I | Организационный момент (создание эмоционального фона урока) | Презентация закрыта 2 слайд | Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. - У нас сегодня необычный урок. Закройте глазки и послушайте звуки. Определите, где мы с вами оказались. И это на уроке русского языка? Составим предложение о природе родного края. Записываем его. Действительно, сегодня ещё один урок открытия новых знаний, который мы проведем вместе с лесными жителями. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Вспомним главные правила поведения в лесу, они и нам на уроке понадобятся. Я вам желаю успехов! Пожелайте удачи своим одноклассникам. Вспомним, как мы будем получать новые знания? 1.Выполним пробное действие. 2. Зафиксируем затруднение. 3.Построим новое знание. ( в ЭОР гиперссылка) - Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы ты хотел достичь на уроке.
| Я хотел бы достичь | У меня получилось | Работать старательно и активно |
|
| Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
| Узнать что – то новое самостоятельно |
|
| Порадоваться за товарища |
|
| Получить «5» |
|
|
| Приветствие. Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. Прекрасна природа родного края.
Пожелание успеха.
| Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
II | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
| II. Актуализация опорных знаний.
Слайд 3,4
Слайд 5
III. Постановка проблемы
| - Работа в тетради.
- Запишем дату, классная работа. Сегодня на уроке мы работаем в группах постоянного состава, организуйте эти группы. Помните о правилах работы в группах. 2.Словарная работа. Картинный диктант. - Запишите слова. 3. Проверка словарной работы. - На экране появляются слова, проверяем написание у себя в тетради. Поставьте себе промежуточную оценку, которую вы сможете улучшить в течение урока. 4. Выявление затруднений. Работа в группах. Стадия «Вызов»: Приём «Мозговая атака». - Определите, что общего у всех этих слов. Обсудите свои сведения в группах, сделайте общий итог, используя заготовку. Речевое клише: - Часть речи-
- Отвечают на вопросы-
- Лишние слова (по каким признакам)-
Самостоятельная работа учащихся. Опрос. Запись ответов на доске. Д. Сова, дерево – в слове безударная гласная, проверяемая ударением. Ребята – имя существительное множественного числа. -На какие две группы можно разбить все записанные слова? (отвечают на вопросы кто? Что?) Стадия осмысления: Прием «Инсерт». (в ЭОР гиперссылка) Вы рассказали, что уже знаете об имени существительном. Выполняем следующее задание. -У вас на парте листы. (На парте карточки – листочки). Прочитать тест. Сделать пометки значками. Значки дети ставят по ходу чтения на полях: «∨» - уже знал «-» - думал по-другому «+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы Самостоятельная работа учащихся. Вопрос | Варианты ответа | Пометки | 1. Что такое имя существительное? | А) Часть слова. Б) Член предложения. В) Часть речи. |
| 2. Что обозначает имя существительное? | А) Признак предмета. Б) Предмет. В) Действие предмета. |
| 3. На какие вопросы отвечает имя существительное? | А) Как? Откуда? Где? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? |
| 4. Каким членом предложения может быть существительное? | А) Только подлежащим. Б) Подлежащим и дополнением. В) Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением. |
| 5. Признаки имени существительного. | А) Одушевлённое — неодушевлённое. Б) Склонение. В) Падеж. Г) Собственное — нарицательное. Д) Род. Е) Число. |
|
Проверка. ( веер) -Проверяем работу и показываем сигнальными карточками ответы, которые выбрали. - Расскажите друг другу, что вы узнали нового. Фронтальный опрос. -Возвратимся к нашим записям о том, что вы знали, или думали, что знали об имени существительном. -Какую новую информация об имени существительном предстоит узнать? С одним из таких признаков мы познакомимся на уроке. Вернемся к вашим ответам, записанным на доске по словарной работе. Одна из групп ребят предложила сказать о словах, что они бы их разделили на три группы: как женские, мужские и средние. Обоснуйте свой ответ.
-Определите тему урока, обозначьте возможные пути решения. - Действительно, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. -Каков наш следующий шаг? Задание для пробного действия. На доске написаны словосочетания: добрая мама добрый папа доброе утро -Что вы заметили? Почему так произошло?
| Записывают слова. Проверяют свою работу.
Имя существительное, его признак-род. Рассуждать, прочитать в книге. Высказывают предположения о теме урока.
Признаки имени существительного.
Выполнение пробного действия
Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
IV | Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
| IV. «Открытие нового знания» Слайд 6
| 1.Построение проекта выхода из затруднения. - Проблема: используя данное противоречие, дополните каждый ряд ёщё одним словам и запишите в тетрадь. Работа в группах 1.добрая мама, девочка. 2.добрый папа, дядя 3.доброе утро, солнце 2. Открытие нового знания. По - какому признаку вы дополнили слова в первой группе? (Про них можно сказать она , моя) Какие будут ваши предложения относительно второй группы? (Про них можно сказать он , мой) По - какому признаку вы дополнили слова третьей группы? ( Про них можно сказать оно, мое.) Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов? Действительно, у имён существительных можно определить род. Итак, тема нашего урока: « Род имён существительных» Какова наша учебная задача на этом уроке? (Учиться определять род имён существительных)
3. Сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 160. -Так как мы определяем род имени существительного?
| Выполняют, предварительно обсудив их в группах, соблюдают правила работы в группе.
Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода
| Познавательные УУД
Личностные УУД Регулятивные УУД |
VI | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
| VI . Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Слайд 8,9
Введение понятия «общий род» ( обрати внимание) Слайд 10
| 1. Коллективная работа. - Мы помним, что наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных. Выполняем упражнение 1 в учебнике, проговаривая порядок определения рода. а) Нахожу существительное. б) Ставлю вместо него слова: он, мой; она, моя; оно, моё. в) Определяю род: мужской, женский, средний род. - Что интересного вы заметили? С помощью какой части слова образовывали слова? Выделите его в словах. 2.Самостоятельная работа. Игра «Кто больше?» - Рассмотрите картинку на слайде. Запишите имена существительные в три столбика по родам.
3. Проверка работы. -Сравните с образцом. Сделайте вывод. Оцените свою работу. У кого вызвало затруднение? -Какие орфограммы встретили в словах? 4. Развитие речи. - Устно составим предложения по данной картинке. Мы можем это назвать текстом? Докажите. Молодец, Света! Умница, Андрей! -Ребята, а верно ли я использовала слова умница, молодец?
5. Вводится понятие «общий род». Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке: Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа… В таком случае говорят, что существительное общего рода.
|
Ответы на вопрос. Анализируют, доказывают, распределяют.
Суффикса
Проверяют. | Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
VIII | Включение нового знания в систему знаний и повторение.
| VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 11
| 1. Восстановление текста. - Определите задание для следующей работы. ( Заменить картинки словами, списать, определить род имен существительных). 2. Проверка по образцу (с проговариванием алгоритма определения рода имен существительных). 3. Развитие речи. Комментированная запись предложения. - Вначале урока мы записали предложение. Прочитаем его. Составим новые предложения о природе. Запишем. Укажите грамматическую основу первого предложения. Леса украшают природу земли. Берегите леса! 4. Самопроверка самостоятельной работы. |
Ответы детей. По очереди выходят к доске и перетаскивают слова.
| Познавательные УУД
Регулятивные УУД |
VI | Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока.
| VII. Рефлексия учебной деятельности | - Подошло к концу наше путешествие по лесу. Наши лесные друзья прощаются с нами. Мы любовались красотой родной природы. А чему мы учились, совершая это путешествие? Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Что хотели узнать? - В чём у вас были затруднения? - Как открывали новое знание? -Оцените свою работу на уроке. Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня получилось). Расскажи ребятам в группе, что тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?
- Молодцы!
|
| Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
|