Рабочая программа по русскому языку 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Обучение школьников русскому языку определяется прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Для школьника русский (родной) язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст-повествование, описание или рассуждение с учётом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения русскому языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Осуществление этой задачи и представляет собой, прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «Русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.yaz_._progr._2015-2016.doc | 548.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык »
во 2 классе
(ФГОС)
Срок реализации программы: 2015-2016учебный год
Составила: Плоткина Марина Алексеевна
учитель начальных классов
Иваньково-Ленино
2015
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
- Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 1-4 классы» автор Т.Г. Рамзаева.-М.: Дрофа, 2011
- Учебный план МБОУ «Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа»
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников русскому языку определяется прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Для школьника русский (родной) язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст-повествование, описание или рассуждение с учётом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения русскому языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Осуществление этой задачи и представляет собой, прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «Русский язык»
Цели и задачи обучения во 2 классе
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
- Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
- Овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний;
- Научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить их речь, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению, особенно художественных.
- Освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- Знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
1. Игровая технология
2. Проблемно-диалогическая технология
3. Демонстрационно - тренировочный прием
4.Работа с тренажером.
Формы обучения
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование, подготовка и презентация проекта.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
- устный опрос,
-домашняя работа
- самостоятельная работа
В курсе русского языка предусмотрены стартовая диагностика, текущий,
тематический и итоговый контроль.
Для проведения тематического и итогового контроля предназначена тетрадь.
Виды контроля:
• Диктанты
• списывания
• проверочные работы
• изложения
• тестирование
Портфолио:
- творческие работы
- изложения
Раздел 3. Описание места учебного предмета
Учебный план школы для преподавания предмета выделяет 5 часов в неделю, соответственно по программе 175 часов. (35 недель по 5 часов)
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– осознавать личностный смысл учения;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
– соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
– корректировать выполнение задания в дальнейшем;
– оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике ;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;
– определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
- соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
- изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов;
- изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов;
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- различать предложение и слово;
- определять распространенное и нераспространенное предложение;
- находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
- задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
- различать на письме приставки и предлоги;
- употреблять разделительные ьиъ;
- находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
- писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Словарь
Слова с непроверяемыми написаниями: берёза, быстро, весело, ветер, воробей , ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуйте, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина , медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, петух, платок ,посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги ,скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай , ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
- работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
- научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Раздел 6. Содержание учебного предмета
Повторение (5 ч)
Текст и предложение в нашей речи. Слово и предложение – единица речи. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Упражнение в делении слов на слоги и четком произношении слов
Речь (4 ч)
Речь в жизни человека. Речь устная и письменная. Выделение предложений в устной и письменной речи
Звуки и буквы (9 ч)
Особенности букв и звуков. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и буквы.
Слова с буквой «э». Письменные ответы на вопросы. Речевой этикет. Слова-приветствия. Согласные буквы и их обозначение буквами.
Согласный звук й и буква й. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения
Шипящие согласные звуки (12ч)
Шипящие согласные звуки ж, ш, ч, щ. Написание слов с сочетаниями жи, ши. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Слова с сочетаниями чн, чк, щн. Слова с сочетаниями чн, чк, чт. Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. чн, чт. Диктант. Работа над ошибками.
Алфавит(2 ч)
Алфавит, или азбука
Слово и слог. Перенос слов (6ч)
Слово и слог. Деление слов на слоги. Упражнения в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными. Перенос слов. Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине.
Предложение и текст (12 ч)
Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. Общее понятие о главных членах предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения. Диктант. Общее понятие о тексте. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме «Предложение и текст». Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану.
Мягкие и твердые согласные звуки (8 ч)
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается. Правописание и перенос слов с мягким знаком. Изложение текста по вопросам. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине.
Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)
Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков. Парные согласные по звонкости–глухости, мягкости-твердости. Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. Способ проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание
Ударение. Обозначение гласных звуков (11 ч)
Ударение. Ударный и безударный слоги. Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах. Особенности проверочного слова. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста. Диктант. Работа над ошибками.
Разделительный "Ь" (7ч)
Понятие о разделительном мягком знаке. Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь- показателем мягкости согласных. Проверка знаний о разделительном ь и ь – показателе мягкости согласных. Диктант. Работа над ошибками.
Двойные согласные (3ч)
Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное (13 ч)
Понятие о словах, называющие предметы (имена существительные). Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Изложение текста по вопросам. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Связь слов в предложении по смыслу. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных. Повторение изученных правил написания слов. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов и сел, улиц, рек. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Изложение по вопросам с дополнением текста. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Диктант. Работа над ошибками.
Глагол (7 ч)
Понятие о словах, обозначающие действие предмета (глагол). Глаголы в единственном и во множественном числе. Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Упражнения в употребление глаголов в речи. Восстановление деформированного текста по картинке и его предложение
Имя прилагательное (7 ч)
Понятие о словах, обозначающие признаки предметов (имена прилагательные). Различение слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? Различие прилагательных в единственном и во множественном числе. Прилагательные, противоположные по смыслу. Их употребление в речи. Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. Контрольное списывание.
Предлог (7ч)
Предлог как слово и его роль в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Единообразное написание предлогов независимо от произношения. Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста, связь предложений в тексте. Проверочная работа. Работа над ошибками. Речевой этикет. Слова благодарности
Родственные (однокоренные слова) (8 ч)
Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов. Единообразное написание корны в однокоренных словах. Сочинение по картинке и опорным словам. Диктант.
Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне (10ч)
Способы проверки безударных гласных в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова путем подбора однокоренных слов. Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Диктант. Работа над ошибками. Работа над ошибками.
Предложение (6 ч)
Подлежащее и сказуемые – главные члены предложения. Связь слов в предложении. Сочинение по серии картинок и началу. Упражнения в установлении связи слов в предложении. Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.
Повторение в конце учебного года (32 ч)
Обобщение знаний об алфавите. Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. Правописание слов с разделительным ь. Обобщение правил переноса слов с буквой й в середине слова. Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Слова сочетаниями чн.чк. Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаков предметов, действий предметов. Обобщение знаний об имени существительном, прилагательном, глаголе. Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным опорным словам. Сочинение по плану на тему, аналогичную изложению. Сочинение по плану на тему, аналогичную изложению. Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. Повторение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Повторение знаний о предлогах. Изложение текста, воспринятого на слух.
Раздел 7. Тематическое планирование
Содержание | Основные виды деятельности ученика |
Повторение Текст и предложение в нашей речи. Слово и предложение – единица речи. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Упражнение в делении слов на слоги и четком произношении слов | Воспринимают и понимают звучащую речь; распознают гласные и согласные звуки и буквы; упражняются в делении слов на слоги |
Речь Речь в жизни человека. Речь устная и письменная. Выделение предложений в устной и письменной речи | Распознают разновидность предложения по цели высказывания; ознакомятся с повествовательным и вопросительными предложениями; упражняются в определении вида предложения; воспринимают речь на слух и записывают в соответствии с орфографическими нормами; списывают текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения; оценивают результаты освоения темы, проявляют личностную заинтерисованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; соотносят результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивают и делают выводы |
Звуки и буквы Особенности букв и звуков. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой «э». Письменные ответы на вопросы. Речевой этикет. Слова-приветствия. Согласные буквы и их обозначение буквами. Согласный звук й и буква й. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения | Распознают гласные и согласные звуки и буквы. Дают им характеристику. Делят слова на слоги. Выявляют закономерности. Выявляют особенности йотированных гласных букв е, е, ю, я. Упражняются в написании слов и словосочетаний с буквами е,е.ю,я. Наблюдают за произношением слов. Выявляют различие согласных твердых и мягких. Наблюдают и выявляют различие букв и, й и звуков, которые они обозначают |
Шипящие согласные звуки Шипящие согласные звуки ж, ш, ч, щ. Написание слов с сочетаниями жи, ши. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Слова с сочетаниями чн, чк, щн. Слова с сочетаниями чн, чк, чт. Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. чн, чт. Диктант. Работа над ошибками | Наблюдают и выявляют слова на изучаемую орфограмму. Объясняют правила. Наблюдают и выявляют слова с твердыми и мягкими согласными звуками. Объясняют причины. Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации |
Алфавит Алфавит, или азбука | Знакомятся с историей алфавита, его ролью в жизни людей. Усовершенствуют умение правильно называть буквы алфавита |
Слово и слог. Перенос слов Слово и слог. Деление слов на слоги. Упражнения в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными. Перенос слов. Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине. | Делят слова на слоги. Выявляют закономерности. Делят слова на слоги, используя правила переноса. |
Предложение и текст Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. Общее понятие о главных членах предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения. Диктант. Общее понятие о тексте. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме «Предложение и текст». Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану | Различают слова, словосочетания и предложения. Выявляют связи слов в предложении. Находят главные члены предложения. Распознают разновидность предложения по цели высказывания; знакомятся с повествовательным и вопросительными предложениями; упражняются в определении вида предложения; воспринимают речь на слух и записывают в соответствии с орфографическими нормами; списывают текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения; оценивают результаты освоения темы, проявляют личностную заинтерисованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; сравнивают результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы |
Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается. Правописание и перенос слов с мягким знаком. Изложение текста по вопросам. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине. | Обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами. Наблюдают за словами с мягким знаком. Отработывают алгоритм правописания слов по теме. Знакомятся словами-приветствиями. Сопоставляют слова, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается. Тренируются в умении переносить слова с ь посередине. Работают по развитию представления о тексте-повествовании, его составных частях, учится правильно употреблять слова в тексте |
Звонкие и глухие согласные звуки Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков. Парные согласные по звонкости–глухости, мягкости-твердости. Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. Способ проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание | Обобщают знания о согласных звуках, работают над формированием умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Работают по формированию умения обосновывать написание слова путем подбора проверочного слова |
Ударение. Обозначение гласных звуков Ударение. Ударный и безударный слоги. Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах. Особенности проверочного слова. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста. Диктант. Работа над ошибками. | Наблюдают и выявляют слова на изучаемую орфограмму. Воспринимают на слух и правильно обозначать ударение в словах. Анализируют и записывают текст |
Разделительный "Ь" Понятие о разделительном мягком знаке. Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь- показателем мягкости согласных. Проверка знаний о разделительном ь и ь – показателе мягкости согласных. Диктант. Работа над ошибками. | Наблюдают за словами с мягким знаком. Классифицируют слова. Выделяют слова с разделительным ь. Отработывают алгоритм правописания слов по теме. |
Двойные согласные Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы. Перенос слов с двойными согласными. | Знакомиятся со словами, в которых пишутся двойные согласные. Работают над формированием умения переносить слова с двойными согласными |
Слово и предложение. Имя существительное Понятие о словах, называющие предметы (имена существительные). Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Изложение текста по вопросам. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Связь слов в предложении по смыслу. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Обобщение знаний об именах существительных. Повторение изученных правил написания слов. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов и сел, улиц, рек. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Изложение по вопросам с дополнением текста. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Диктант. Работа над ошибками. | Выявляют слова, которые обозначают предметы. Различают имена существительные по вопросам «кто?» и «что?» знакомятся с терминами «одушевленные» и «неодушевленные» имена существительные. Различают имена существительные в единственном и во множественном числе, знакомятся с терминами имена собственные и нарицательные. Упражняются в написании имен собственных |
Глагол Понятие о словах, обозначающие действие предмета (глагол). Глаголы в единственном и во множественном числе. Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Упражнения в употребление глаголов в речи. Восстановление деформированного текста по картинке и его предложение | Выявляют слова, которые обозначают действие предмета. Ставят к ним вопросы. Наблюдают за изменением глагола по временам. Дают характеристику глаголам, используя изученные правила. |
Имя прилагательное Понятие о словах, обозначающие признаки предметов (имена прилагательные). Различение слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? Различие прилагательных в единственном и во множественном числе. Прилагательные, противоположные по смыслу. Их употребление в речи. Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. Контрольное списывание | Выявляют слова, которые обозначают признаки предмета. Ставят к ним вопросы. Наблюдают за изменением прилагательных по числам. Дают характеристику прилагательным, используя изученные правила. Обобщают знания о существительных, прилагательных, глаголах |
Предлог Предлог как слово и его роль в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Единообразное написание предлогов независимо от произношения. Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста, связь предложений в тексте. Проверочная работа. Работа над ошибками. Речевой этикет. Слова благодарности | Выясняют роль предлога в речи. Упражняются в написании предлогов. Выявляют отличие предлогов и союзов. Списывают текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. |
Родственные (однокоренные слова) Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов. Единообразное написание корны в однокоренных словах. Сочинение по картинке и опорным словам. Диктант. | Знакомятся с признаками родственных слов. Работают над развитием умения сравнивать слова. Находят и выделяют значимую часть слова – корень. Знакомятся с термином «родственное слово». Соотносят результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивают их и делают выводы |
Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне Способы проверки безударных гласных в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова путем подбора однокоренных слов. Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Диктант. Работа над ошибками. Работа над ошибками. | Наблюдают за сильной и слабой позицией гласных звуков. Упражняются в подборе проверочных слов. Составляю алгоритм для проверки безударных гласных в корне слова. Выявляют слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Используют алгоритм для проверки безударных гласных в к4орне слова. Наблюдают за четкостью звучания парных согласных в корне. Упражняются в подборе проверочных слов. |
Предложение Подлежащее и сказуемые – главные члены предложения. Связь слов в предложении. Сочинение по серии картинок и началу. Упражнения в установлении связи слов в предложении. Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. | Различают слова, словосочетания и предложения. Выявляют связи слов в предложении. Находят главные члены предложения. Распознают разновидность предложения по цели высказывания; знакомятся с повествовательным и вопросительными предложениями; упражняются в определении вида предложения; воспринимают речь на слух и записывают в соответствии с орфографическими нормами; Списывают текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Оценивают результаты освоения темы, соотносят результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивают и делают выводы |
Повторение в конце учебного года Обобщение знаний об алфавите. Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. Правописание слов с разделительным ь. Обобщение правил переноса слов с буквой й в середине слова. Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Слова сочетаниями чн.чк. Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаков предметов, действий предметов. Обобщение знаний об имени существительном, прилагательном, глаголе. Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным опорным словам. Сочинение по плану на тему, аналогичную изложению. Сочинение по плану на тему, аналогичную изложению. Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. Повторение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Повторение знаний о предлогах. Изложение текста, воспринятого на слух. | Используют алгоритм и правило для проверки безударных гласных в корне слова. Отработывают алгоритм написания парных согласных в корне слова. Пишут под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс. Соотносят результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивают их и делают выводы. Отработывают алгоритм написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции. Применяют свои знания для выполнения итоговой работы. |
Раздел 8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Издательство «Дрофа» 2011
2 . И.В.М Иванова Поурочные разработки по русскому языку. 2 кл. 2012. Издательство «Экзамен»
3. В.Т.Голубь Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2 класс.
4.Л.П.Николаева, И.В.Иванова Тесты по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык». Издательство «Экзамен» 2013
Технические средства обучения
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Оборудование класса
1.Классная доска
2.Ученические столы двухместные с комплектом стульев
3.Стол учительский с тумбой
4.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку во 2 классе
№ | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Раздел 1. ПОВТОРЯЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | 01.09 | |
2 | Текст и предложение в нашей речи. | 1 | 02.09 | |
3 | Слово и предложение – единицы речи. | 1 | 03.09 | |
4 | Слово и слог. Гласные и согласные звуки. | 1 | 04.09 | |
5 | Упражнения в делении слов на слоги и четком произношении слов. | 1 | 07.09 | |
Раздел 2. Речь | ||||
6 | Речь в жизни человека | 1 | 08.09 | |
7 | Речь устная и письменная. | 1 | 09.09 | |
8-9 | Выделение предложений в устной и письменной речи. Закрепление изученной темы. | 2 | 10.09 11.09 | |
Раздел 3. ЗВУКИ И БУКВЫ | ||||
10 | Особенности звуков и букв | 1 | 14.09 | |
11-12 | Гласные и согласные звуки. Гласные и согласные звуки. Словарный диктант. | 2 | 15.09 16.09 | |
13 | Гласные звуки и буквы | 1 | 17.09 | |
14 | Входной диктант с грамматическим заданием. | 1 | 18.09 | |
15 | Работа над ошибками в диктанте. Слова с буквой Э. | 1 | 21.09 | |
16 | Р/р. Обучающее изложение «Лоси» | 1 | 22.09 | |
17 | Работа над ошибками в изложении «Лоси» | 1 | 23.09 | |
18-19 | Согласные звуки и буквы. Закрепление изученной темы. | 2 | 24.09 25.09 | |
20 | Согласный звук и буква Й | 1 | 28.09 | |
21 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 29.09 | |
22 | Работа над ошибками диктанта. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 30.09 | |
Раздел 4. ГЛАСНЫЕ И, А, У ПОСЛЕ ШИПЯШИХ. СОЧЕТАНИЕ ЧН, ЧК. | ||||
23 | Шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ | 1 | 01.10 | |
24 | Сочетания ЖИ, ШИ | 1 | 02.10 | |
25 | Сочетания ЖИ, ШИ в ударных и безударных слогах | 1 | 05.10 | |
26 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ | 1 | 06.10 | |
27 | Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста. | 1 | 07.10 | |
28 | Работа над ошибками в списывании. Слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ | 1 | 08.10 | |
29-30 | Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Закрепление изученной темы. | 2 | 09.10 12.10 | |
31 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН | 1 | 13.10 | |
32 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, чт | 1 | 14.10 | |
33 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 15.10 | |
34 | Работа над ошибками диктанта. Алфавит, или азбука | 1 | 16.10 | |
АЛФАВИТ | 1ч | |||
35 | Алфавит и азбука | 1 | 19.10 | |
Раздел . СЛОВО И СЛОГ. ПЕРЕНОС СЛОВ | ||||
36 | Слово и слог | 1 | 20.10 | |
37 | Деление слов на слоги. | 1 | 21.10 | |
38 | Перенос слов | 1 | 22.10 | |
39 | Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине. | 1 | 23.10 | |
40 | Перенос слов | 1 | 26.10 | |
Раздел. ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 10ч. | |||
41 | Предложение как единица речи | 1 | 27.10 | |
42 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 28.10 | |
43 | Главные члены предложения | 1 | 29.10 | |
44 | Контрольный диктант за первую четверть | 1 | 30.10 | |
45 | Работа над ошибками диктанта. Главные члены предложения. | 1 | 09.11 | |
46 | Общее понятие о тексте | 1 | 10.11 | |
47 | Виды текстов: повествование, описание, рассуждение | 1 | 11.11 | |
48 | Структурные части текста-повествования. Р/р. Изложение зрительно воспринятого текста | 1 | 12.11 | |
49 | Работа над ошибками изложения. Повторение материала по теме «Предложение и текст» | 1 | 13.11 | |
50 | Р/р. Составление устного рассказа по картинкам. Изложение по плану. | 1 | 16.11 | |
МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ | ||||
51 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами | 1 | 17.11 | |
52 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука | 1 | 18.11 | |
53-54 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова. Закрепление изученной темы. | 2 | 19.11 20.11 | |
55 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком | 1 | 23.11 | |
56 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 24.11 | |
57 | Работа над ошибками диктанта. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине | 1 | 25.11 | |
58 | р/р.Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | 1 | 26.11 | |
59 | Работа над ошибками. Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные. | 1 | 27.11 | |
Раздел. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ | 4ч | |||
60 | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов | 1 | 30.11 | |
61-62 | Способ проверки парных согласных на конце слова. Закрепление изученной темы. | 2 | 01.12 02.12 | |
63 | Контрольное списывание | 1 | 03.12 | |
Раздел. ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ | ||||
64 | Работа над ошибками в списывании. Ударение. Ударный и безударный слог | 1 | 04.12 | |
65 | Обозначение гласных звуков | 1 | 07.12 | |
66 | Правописание проверяемых гласных в безударных слогах | 1 | 08.12 | |
67 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Закрепление изученной темы. | 1 | 09.12 | |
68 | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах | 1 | 10.12 | |
69 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Закрепление изученной темы. | 1 | 11.12 | |
70 | Р/р. Изложение «Клесты» | 1 | 14.12 | |
71 | Работа над ошибками | 1 | 15.12 | |
Раздел. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь | ||||
72 | Разделительный мягкий знак | 1 | 16.12 | |
73 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | 17.12 | |
74-75 | Работа над ошибками в диктанте. Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | 18.12 | |
76 | Разделительный мягкий знак. | 1 | 21.12 | |
77-78 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 | 22.12 23.12 | |
79 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 24.12 | |
80 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Закрепление изученной темы. | 1 | 25.12 | |
Раздел. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. | 3ч | |||
81 | Слова с двойными согласными | 1 | 28.12 | |
82-83 | Перенос слов с двойными согласными. Закрепление изученной темы. | 2 | 29.12 11.01 | |
Раздел. СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ||||
84 | Слово и предложение | 1 | 12.01 | |
85 | Имя существительное | 1 | 13.01 | |
86 | Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 14.01 | |
87 | Р/р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 15.01 | |
88 | Работа над ошибками в сочинении. Имена существительные. | 1 | 18.01 | |
89 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 19.01 | |
90 | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | 20.01 | |
91 | Заглавная буква | 1 | 21.01 | |
92-93 | Употребление заглавной буквы. Закрепление изученной темы. | 2 | 22.01 25.01 | |
94 | Р/р. Изложение по вопросам с дополнением текста | 1 | 26.01 | |
95 | Работа над ошибками в изложении. Употребление заглавной буквы | 1 | 27.01 | |
96 | Контрольный диктант по теме «Заглавная буква» | 1 | 28.01 | |
97 | Работа над ошибками в диктанте. Употребление заглавной буквы. | 1 | 29.01 | |
Раздел. Глагол | ||||
98 | Понятие о словах, обозначающих действие предмета | 1 | 01.02 | |
99 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? | 1 | 02. 02 | |
100 | Глаголы в единственном и во множественном числе | 1 | 03. 02 | |
101 | Употребление глаголов в разных временных формах | 1 | 04.02 | |
102 | Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 | 05.02 | |
103 | Употребление глаголов в речи | 1 | 08.02 | |
104 | Р/р. Восстановление деформированного текста по картинкам | 1 | 09.02 | |
105 | Работа над ошибками. Глагол. Обобщение изученного материала | 1 | 10.02 | |
Раздел. Имя прилагательное | ||||
106 | Понятие о словах, обозначающих признак предмета | 1 | 11.02 | |
107 | Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | 12.02 | |
108 | Различие прилагательных в единственном и во множественном числе | 1 | 15.02 | |
109 | Противоположные по смыслу прилагательные, их употребление в речи | 1 | 16.02 | |
110 | Употребление прилагательных в речи | 1 | 17.02 | |
111 | Обобщение о словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета | 1 | 18.02 | |
112 | Контрольное списывание | 1 | 19.02 | |
113 | Работа над ошибками в списывании. Обобщение о словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета | 1 | 22.02 | |
Раздел.Предлог | 8 ч | |||
114 | Предлог как слово и его роль в речи | 1 | 24.02 | |
115 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | 25.02 | |
116 | Единообразное написание предлогов | 1 | 26.02 | |
116 | Р/р. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста | 1 | 29.02 | |
117 | Р/р. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста | 1 | 01.03 | |
118 | Проверочная работа по темам «Предложение» и «Части речи». | 1 | 02.03 | |
119 | Работа над ошибками. Закрепление по темам «Предложение» и «Части речи». | 1 | 03.03 | |
120 | Речевой этикет | 1 | 04.03 | |
РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА | ||||
121 122-123 | Общее понятие об однокоренных словах Признаки однокоренных слов. Закрепление изученной темы. | 1 | 07.03 | |
09.03 10.03 | ||||
124-125 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. Закрепление изученной темы. | 2 | 11.03 14.03 | |
126 | Р/р. Обучающее сочинение | 1 | 15.03 | |
127 | Работа над ошибками. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | 16.03 | |
128 | Контрольный диктант по теме «Предложение», «Части речи» | 1 | 17.03 | |
129 | Работа над ошибками в диктанте. Закрепление по темам «Предложение» и «Части речи». | 1 | 18.03 | |
130 | Закрепление по темам «Предложение» и «Части речи». | 1 | 21.03 | |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ. | 5ч | |||
131 | Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | 22.03 | |
132 | Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного проверочного слова | 1 | 23.03 | |
133 | Проверка безударных гласных | 1 | 24.03 | |
134-135 | Написание слов с безударными гласными в корне. Закрепление изученной темы. | 2 | 25.03 04.04 | |
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ | ||||
136 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | 05.04 | |
137 | Проверка парных согласных путем подбора однокоренных | 1 | 06.04 | |
138 | Изложение по опорным словам | 1 | 07.04 | |
139 | Работа над ошибками в изложении. Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова | 1 | 08.04 | |
140 | Контрольный диктант по темам «Безударные гласные», «Парные согласные» | 1 | 11.04 | |
141 | Работа над ошибками в диктанте. Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова | 1 | 12.04 | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||
142 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | 13.04 | |
143 | Связь слов в предложении | 1 | 14.04 | |
144 | Сочинение по серии картинок | 1 | 15.04 | |
145 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении | 1 | 18.04 | |
146 | Установление связи слов в предложении | 1 | 19.04 | |
Повторение | ||||
147 | Обобщение о предложении и о тексте как единица речи | 1 | 20.04 | |
148 | Обобщение знаний об алфавите | 1 | 21.04 | |
149 | Обобщение знаний о звуках и буквах, слоге. | 1 | 22.04 | |
150 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | 25.04 | |
151 | Обобщение правил переноса слов с мягким знаком и буквой Й в середине слова | 1 | 26.04 | |
152 | Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ | 1 | 27.04 | |
153 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН | 1 | 28.04 | |
154 | Сочинение по серии картинок и готовому плану | 1 | 29.04 | |
155 | Работа над ошибками. Правописание слов с шипящими согласными. | 1 | 03.05 | |
156 | Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе | 1 | 04.05 | |
157 | Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе | 1 | 05.05 | |
158 | Изложение текста по вопросам и коллективно подобранным опорным словам | 1 | 06.05 | |
159 | Работа над ошибками в изложении. Обобщение по теме «Части речи» | 1 | 10.05 | |
160 | Сочинение по плану на тему, аналогичную теме изложения | 1 | 11.05 | |
161 | Работа над ошибками в сочинении. Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости согласного и разделительным мягким знаком, с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН | 1 | 12.05 | |
162 | Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова | 1 | 13.05 | |
163 | Контрольное списывание | 1 | 16.05 | |
164 | Урок-путешествие по океану Орфографических Знаний | 1 | 17.05 | |
165-166 | Правописание слов с орфограммами в корне. Закрепление изученной темы. | 2 | 18.05 19.05 | |
167 | Безударные гласные в корне | 1 | 20.05 | |
168 | Промежуточная аттестация | 1 | 23.05 | |
169 | Обобщение знаний по русскому языку за 2 класс | 1 | 24.05 | |
170 | Родственные (однокоренные) слова | 1 | 25.05 | |
171 | Безударные гласные в слове | 1 | 26.05 | |
172 | Родственные (однокоренные) слова | 1 | 27.05 | |
173 | Проверочная работа «Правописание слов с орфограммами в корне» | 1 | 27.05 | |
174 | Парные согласные в корне | 1 | 30.05 | |
175 | КВН по русскому языку | 1 | 31.05 |
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
- 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- 2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...