Конспект урока русского языка. Тема: Правописание и образование наречий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксов
Задачи:
образовательная
- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.
развивающая
- создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
воспитательная
- воспитание интереса к родному языку; стимулирование работы учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_28.04.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание и образование наречий
Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксов
Задачи:
образовательная
- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.
развивающая
- создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
воспитательная
- воспитание интереса к родному языку; стимулирование работы учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Ход урока
- Орг. момент (2 мин)
Эпиграф нашего урока.
Перед Вами громада — русский язык!
Н.В. Гоголь
- Актуализация знаний. (1 мин)
- Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь
Всё равно не изменюсь.
О какой части речи говорится?
Над какой темой мы будем с вами работать?
- Давайте вспомним, что мы знаем о наречиях. Поработаем индивидуально. Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. (Задание №1) (2 мин)
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
У каждого из вас на столе лежит Лист самооценки. По ходу урока мы будем заполнять этот лист. Проверка
- Прочитайте шуточное стихотворение (задание №2) (4 мин)
Справа, утром, нелегко,
Слева, слишком, высоко.
Рядом, завтра, далеко,
Быстро, очень, глубоко.
- Какое задание можно предложить?
- По какому принципу можно сгруппировать наречия? (по вопросам)
- Попробуйте в парах распределить наречия на 4 группы:
- Какое название можно дать каждой группе?
Где? Куда? Откуда? | Когда? | Как? Каким образом? | Насколько? |
Справа, слева, рядом, далеко. | Утром, завтра. | Нелегко, быстро, высоко, глубоко. | Слишком, очень. |
Место действия | Время действия | Образ действия | Степень качества |
Проверка.
- Работа над новым материалом
- На слайде слова.
Изредка, вправо, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, влево, налево, слева, справа, наглухо.
Скажите, что общего в этих словах и чем они отличаются?
Какую букву или буквы мы должны вставить? Теперь уточните тему.
Какую задачу мы перед собой поставим?
- Поработаем в группах. Будем искать ответ на вопрос – правописание наречий с приставками.
- по QR коду
- Интернет
- учебник
- спроси у взрослых
- словари
Сделайте вывод.
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
Есть разные способы запоминания нового правила.
Послушайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-
пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…
Здесь есть тонкость. Ведь способы запоминания, предложенные Витей и Верой, пригодны только для наречий, образованных от прилагательных с предлогами до-, с-, из-, на-, в-, за-. Наречия же, образованные от существительных, не подходят под данное правило.
- Вставьте пропущенные буквы (слайд)
- [с. 130 упр. 478]
- Подведение итогов. Рефлексия
Мы с вами на предыдущих уроках говорили, что фразеологизмы можно заменить наречиями-синонимами. У нас все фразеологизмы и наречия-синонимы перепутались, восстановим их.
(дети восстанавливают фразеологизмы и наречия).
Как по маслу | хорошо |
Рука об руку | дружно |
Работать спустя рукава | небрежно |
Из рук вон | плохо |
Навострить уши | внимательно |
- Молодцы.
- А теперь выберите те фразеологизмы, которые подходят к оценке нашей работы?
(дети выбирают)
- Вот, как мы с вами сегодня работали: дружно, хорошо и внимательно.
Лист для самооценки ____________________________
№ п/п | Задание | |
1. | +/- | |
2. | Заполнение таблицы | |
3. | Вставь пропущенные буквы! | |
4. | Фразеологизмы |
_____________________________________________________________________________________
Лист для самооценки ____________________________
№ п/п | Задание | |
1. | +/- | |
2. | Заполнение таблицы | |
3. | Вставь пропущенные буквы! | |
4. | Фразеологизмы |
_____________________________________________________________________________________
Лист для самооценки ____________________________
№ п/п | Задание | |
1. | +/- | |
2. | Заполнение таблицы | |
3. | Вставь пропущенные буквы! | |
4. | Фразеологизмы |
_____________________________________________________________________________________
Лист для самооценки ____________________________
№ п/п | Задание | |
1. | +/- | |
2. | Заполнение таблицы | |
3. | Вставь пропущенные буквы! | |
4. | Фразеологизмы |
_____________________________________________________________________________________
Лист для самооценки ____________________________
№ п/п | Задание | |
1. | +/- | |
2. | Заполнение таблицы | |
3. | Вставь пропущенные буквы! | |
4. | Фразеологизмы |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Как по маслу | небрежно |
Рука об руку | плохо |
Работать спустя рукава | хорошо |
Из рук вон | внимательно |
Навострить уши | дружно |
_____________________________________________________________________________________
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
___________________________________________________________________________
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
____________________________________________________________________________________
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
___________________________________________________________________________
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
____________________________________________________________________________________
Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…, запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .
______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'
Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...
Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).
Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.Пл...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать ...