Конспект урока русского языка. Тема: Правописание и образование наречий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Ольга Владимировна

Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксов

Задачи:

образовательная

- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.

развивающая

- создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

воспитательная

- воспитание интереса к родному языку; стимулирование работы учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_28.04.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание и образование наречий 

Цель: открыть способ образования наречий с помощью приставок и суффиксов

Задачи:

образовательная

- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками.

развивающая

- создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

воспитательная

- воспитание интереса к родному языку; стимулирование работы учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Ход урока

  1. Орг. момент (2 мин)

Эпиграф нашего урока.

Перед Вами громада — русский язык!

                                                Н.В. Гоголь

  1. Актуализация знаний. (1 мин)
  1. Самый трудный я, друзья,

            И воспитать меня нельзя.

            Знайте: с кем ни поведусь

            Всё равно не изменюсь.

О какой части речи говорится?

Над какой темой мы будем с вами работать?

  1. Давайте вспомним, что мы знаем о наречиях. Поработаем индивидуально. Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. (Задание №1) (2 мин)

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

У каждого из вас на столе лежит Лист самооценки. По ходу урока мы будем заполнять этот лист. Проверка

  1. Прочитайте шуточное стихотворение (задание №2) (4 мин)

            Справа, утром, нелегко,

            Слева, слишком, высоко.

            Рядом, завтра, далеко,

            Быстро, очень, глубоко.

- Какое задание можно предложить?

- По какому принципу можно сгруппировать наречия? (по вопросам)

- Попробуйте в парах распределить наречия на 4 группы:

- Какое название можно дать каждой группе?

Где? Куда? Откуда?

Когда?

Как? Каким образом?

Насколько?

Справа, слева, рядом, далеко.

Утром, завтра.

Нелегко, быстро, высоко, глубоко.

Слишком, очень.

Место действия

Время действия

Образ действия

Степень качества

Проверка.

  1. Работа над новым материалом
  1. На слайде слова.

Изредка, вправо, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, влево, налево, слева, справа, наглухо.

Скажите, что общего в этих словах и чем они отличаются?

Какую букву или буквы мы должны вставить?  Теперь уточните тему.

Какую задачу мы перед собой поставим?

  1. Поработаем в группах. Будем искать ответ на вопрос – правописание наречий с приставками.
  1. по QR коду
  2. Интернет
  3. учебник
  4. спроси у взрослых
  5. словари

Сделайте вывод.

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

Есть разные способы запоминания нового правила.

 

Послушайте текст.

- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.

- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-

пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

Здесь есть тонкость. Ведь способы запоминания, предложенные Витей и Верой, пригодны только для наречий, образованных от прилагательных с предлогами до-, с-, из-, на-, в-, за-. Наречия же, образованные от существительных, не подходят под данное правило.

  1. Вставьте пропущенные буквы (слайд)
  2. [с. 130 упр. 478]

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Мы с вами на предыдущих уроках говорили, что фразеологизмы можно заменить наречиями-синонимами. У нас все фразеологизмы и наречия-синонимы перепутались, восстановим их.

(дети восстанавливают фразеологизмы и наречия).

Как по маслу

хорошо

Рука об руку

дружно

Работать спустя рукава

небрежно

Из рук вон

плохо

Навострить уши

внимательно

-  Молодцы.

- А теперь выберите те фразеологизмы, которые подходят к оценке нашей работы?

(дети выбирают)

- Вот, как мы с вами сегодня работали: дружно, хорошо и внимательно.

Лист для самооценки   ____________________________

№ п/п

Задание

1.

+/-

2.

Заполнение таблицы

3.

Вставь пропущенные буквы!

4.

Фразеологизмы

_____________________________________________________________________________________

Лист для самооценки   ____________________________

№ п/п

Задание

1.

+/-

2.

Заполнение таблицы

3.

Вставь пропущенные буквы!

4.

Фразеологизмы

_____________________________________________________________________________________

Лист для самооценки   ____________________________

№ п/п

Задание

1.

+/-

2.

Заполнение таблицы

3.

Вставь пропущенные буквы!

4.

Фразеологизмы

_____________________________________________________________________________________

Лист для самооценки   ____________________________

№ п/п

Задание

1.

+/-

2.

Заполнение таблицы

3.

Вставь пропущенные буквы!

4.

Фразеологизмы

_____________________________________________________________________________________

Лист для самооценки   ____________________________

№ п/п

Задание

1.

+/-

2.

Заполнение таблицы

3.

Вставь пропущенные буквы!

4.

Фразеологизмы

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Как по маслу

небрежно

Рука об руку

плохо

Работать спустя рукава

хорошо

Из рук вон

внимательно

Навострить уши

дружно

_____________________________________________________________________________________

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

___________________________________________________________________________

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

____________________________________________________________________________________

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

___________________________________________________________________________

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

____________________________________________________________________________________

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________

Изредк…, вправ…, занов…, издавн…, начист…,  запрост…, досух…, снов…, влев…, налев…, слев…, справ…, наглух… .

______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.Пл...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать ...