Урок русского языка в 3 классе по теме: "Открытие новых знаний. Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Вводный исследовательский урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения направлен на раскрытие теоретической основы одной из важных частей слова - окончания. Урок построен таким образом, что учащиеся открывают для себя новую тему, опираясь на свой социальный опыт и межпредметные знания. Такая форма подачи материала позволяет надолго сохранить в памяти изученное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе «Б» 10.12.2013 года («День открытых дверей» МБОУ «Прогимназия № 2»)
Учебник Л.Ф.Климовой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» (УМК «Перспектива»)
Урок – исследование «Открытие новых знаний. Окончание»
УМК: «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 3 класс, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г.
Тема урока: «Открытие новых знаний. Окончание»
Тип урока: вводный исследовательский урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения.
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью слова – окончанием.
Задачи урока:
1) образовательная: раскрыть теоретическую основу части слова – окончания, опираясь на имеющийся у детей социальный и предметный опыт, ввести понятие нулевого окончания, не конкретизируя частей речи, имеющих эту особенность, вести пропедевтическую работу по ознакомлению учащихся с падежными вопросами;
2) развивающая: развивать умение изменять слова по вопросам, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать;
3) воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи при работе в команде, сопереживания и поддержки товарищу.
Планируемые результаты:
1) предметные: научить видеть и определять окончания у простых форм слов разных частей речи; ставить вопросы к разным словам в тексте в отдельных предложениях и словосочетаниях;
2) личностные: пополнить критерий самооценки и взаимооценки на основе успешности учебной деятельности; сравнить свои достижения на этом уроке;
3) метапредметные:
а) регулятивные: формулировать цель урока, разрабатывать последовательность действий и распределять время, оценивать свои действия во время работы в группе и индивидуально;
б) коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать ответы товарищей и оценивать их точность, учиться работать в группе, чётко исполняя свою роль для повышения качества работы;
в) познавательные: ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную, делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.
Основные понятия: окончание, нулевое окончание, словосочетание, предложение.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группе, ИКТ.
Ресурсы: учебник «Русский язык», авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 3 класс часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г., компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация по теме урока; лента букв, орфографический словарь.
Ход урока.
I. Оргмомент. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Сегодня наша работа будет проходить в режиме наблюдения. Представим себе, что это корреспонденты радио и телевидения будут писать репортаж о нас с вами и о нашей школе. Поэтому, необходимо создать рабочую обстановку, но и в тоже время постараться ответить на любой вопрос корреспондентов. По итогам работы на уроке каждый ученик получит свою отметку, которую сможет поставить себе сам. В процессе урока Вам будет предложено 5 заданий, за правильность выполнения которых вы ставите себе на полях тетради «+» или «-». Итак, начинаем нашу работу.
II. Чистописание. Словарная работа. Создание проблемной ситуации.
- Прочитайте первую строку чистописания и подумайте, какое правило здесь присутствует? ая, ые, ов, ев, ут, ют, ит, ет
- Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь, поясняя правила.
П . лот . в и к . п . тан . в вс . гда инт . р . су . т п . годные условия (первое задание)
Какие словарные слова являются однокоренными для тех, которые вы видели в предложении?
Назовите новое словарное слово (пилот). Запишите его в словарь №17
III. Постановка задач.
Сегодня мы познакомимся поближе с новой частью слова – какой, если вы догадались? – правильно окончанием.
IV. Подготовка к восприятию нового материала. Вот и второе задание.
Постарайтесь самостоятельно составить словосочетания со словарными словами, изменяя их по смыслу (ИКТ)
1 вариант
Ценить (что?) Род. на, к . л . ектив;
Дорожить (чем?) св . бода, р . бята;
Радоваться (чему?) пра . дн . к, . п . . тит;
2 вариант
Интересоваться (чем?) х . к . ей, к . рабль;
Удивляться (чему?) п . бе да, р . машка;
Мечтать (о чём?) до св . дан . я, М . сква.
Вывод: слова меняют свою форму. Меняется окончание.
V. Работа с учебником. Чтение правила на с. 113. Знакомство с новым материалом. Третье задание (у доски два ученика)
Упражнение на с. 113
Пронаблюдайте за изменением слова «чеснок» в тексте и сделайте вывод, запишите словосочетания со словом «чеснок», выделите окончания в этом слове. Пронаблюдайте за окончанием слова, которое зависит от слова «чеснок». Как по-вашему, оно меняется? Порассуждайте на эту тему!
Чеснок.
В обычном чесноке много полезных свойств. Сок обычного чеснока помогает залечивать раны. Раньше обычным чесноком лечили кашель. Добрая слава у обычного чеснока.
VI. Пассивная физкультминутка. Четвёртое задание
Отдых для глаз, плеч и кистей рук. Я буду произносить словосочетания в единственном числе, а вы изображать и произносить их во множественном числе.
А) 1 вариант
Чудесная встреча –
Чайная чашка –
Широкое море –
Живая рыба –
2 вариант
Счастливое лицо –
Частая ошибка –
Жилая комната –
Морской берег -
Вывод: с изменением существительного меняется и прилагательное, которое от него зависит.
Запишите эти словосочетания (ИКТ). Подумайте, возможно, ещё какое-нибудь правило вы повторили?
Б) Пятое задание
Проследите за изменением окончаний у глаголов прошедшего времени, сделайте вывод. (ИКТ)
Пруд замёрз. Река замёрзла. Ручьи замёрзли. Озеро замёрзло.
Выберите два любых предложения и запишите, распространив их. Постарайся выделить окончания глаголов.
VII. Домашнее задание.
VIII. Закрепление изученного. Необходимо грамотно написать под диктовку словосочетание и объяснить его значение. (ИКТ)
Выбросить из головы – постараться забыть.
Светлая голова – умный, думающий человек.
Как снег на голову – неожиданно, внезапно.
Ходить на голове – шалить, озорничать.
Отвечать головой – взять на себя ответственность.
IX. Итог.
Подсчитайте свои «+».
Нужно вспомнить правила, которые сегодня нам помогали.
Спасибо за хорошую работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П и лот о в и к а п и тан о в вс е гда инт е р е су ю т п о годные условия Задание 1. Проверь себя Вставь пропущенные буквы. П и лот о в – пилотировать, пилотный . К а п и тан о в – капитанский. Инт е р е су ю т – интерес, интересный. П о годные – погожий, погода, распогодилось.
Задание 2 Составь словосочетания, используя словарные слова Вариант 1 Ценить (что?) Род . на, ко . . ектив , дорожить (чем?) св . бода, р . бята , радоваться (чему?) праз . ник, а . . етит . Вариант 2 Интересоваться (чем?) хо . . ей, к . рабль , удивляться (чему?) п . беда, р . машка , мечтать (о чём?) до св . дания , М . сква .
Задание 2. Проверь себя. Составь словосочетания, используя словарные слова Вариант 1 Ценить (что?) Род и ну, ко лл ектив, дорожить (чем?) св о бодой, р е бятами, радоваться (чему?) праз д нику, а пп етиту. Вариант 2 Интересоваться (чем?) хо кк еем, к о раблём, удивляться (чему?) п о беде, р о машке, мечтать (о чём?) о св и дании, о М о скве.
Задание 3. Проверь себя. Выпиши словосочетания со словом «чеснок», выделите окончания в этом слове. В обычном чеснок е , обычного чеснок а , обычным чеснок ом , у обычного чеснок а . В обычн ом чеснок е , обычн ого чеснок а , обычн ым чеснок ом , у обычн ого чеснок а .
Задание 4. Проверь себя. Измени словосочетание, употребив его во множественном числе. ЧУДЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ ЧАЙНЫЕ ЧАШКИ ШИРОКИЕ МОРЯ ЖИВЫЕ РЫБЫ СЧАСТЛИВЫЕ ЛИЦА ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ЖИЛЫЕ КОМНАТЫ МОРСКИЕ БЕРЕГА
Задание 5. Проследите за изменением окончаний глаголов прошедшего времени. Запиши два любых предложения, распространив их. Постарайся выделить окончание у глаголов. Пруд замёрз. Река замёрзла. Ручьи замёрзли. Озеро замёрзло.
Задание 5. Проверь себя. Проследите за изменением окончаний глаголов прошедшего времени. Запиши два любых предложения, распространив их. Постарайся выделить окончание у глаголов. Наш пруд за деревней давно замёрз. Река Ухватка замёрзла ещё в ноябре. Все ручьи в лесу очень рано замёрзли. Озеро Белое в этом году долго не замерзало.
Закрепление изученного. Выбросить из головы. – Постараться забыть. Светлая голова. – Умный, думающий человек. Как снег на голову. – Внезапно, неожиданно. Ходить на голове. – Шалить, озорничать. Отвечать головой. – Взять на себя ответственность.
Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
Познакомить с приемами определения рода имен существительных....
Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".
Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....
Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...
Урок русского языка 3 класс "Глагол. Обобщение" УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по русскому язык 4 класс УМК "Планента знаний" по теме "Глагол. Обобщение" с использованием ЭФУ...
Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...