Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"
классный час по русскому языку (4 класс) на тему
Викторина проводится среди учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "Наш интересный русский язык" | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект викторины по внеурочной работе по русскому языку для 4 «Б» класса на тему: «Наш интересный русский язык»
Цели: Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес; научить ребят следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.
Правила игры: Игра проводится в качестве внеклассного мероприятия. В игре участвуют две команды – ученики 4 класса. Игра идет в шесть туров.
На каждый тур от команды требуется четкий ответ на поставленный вопрос, после чего правильно отгадавшей команде дается 1 балл, после окончания игры детям вручаются грамоты с призовыми местами.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся за весь начальный курс;
- совершенствовать умение быстро отвечать на заданные вопросы;
- Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
Тип внеурочного занятия: Закрепление полученных знаний.
УУД:
Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы, высказывать свое мнение, свою позицию.
Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
Ход игры
Позитивный настрой.
Учитель:
– Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Будем сказки вспоминать,
Дружно русский повторять.
И к загадкам ответ добудем!
Объявление правил игры.
Ведущий: Первые шесть туров нашей игры будут посвящены вопросам из области русского языка.
1 тур. Звуки и буквы.
(Презентация ЗВУКИ И БУКВЫ)
- Какая буква в алфавите первая? (А)
- На эту букву посмотри – Она совсем как цифра три. (З)
- Расставь буквы и прочти название животного АЗОК (КОЗА).
- Какая буква в алфавите следует за буквой Н? (О)
- Назовите количество звуков в слове МЯЧ. (3)
- У бабы две, а у девки ни одной. (Буква Б)
- Назови 11 букву русского алфавита (Й).
- Поставь ударение в слове щавель (щавЕль).
- В названии какого месяца есть первая и последняя буква русского алфавита? (Январь)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Замените следующее словосочетания одним словом с удвоенной согласной Популярная игра на льду. (Хоккей)
2 тур. Лексика.
(Презентация ЛЕКСИКА)
- Подбери антоним (противоположное слово) к слову широкий. (узкий)
- Замени словосочетание богатый человек одним словом. (Богач)
- Как называется большое количество пасущихся коров? (Стадо)
- Подбери антоним (противоположное слово) к слову неряшливый. (аккуратный)
- Замени словосочетание сильный человек одним словом. (Силач)
- Назови четвёртое «лишнее»: вода, водитель, подводный, водянистый.
- Подбери антоним (противоположное слово) к слову скучный (интересный).
- Замени словосочетание храбрый человек одним словом (храбрец).
- Назвать синоним (сходное по значению, но различное по звучанию) слову спать (дрыхнуть, почивать).
- Подбери противоположное слово (антоним) бесполезный – ценный.
- Замени одним словом Мудрый человек. (Мудрец)
- Составить три словосочетания со словом медведь.
3 тур. Фразеология.
(Презентация ФРАЗЕОЛОГИЯ)
- Замени одним словом кожа да кости (худой).
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (Нос)
- Замени устойчивое словосочетание в час по чайной ложке одним словом (медленно).
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают. Что это? (Уши).
- Замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом).
- Замени устойчивое словосочетание раз, два – и обчелся одним словом (мало).
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это? (Ветер)
- Назови устойчивое словосочетание со словом язык (чесать языком, вертится на языке, держать язык за зубами, язык без костей).
- Замени устойчивое словосочетание куры не клюют одним словом (много).
- Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?
- обвести вокруг пальца;
- смотреть сквозь пальцы;
- согнуть палец;
- пальцем не пошевелить. - Назвать устойчивое словосочетание со значением “бездельничать” (сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши).
Учитель: Оставшиеся туры нашей игры помогут вам вспомнить сказки и литературные произведения.
4 тур. Сказочные герои.
(Презентация СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ)
- Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)
- Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
- Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)
- Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок? (Мальчик-с-пальчик)
- Снежная баба в детстве. (Снегурочка)
- Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)
- Кто должен был дернуть за веревочку, чтобы попасть в бабушкин домик? (Красная Шапочка)
- Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит)
- Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)
- Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная) - Кто разморозил сердце Кая? (Герда)
- «Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку» кто это? (Карабас Барабас)
- 5 тур. Загадки.
(Презентация Загадки)
У славян запрещалось это произносить летом и днём;
В древности – средство испытания на свадьбе, теперь – народная забава;
- У древних греков это занятие приравнивалось к единоборству.
З | А | Г | А | Д | К | А |
Мы часто слышим загадки, но не задумываемся, какую роль они играют в жизни человека и какое назначение они имеют. Основное назначение загадки в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек.
В народных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок было обязательной принадлежностью свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводил в назидание жениху: «Выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал». В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать её загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя – летом и днем. Это вызывало напасти.
У древних греков и древних германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам, неотгадавший загадку мог поплатиться жизнью. В греческом мифе Сфинкс – насланное на людей богиней Герой крылатое чудовище с телом льва и головой человека – умервщлял каждого, кто не мог отгадать его загадок. Когда же Эдип разгадал загадку, Сфинкс бросился со скалы и погиб. В славянских поверьях русалки тоже губят людей, не отгадавших их загадок. Вот какую силу имели загадки. И мы сейчас померяемся своей силой – умением разгадывать загадки.
- Маленький Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом ткнет, там черту проведет. (Карандаш) - Ускользает как живое, но не выпущу его я.
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло) - Один костер весь мир обогревает. (Солнце)
- Под одной крышей 4 брата стоят. (Стол)
- Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)
- То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)
- Ношу их много лет, я счету им не знаю.
Не сею, не сажаю – сами вырастают. (Волосы) - ыстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
- Откроешь, а обратно не закроешь. (Яйцо)
- Стоят в лугах сестрички, золотой глазок, белые реснички (Ромашка)
- Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (Зеркало)
- Что такое – из нее берешь, а она больше становится? (Яма)
6 тур. Литература.
(Презентация ЛИТЕРАТУРА)
- Кем была принцесса, которая убегая, обронила туфельку? (Золушка)
- Кому принадлежат стихи: “Мальвина бежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя”(Буратино)
- У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
- Фруктово-огородная страна.
В одной из сказок есть она.
А в ней – герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.(Чиполлино) - Что делает Кот учёный, когда идёт направо? (Песнь заводит)
- Дедушка – любитель зайцев (Мазай)
- Какие волшебные слова говорила девочка Женя, когда отрывала лепестки цветика-семицветика?
(Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели) - Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям. (Африка)
- Сначала он посетил Цветочный город, затем Солнечный, а в конце концов отправился совсем далеко – на Луну. Кто это? (Незнайка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина на предметной неделе по русскому языку
Эта викторина является одним из примеров заданий, которые даются детям на предметной неделе. Вопросы для викторины подбирались с учётом прохождения школьной программы по "Школе 2100" для каждой паралл...
Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»
Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...
Викторина по литературному чтению и русскому языку для 4 класса
Викторина расчитана на 1 урок. В неё включены задания на знание прославленных персонажей, авторов сказок. А , так же, на знание алфавита....
Методическая разработка. Викторина для 3 класса по русскому языку «Знатоки» .
Цель: воспитывать любовь к русскому языку ,как к учебному предмету.Задачи: актуализировать знания учащихся по русскому языку, закреплять знания учащихся , полученные на уроке. Учить делать о...
КТП кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык"
Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности...
Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс
Календарно- тематическое планирование кружка внеурочной деятельности "Интересный русский язык" 1 класс...
Презентация "Это интересно" русский язык 4 класс
Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс...