« Правописание гласных и согласных в приставках» Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Горяйнова Лидия Петровна

« Правописание гласных и        согласных в приставках». Конспект урока русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_kl-pristavki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     « Средняя общеобразовательная школа №11»

                                      села Красногвардейского

                                     Ставропольского края

                             Урок русского языка

Тема :« Правописание гласных и        согласных в приставках»

                        

                                Подготовила и провела в 4 «А» классе

                                        учитель начальных классов

                                        Горяйнова Лидия Петровна

        

                                2010-2011 учебный год

Ц е л и  у р о к а:

- развивать навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация;

- активизировать и расширять знания детей о приставках; совершенствовать навык правописания приставок и умение распознавать приставку в слове;

- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость; навыки общения и сотрудничества.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- учебник « Русский язык» для 4 класса, автор А.В.Полякова;

-толковый словарь С.И.Ожегова.

                        Х о д      у р о к а

1. О р г а н и з а ц и о н н ы й    момент

- Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

2. С л о в а р н о – о р ф о г р а ф и ч е с к а я    работа.

Слайд 3:

Засеять, увидеть, аппетит, оттенок, слышать.

-Что обозначает слово оттенок?

/Высказывания детей/

-Обратимся к толковому словарю. /чтение в словаре/Слайд 4./

- Где и когда мы употребляем это слово?

 

-Распределите все данные слова на две группы.

-По какому признаку вы распределили?

/По частям речи : глаголы и существительные/

Проверка. Слайд 5:

засеять                        аппетит

увидеть                        оттенок

слышать

- Что ещё объединяет слова первой группы?

/вопрос «что делать?» , н.ф./

-А что ещё объединяет слова 2-ой группы?

/ сущ. 2-го скл., м.р., с удвоенными согласными/

 данные слова?

/Слова с приставками и без приставок/

Проверка. Слайд 6:

засеять                                слышать

увидеть                                аппетит

оттенок

-Назовите приставки в словах.

- Так вы догадались какая сегодня тема урока?

Слайд 7:

Правописание гласных и согласных в приставках.

3.А к т у а л и з а ц и я   знаний    и    м о т и в а ц и я.

-Да .Сегодня мы продолжим наши наблюдения над приставками, будем продолжать учиться распознавать приставку в слове.

- Приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете.

- А знаете сколько их?

- Вспомните как можно больше, запишите и пересчитайте.

-Сверьте свой список с моим.

Слайд 8:

Много ли на свете приставок?

Без-(бес-)                                        па-

вз-(взо-)(вс-)(во-)                                пере-

воз-(вос-)                                               с-(со-),су-, у-                                

вы-        ; на                                         по-

до-                                                        под-(подо-)

за-                                                        пра-

из-(изо-)(ис-)                                        пре-

над-(надо-)                                        пред-(предо-)

не-(недо-)                                        при-

низ-(нис-)                                        про-                

о-                                                        раз-(разо-)(рас-)

об-(обо-)                                                роз-(рос-)

от-(ото-)                                                 через-(чрез-);(черес-)

- Здесь 49 приставок и их вариантов.(Варианты заключены в скобки)

Есть ли в этом списке такие приставки, которых вы никогда не слышали и не видели?

-Я думаю,что нет. Просто вы не смогли их вспомнить. Значит нужно тренировать свою память, больше учить стихотворений.

4.Повторение  и   о б о б щ е н и е    материала.

-Давайте прочитаем стихотворение Сергея Есенина./Слайд 9/

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

                        С.Есенин.

- Понравилось вам стихотворение Сергея Есенина?

-Его стихи как живые картины. Когда вы их читаете, какие картины оживают в вашем воображении?

/Поля, с которых убран хлеб; осенние рощи, уже утратившие листву; горы, которые вдалеке кажутся синими, туман над рекой./

Есенин, родившийся на Рязанщине, в селе Константиново, полюбил природу с ранних лет.

Послушайте отрывок из его детских воспоминаний:

« Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну. И я радовался, когда она вместе с кругами отплыла от их ртов.»

-Особенно глубоко поэт любил животных. Он никогда их не обижал: « И зверьё, как братьев меньших, никогда не бил по голове.»

-Он жалел и заезженную лошадь, и дряхлую корову с выпавшими зубами, и собаку, у которой хозяин отобрал новорожденных щенков. В голодные годы он делился едой с бродячими  псами на улицах. Ему всегда хотелось помочь животным: « Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит.»

- Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и выпишите их в тетрадь.

Проверка. Слайд 10: 

Сжаты, скатилось, взрытая, примечталось, осталось, увидал, запрягался.

-Ребята, вы знаете, что для разных приставок – разные законы.

-Зависит ли правописание гласных от ударения?-

-А что вы знаете о согласных в приставках?

-Да, верно, разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы. К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения.

Слайд 11: « Для разных приставок- разные законы»:

1-гр.-пишутся всегда одинаково,         2-я             3-я

независимо от произношения                   группа                 группа

до-,о-, об-(обо-), от-, по-, под-,                раз-                     при-        

про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-),                рас-                     пре-

взо-, разо-

-Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой  З, а в других- с буквой С.  С ними надо держать ухо востро.(разбивать, расправить)

- К третьей группе относятся только две приставки: пре- и при-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

5.Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

Раз – согнулись – разогнулись.

Два – нагнулись – потянулись.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

-А есть ли в тексте физминутки слова с приставками?

Если есть, то какие?

Проверка: Слайд 12

6.Работа над    р а с п о з н а в а н и е м     приставок.

Р а б о т а   в    г р у п п а х.

Игры с приставками:

« Найди лишнее слово»: /Слайд 13/

  1. Проехать, простыня, проход.
  2. Доверчивый, добраться, домашний.
  3. Заработал, зарево, завыл.

/1гр.- лишнее слово  простыня, т. к. про- является частью корня; другой вариант- лишнее слово – проехать – глагол, остальные – сущ.;

2-я гр.- лишнее слово домашний –нет приставки, другой вариант- лишнее добраться- глагол, остальные-прилагат.;

3-я гр.-лишнее слово-зарево, т.к. за- часть корня, а также это существительное, остальные-глаголы.

7.Р а б о т а   по  у ч е б н и к у.

Упражнение № 54, 1-я строка.

- Какие пары слов вам необходимо записать?

/Глаголы и существительные/

-Как называются такие пары слов?

/Это родственные слова./

- О чём необходимо помнить при образовании родственных слов?

/Приставки всегда пишутся одинаково/

- Выполните задание самостоятельно.

Р е з е р в:

- Образуйте  и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки:

Слайд 14:

-учить                                                - работать

/1вариант/                                        /2 вариант/

8.И т о г   у р о к а.

Рефлексия.

-Какую роль играют приставки в нашей речи?

-Зависит ли правописание гласных в приставках от ударения?

-С какими «ошибкоопасными» согласными мы встречаемся?

-Как пишутся такие приставки?

9.Д о м а ш н е е    з а д а н и е.

-Выполнить упражнение №55.

Дополнительно/по желанию/ придумайте и запишите с образованными словами ( с приставками)  предложения. Одно предложение ( по выбору ) разберите по членам предложения и частям речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных А, О в приставках"

Презентация к уроку русского языка по УМК "Школа России" по теме "Правописание приставок с гласными О,А"....

Тема: Правописание гласных и согласных букв в приставках

Цель:1)      развитие умения писать приставки всегда  одинаково независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять  слова с приставками;2)...

Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе

Технологическая карта урока русского языка (УМК Школа России)...

Методическая разработка. Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Русский язык. 4 класс.

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе.Весь материал представленный в методической разработке предусматривает создани...

Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Презентация. Русский язык. 4 класс.

Презентация. Русский язык 4 класс. Тема урока: "Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе".Презентация разработана в соотвтствии с требованиями  к наглядным демонстр...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах сло...