Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах
Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
План:
День первый. Открытие недели. Знакомство с календарем недели.
День второй. Диктант.
День третий. Конкурс для знатоков русского языка.
День четвертый. Конкурс чтецов стихотворений о зиме (по три человека от класса)
День пятый. Закрытие недели. Подведение итогов. Награждение победителей.
Домашнее задание.
Для класса. Нарисовать портрет литературного героя.
Для каждого ученика. Написать стихотворение или сочинение о зиме.
Открытие недели. Знакомство с календарем недели.
Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка и чтения.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.
I ученик. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик. Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
- Как будет проходить наша неделя? (ведущий объясняет план работы)
I ученик. И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Все. И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!
Проведение диктантов.
1 класс
Брат рисует
Наш шалаш был на краю леса. Брат Юра принес кисти и краски. Он рисовал пушистую елку. Рядом кружил пес Рыжик.
Слова для справок: принес, рисовал.
2 класс
О кошках.
Дикие кошки живут в норах. Дома у каждой кошки есть любимое место. Наша Сонька часто спит на ковре у стола. Любит она спать и на стопке белья или листах бумаги. Вот какая шалунья! Анна прибила к стене толстую доску. Там Сонька точила свои коготки.
Слова для справок: прибила, точила.
3 класс
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
4 класс
Родной Санкт-Петербург
Мы живем в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Над Невой повисли большие мосты. По гладкой поверхности воды скользят лодки, катера.
В центре площади на берегу Невы стоит памятник основателю города – Петру I. Улицы в Санкт-Петербурге прямые и широкие. Всюду аллеи из тополей, лип и других деревьев. Длинные ветви белоствольных берез и плакучих ив свисают над прудами и каналами.
За городом видны большие подъемные краны. Идет большая стройка.
Мы любим наш чудесный город.
Конкурс знатоков русского языка
Задания оцениваются по 10 баллов за каждое. В итоге – лучший результат 50 баллов.
1 класс
Вставь буквы, чтобы получились 3 слова
Л – П А _____________________________________________________________________
Л - - - А______________________________________________________________________
2. Придумай и запиши слова со слогами ТА - ______________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕ - _________________________________________________________________________
Назови и запиши имена детей, в которых есть слоги ТО, ТА, НЯ, МА, РА, СЯ.
3. Составьте слова из слогов: ЛУ, ЗУ, КУК, КУ, БУ, РЫ, БУК, ЛА, СЫ, БЫ, НА, ЖА, ВА.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На волшебной елочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова.
ЗА, ЛО, ТА, ПА, СИ
2 класс
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке.
Летели лебеди с лебедятами.
2. Расшифруй слова, найди «лишнее» слово:
жиыл,
ански,
кьионк,
нолс.
3. На каком языке написаны эти слова? Попробуй их прочитать.
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м
л о о
к м ж
а д е
в е т
4. Замени черточки буквами.
И - - - - И - - - - И - - - - И
Г - - - - Г - - - - Г - - - - Г
Р - - - - Р - - - - Р - - - - Р
А - - - - А - - - - А - - - - А
5. Грамматическая арифметика
Череп – П + муха = ?
Черный – ый + О + слива – А = ?
С + дом для отдыха = ?
Кабан – ан + лук = ?
Кар + то + фельдшер – дшер = ?
3 класс
1. Исправь ошибки, вставь буквы.
Пальто, питух, п_нал, выганять, вязанка, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, м_няться, мефический, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, овечий, г_ворить, ребята, к_рандаш, поднибесный.
2. Выдели прилагательные в пословицах.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Черная земля белых рук не любит.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
3. Разбери по членам предложения и выпиши словосочетание с вопросом.
Кругом лежит пушистый снег.
4. Разбери по составу слова: приморский, подосиновик, задумка, находка.
5. Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием
_О_О_
_О_О_
_О_О_
_О_О_
4 класс
1. Раскрыть скобки.
Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
2. Заменить фразеологизмы одним словом.
- Рукой подать.
- Через час по чайной ложке.
- Морочить голову.
- Во весь дух.
- Работать засучив рукава.
- Прикусить язык.
- Ни пуха, ни пера.
- Сломя голову.
3. Составить сложные слова.
• паровой, ходить
• звезды, летчик
• любить, радио,
• колоть, лед
• пешком, ходить
• сосать, пыль
• падать, листья
• рубить, лес
• ловить, рыба
• тушить, огонь
4. Составить предложение из слов.
• чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял.
• дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.
• дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот.
5. Викторина по пословицам.
1) Каким является окончание известной пословицы «Не плюй в колодец…»
А) сам туда попадешь,
Б) там раки зимуют,
В) пригодится воды напиться,
Г) с высокой колокольни.
2) Что бережет копейка в известной пословице?
А) фунт стерлингов,
Б) фунт изюма,
В) рубль,
Г) береженого.
3) Как правильно завершить пословицу «В тихом омуте…»
А) конь не валялся,
Б) черти водятся,
В) бьют – беги,
Г) клин клином вышибают.
4) Назовите главного героя пословицы «Сколько … не корми, а он все в лес смотрит»:
А) волк,
Б) шакал,
В) кенгуру,
Г) Винни-Пух.
5) Кто кого видит издалека в известной пословице?
А) ишак ишака,
Б) горняк горняка,
В) рыбак рыбака,
Г) дурак дурака.
6) Закончите пословицу «Сам кашу заварил, сам и …»
А) лаптем щи хлебай,
Б) гуляй смело,
В) расхлебывай,
Г) семь раз отмерь.
7) Как вы считаете, каким наиболее верным применительно к России будет окончание пословицы «С миру по нитке…»:
А) коту под хвост,
Б) мертвому ослу уши,
В) да зуб неймет,
Г) голому рубашка.
8) Какая пословица является верной:
А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Б) Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
В) Не имей сто рублей, а имей хату с краю.
Г) Не имей сто рублей, а все равно отберут.
9) Как вы считаете, «Чем дальше в лес, …»
А) тем дальше будешь,
Б) тем больше дров,
В) тем кобыле легче,
Г) тем карман шире.
10) Что кормит, а что портит в известной пословице?
А) мысль, дело
Б) труд, лень
В) жизнь, работа.
Конкурс чтецов стихотворений о зиме.
Закрытие недели. Подведение итогов.
Литература:
С.Н.Подгорная, О.В.Перекатьева Тематические недели в начальной школе.- Москва; ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
В.В.Волина Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1997. (Серия «Учимся играя»).
Большой справочник. Начальная школа. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"
Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")
Урок "Узелки на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад" должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...
Методическая разработка урока-игры по русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов с частицей не"
Тема урока: «Правописание глаголов с частицей не» Цели урока:Развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами. Ход урока:...
Методическая разработка урока-викторины по французскому языку в младших классах с использованием игровых технологий
Методическая разработка предлагает набор конкурсов по темам: животные, спряжение глаголов первой и тертьей групп, цвета, предлоги. Можно использовать в конце учебного года для подведения итогов ...
Методическая разработка урока-путешествия по русскому языку в 3 классе на тему:"Состав слова(обобщение)".
Обобщить знания учащихся о составе слова....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....