группа (средний уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Графически выделить орфограмму.
3 группа (низкий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А.
Графически выделить орфограмму.
- Закончили? Хорошо.
3.2 Формулировка учащимися темы и цели урока.
- Внимание! Ещё одно задание. Определите тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться?
3.3 Проверка результатов деятельности групп.
- Какая группа расскажет о своей работе.
3.4 Формулировка правила написания суффиксов наречий
- В наречиях образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.
Составляется алгоритм написания суффиксов.
Слово |
Определяю приставку |
Приставки В-, На-, За- |
Приставки Из-, До-, С- |
Пишу суффикс -О |
Пишу суффикс -А |
- В данном правиле есть два слова исключения. Эти слова не подчиняются данному правилу. Запомните их: дословно, исправно
- Для лучшего запоминания нового правила, я вам расскажу маленький секрет.
- А заключается он в том, что правописание суффикса в наречии с приставкой можно проверить словом окно. Для проверки достаточно употребить существительное окно с таким же предлогом, что и приставка у наречия. (налево- на окно, издавна- из окна).
- Мы с вами познакомились с новой орфограммой. Назовите её.
- Назовите правило, по которому можно проверить написание безударной гласной в суффиксе наречия.
4 Физминутка
- Устали? Сейчас немного отдохнем и разомнемся. Разминка будет тоже грамматическая. Я буду называть слова разных частей речи, а вы если услышите наречия, то хлопайте в ладоши. Если услышите другие части речи, то топайте ногами.
Направо, слева, допоздна, накрепко, сгоряча, начисто, изредка, досыта, засветло, справа, сначала, наглухо, запросто, снова.
5 Закрепление
5.1
- Возьмите карточку номер 2. Пользуясь алгоритмом и правилом допишите суффиксы у наречий.
- Проверим, какие суффиксы вставили? Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверим.
- Вернули работу владельцу. Посмотрите, есть ли у вас ошибки?
- У кого ошибок нет подняли ладошку синего цвета, у кого 1 или 2 ошибки – зеленого, у кого 3 и более ошибок – красную.
5.2
Стр. 132, упр. 17
5.3 Дифференцированная самостоятельная работа
- Сейчас вы поработаете немного самостоятельно.
- Возьмите карточку номер 3. Внимательно прочитайте задание. Задание выполните в тетради.
- Проверим задания первого уровня сложности, второго, третьего.
5.4
- Из данной группы слов составьте предложение
Лежали, большие, от, справа, дороги, камни
Справа от дороги лежали большие камни.
- Запишите это предложение, разберите его по членам предложения.
Бор, сосновый, слева, стоит.
Слева стоит сосновый бор.
Издалека поле льна кажется голубым.
6 Итог урока
- С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
- В каких случаях на конце наречий пишется суффикс О? А?
- Какой прием можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
- Сейчас положили перед собой карточки с буквами а и о. Я называю слово, а вы поднимаете карточку с той буквой какой суффикс должен быть у этого наречия. (Запросто, изредка, снова, дочиста, вправо, накрепко)
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока.
- Удалось ли нам выполнить поставленную цель?
7 Рефлексия.
В заключении урока мне хотелось бы чтобы вы оценили свою работу на уроке и закончили предложения используя наречия.
На уроке мне было …
Потому что …
На уроке я работал …
Особенно …
(хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно)
8 Домашнее задание.
стр. 133, упр. 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных А, О в приставках"
Презентация к уроку русского языка по УМК "Школа России" по теме "Правописание приставок с гласными О,А"....
« Правописание гласных и согласных в приставках» Конспект урока
« Правописание гласных и согласных в приставках». Конспект урока русского языка в 4 классе....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...
Презентация "Правописание букв безударных гласных в приставках",
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, "Правописание букв безударных гласных в приставках"...
Конспект урока русского языка. Тема: Правописание и образование наречий
Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксовЗадачи:образовательная- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.развивающая- со...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах сло...