Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.
Тип урока: урок закрепления нового знания
Цели урока:
- Предметные:
- Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
- Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
- Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
- Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. | Прозвенел для нас звонок -
Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. - А кто помнит, что за герой пел песню про улыбку? (включается припев песни. На доске появляется Енот) Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят: Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием. - А какие знания мы получаем на уроках русского языка? - Чему учимся? ( Познаём тайны родного языка.) И сегодня нас ждут новые интересные открытия. | Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
II. Актуализация знаний. Определение темы урока. | Каллиграфическая минутка. - Что приготовил вам енот? - На какое правило? - Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов с разделительным мягким знаком.) Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. – Каких целей мы должны достичь на уроке? – Что мы не знаем? – Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания. Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.) - Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? - Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. На доске: а я у ю э е щ ё и ы - Все ли согласны с таким выбором? - Вспомните, почем эти буквы называют “особенными”? - А если после согласного? | Пишут по образцу Ье, ьё, ью, ья,ьи Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком. (Разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед гласными) (Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука) (Обозначают мягкость этого согласного) |
Работа по теме урока. | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. - Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок. - К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так: Друзья, открою вам секрет: - Кто же это? На доске: появляется картинка Карлсона. (Рисунок 2) - Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении. - Запишем эти слова. а) – Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах. - Что показывает разделительный мягкий знак? - Обозначьте орфограмму. б) - Определите количество букв звуков в словах: друзья, варенье. а) - Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (Ответы учащихся) б) - Запишем предложение с комментированием: Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем. - Чем полезно малиновое варенье? (Ответы учащихся) - Малиновое варенье – действительно используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды. Помимо этого, малиновое варенье предотвращает развитие раковых клеток; разжижает кровь. Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Это и хорошее жаропонижающее средство, а так же средство, предупреждающее развитие простудных заболеваний. Отвар корней малины – назначают при аллергии. А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т.е. прикладывают к ранам). Видите, как много целебных свойств у малины. в) - Синтаксический разбор предложения. Игра "Найди ошибки" Енот и Карлсон завели спор. Помогите нашим друзьям исправить ошибки в тексте (работа в парах) Подул халодный ветер. Замолчяли птицы. началась гроза. трещят ветви на деревях. По листям стучят тежёлые даждевые капли. | (Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье) (Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются) (6 б., 6 зв.) (7 б., 7 зв.) Подул холодный ветер. Замолчали птицы. Началась гроза. Трещат ветви на деревьях. По листьям стучат тяжелые дождевые капли. |
Закрепление материала | Енот принес для вас задания. Дифференцированное задание 1 гр . с. 102 упр 274 2гр. с. 103 упр 275 3гр. с. 104 упр 280 Какое же задание принес Карлсон? Кроссворд 1. Когда загораются звезды? (ночью) 2. Чем заставили комнату? (мебелью) 3. Чем покрыт стол? (скатертью) 4. Когда улетают лебеди (осенью) 5. Домики для пчел? (ульи) 6. Мама, папа, дети (семья) Енот и Карлсон очень хотят знать, умеете ли составлять рассказы? А что такое рассказ? Давайте составим рассказ по картинкам. (слайд) | Выполняют задание. Оценивают свою работу. Разгадывают кроссворд |
Рефлексия урока | Наши герои решили освоить новую роль: корреспондента. –Они просят вас ответить на мои вопросы: – О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое знание открыли? ( алгоритм написания разделительного знака) – Где же пишется разделительный Ь?
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе? – А теперь вернемся к целям, которые мы поставили вначале урока. Оцените себя при помощи «светофора»
– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка- Я рада за вас.) | Подводят итог урока. |
Тест | У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста. Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков. Тест 1) Разделительный знак (ь) пишется…. а) после согласных б) после гласных 2) Разделительный знак (ь) пишется…. а) перед согласными б) перед гласными 3) Разделительный знак (ь)… а) является показателем мягкости б) показывает, что согласный не сливается с гласной 4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком а) соловьи б) огоньки в) Дарья г) стулья д) колокольчики | Выполняют тест. Самооценка. |
Домашнее задание | Упр 65. | Делают соответствующие записи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...