Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах

Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

План:

День первый. Открытие недели. Знакомство с календарем недели.

День второй. Диктант.

День третий. Конкурс для знатоков русского языка.

День четвертый. Конкурс чтецов стихотворений о зиме (по три человека от класса)

День пятый. Закрытие недели. Подведение итогов. Награждение победителей.

Домашнее задание.

Для класса. Нарисовать портрет литературного героя.

Для каждого ученика. Написать стихотворение или сочинение о зиме.

Открытие недели. Знакомство с календарем недели.

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка и чтения.

Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.

I ученик. Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик. Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик. Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

- Как будет проходить наша неделя? (ведущий объясняет план работы)

I ученик. И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Все. И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

Наша дружба крепнет с ней!

Проведение диктантов.

1 класс

Брат рисует

Наш шалаш был на краю леса. Брат Юра принес кисти и краски. Он рисовал пушистую елку. Рядом кружил пес Рыжик.

Слова для справок: принес, рисовал.

2 класс

О кошках.

Дикие кошки живут в норах. Дома у каждой кошки есть любимое место. Наша Сонька часто спит на ковре у стола. Любит она спать и на стопке белья или листах бумаги. Вот какая шалунья! Анна прибила к стене толстую доску. Там Сонька точила свои коготки.

Слова для справок: прибила, точила.

3 класс

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

4 класс

Родной Санкт-Петербург

Мы живем в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Над Невой повисли большие мосты. По гладкой поверхности воды скользят лодки, катера.

В центре площади на берегу Невы стоит памятник основателю города – Петру I. Улицы в Санкт-Петербурге прямые и широкие. Всюду аллеи из тополей, лип и других деревьев. Длинные ветви белоствольных берез и плакучих ив свисают над прудами и каналами.

За городом видны большие подъемные краны. Идет большая стройка.

Мы любим наш чудесный город.

Конкурс знатоков русского языка

Задания оцениваются по 10 баллов за каждое. В итоге – лучший результат 50 баллов.

1 класс

Вставь буквы, чтобы получились 3 слова

Л – П А _____________________________________________________________________

Л - - - А______________________________________________________________________

2. Придумай и запиши слова со слогами ТА - ______________________________________

_____________________________________________________________________________

ТЕ - _________________________________________________________________________

Назови и запиши имена детей, в которых есть слоги ТО, ТА, НЯ, МА, РА, СЯ.

3. Составьте слова из слогов: ЛУ, ЗУ, КУК, КУ, БУ, РЫ, БУК, ЛА, СЫ, БЫ, НА, ЖА, ВА.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На волшебной елочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова.

ЗА, ЛО, ТА, ПА, СИ

2 класс

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке.

Летели лебеди с лебедятами.

2. Расшифруй слова, найди «лишнее» слово:

жиыл,

ански,

кьионк,

нолс.

3. На каком языке написаны эти слова? Попробуй их прочитать.

с о л

м в е

е с п

к я о

а к м

л о о

к м ж

а д е

в е т

4. Замени черточки буквами.

И - - - - И - - - - И - - - - И

Г - - - - Г - - - - Г - - - - Г

Р - - - - Р - - - - Р - - - - Р

А - - - - А - - - - А - - - - А

5. Грамматическая арифметика

Череп – П + муха = ?

Черный – ый + О + слива – А = ?

С + дом для отдыха = ?

Кабан – ан + лук = ?

Кар + то + фельдшер – дшер = ?

3 класс

1. Исправь ошибки, вставь буквы.

Пальто, питух, п_нал, выганять, вязанка, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, м_няться, мефический, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, овечий, г_ворить, ребята, к_рандаш, поднибесный.

2. Выдели прилагательные в пословицах.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.

У мудрого человека длинные уши и короткий язык.

3. Разбери по членам предложения и выпиши словосочетание с вопросом.

Кругом лежит пушистый снег.

4. Разбери по составу слова: приморский, подосиновик, задумка, находка.

5. Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием

_О_О_

_О_О_

_О_О_

_О_О_

4 класс

1. Раскрыть скобки.

Язык (до) Киева (до) ведет.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Заменить фразеологизмы одним словом.

- Рукой подать.

- Через час по чайной ложке.

- Морочить голову.

- Во весь дух.

- Работать засучив рукава.

- Прикусить язык.

- Ни пуха, ни пера.

- Сломя голову.

3. Составить сложные слова.

• паровой, ходить

• звезды, летчик

• любить, радио,

• колоть, лед

• пешком, ходить

• сосать, пыль

• падать, листья

• рубить, лес

• ловить, рыба

• тушить, огонь

4. Составить предложение из слов.

• чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял.

• дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.

• дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот.

5. Викторина по пословицам.

1) Каким является окончание известной пословицы «Не плюй в колодец…»

А) сам туда попадешь,

Б) там раки зимуют,

В) пригодится воды напиться,

Г) с высокой колокольни.

2) Что бережет копейка в известной пословице?

А) фунт стерлингов,

Б) фунт изюма,

В) рубль,

Г) береженого.

3) Как правильно завершить пословицу «В тихом омуте…»

А) конь не валялся,

Б) черти водятся,

В) бьют – беги,

Г) клин клином вышибают.

4) Назовите главного героя пословицы «Сколько … не корми, а он все в лес смотрит»:

А) волк,

Б) шакал,

В) кенгуру,

Г) Винни-Пух.

5) Кто кого видит издалека в известной пословице?

А) ишак ишака,

Б) горняк горняка,

В) рыбак рыбака,

Г) дурак дурака.

6) Закончите пословицу «Сам кашу заварил, сам и …»

А) лаптем щи хлебай,

Б) гуляй смело,

В) расхлебывай,

Г) семь раз отмерь.

7) Как вы считаете, каким наиболее верным применительно к России будет окончание пословицы «С миру по нитке…»:

А) коту под хвост,

Б) мертвому ослу уши,

В) да зуб неймет,

Г) голому рубашка.

8) Какая пословица является верной:

А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Б) Не имей сто рублей, а имей сто долларов.

В) Не имей сто рублей, а имей хату с краю.

Г) Не имей сто рублей, а все равно отберут.

9) Как вы считаете, «Чем дальше в лес, …»

А) тем дальше будешь,

Б) тем больше дров,

В) тем кобыле легче,

Г) тем карман шире.

10) Что кормит, а что портит в известной пословице?

А) мысль, дело

Б) труд, лень

В) жизнь, работа.

Конкурс чтецов стихотворений о зиме.

Закрытие недели. Подведение итогов.

Литература:

С.Н.Подгорная, О.В.Перекатьева Тематические недели в начальной школе.- Москва; ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.

В.В.Волина Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1997. (Серия «Учимся играя»).

Большой справочник. Начальная школа. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"

Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса  "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"

Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...

Методическая разработка урока-викторины по французскому языку в младших классах с использованием игровых технологий

Методическая разработка предлагает набор конкурсов  по темам: животные, спряжение глаголов первой и тертьей групп, цвета, предлоги. Можно использовать в конце учебного года для подведения итогов ...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....