Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Директор _______ Е.А. Егоров Приказ №______ От__________ «___»_______20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР_______________ Е.К. Роганова «___»_______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Летневская средняя школа
наименование ОУ
Жаркова Марина Сергеевна
Ф.И.О. педагога, категория
по русскому языку 2 класс _________________________________________________________________________
предмет, класс и т. п.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательных стандарта начального общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Сведения о программе . Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Л. Я. Желтовской (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ Астрель 2011 г) в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной программой ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы "Планета знаний".
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы. Информация о внесённых изменениях. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Во 2 классе происходит изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Реализация национально-регионального компонента государственного стандарта осуществляется по нескольким содержательным линиям: содержательная линия образования "Художественная культура"
Изучение художественной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эстетического восприятия действительности на базе знаний и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте;
развитие художественно-творческих способностей, совершенствование умения претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительных художественных образах;
содержательная линия образования "Экологическая культура"
Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач: развитие художественного восприятия мира природы Урала;
содержательная линия образования "Информационная культура"
Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач: формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках; овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач; формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизнедеятельности; формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.
Программа и материал УМК рассчитаны на 175 часов в год, 5 часа в неделю, что соответствует ОБУП во 2 классах (1-4).
Количество часов в 1 четверти - 43.
Контрольный диктант-2; итоговый диктант-1; развитие речи-4
Количество часов во 2 четверти - 37.
Контрольный диктант-2; административный диктант-1; развитие речи-4
Количество часов в 3 четверти - 50.
Контрольный диктант-3; контрольное списывание-1; развитие речи-3
Количество часов в 4 четверти -45
Контрольный диктант-2; итоговый диктант-1; административный диктант-1; развитие речи-4; контрольное списывание-1; тестирование-1
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-зачёт. Используется работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: вовлечение учащихся в работу над проектом, экскурсии, работа в группе (выступление перед аудиторией с результами своей работы (реферат, доклад, исследовательская работа) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации), умение задавать вопросы, владеть приемами действий в ситуации общения, коллективе) осознание значимости проделанного труда (использование результатов проектной работы в урочной деятельности) и др.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• производить звуко - буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без ис кажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения • каллиграфически и орфографически правильно, без ис кажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
• уметь слышать, точно реагировать на реплики
Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику, входящему в комплект учебников «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой):
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык: для 2 кл. четырехлетней нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1, 2. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. -М.: Астрель, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
2 класс (175 ч)
Содержание программы
О ДАРЕ СЛОВА (ВВЕДЕНИЕ) (5 ЧАСОВ)
Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения.
СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ (ПОВТОРЕНИЕ) (26 ЧАСОВ)
Слово и его строение (10 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко – слоговой и звуко – буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов.
Перечень контрольных мероприятий: Входной контрольный диктант-1
Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Обнаруживать - ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями.
Слова – названия предметов, признаков, действий (1 час). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение (4 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь обнаружить и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Анализировать словесное строение предложений с помощью схем. Синтезировать: составлять предложения на основе набора схем.
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-1
Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана – опросника.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
ЯЗЫК, РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ ( МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК ) (3 ЧАСА) Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.
Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь использовать разные этикетные языковые формулы.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (10 ЧАСОВ) Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь). ). Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание.
Перечень контрольных мероприятий: итоговый контрольный диктант-1
Речевой этикет*. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Знать определённые правила общения проявлять интерес к познанию особенностей средств русского языка.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.
Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.
Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны знать правила (слова, жесты) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Уметь работать с пословицами: «Коротко и ясно, оттого и прекрасно», «Не пером пишут, а умом»; рассказывать о своём любимом фильме; подбирать подходящие пропущенные слова в тексте; отвечать на вопросы; писать письма; пользоваться толковыми и этимологическими словарями.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке*. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).
Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия*. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика*. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание*. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (9 ЧАСОВ) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (24 ЧАСА) Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов. Форма слова. Орфограмма, сильная и слабая позиция Использование орфографического словаря. Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака. Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях). Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.
Перечень контрольных мероприятий: административный контрольный диктант-1; контрольный диктант-3
ТЕКСТ (9 ЧАСОВ) Тема и заголовок. Важное умение – понимать текст. Учимся читать и создавать тексты. Решение орфографических задач, умение составлять текст.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Осознавать и разделять традицию народа поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом.
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-1
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (24 ЧАСА) Звук в слабой позиции. Графическое обоснование орфограммы, проверочного слова. Непроверяемые, труднопроверяемые орфограммы. Правописание непроверяемых согласных и согласных. Звуковая запись слов. Буквенные сочетания.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны знать разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу; 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпическим); 3) слышу и /но пишу, выбирая букву. Знать три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Решать орфографические задачи, графически обосновывать орфограммы и проверочные слова
Перечень контрольных мероприятий: контрольное списывание - 1; контрольный диктант-2
ОБОЗНАЧЕНИЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (8 ЧАСОВ) способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака, звуковая запись слов, нормативное произношение слов с е, написание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание сочетаний чк, чн, щн, многозначность слова, употребление мягкого знака на конце и в середине слова, перенос слов с мягким знаком, использование мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны знать новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме.
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-1
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко – буквенному, слоговому, морфемному). Использовать правила написания слов при записи по слуху.
ЧАСТИ РЕЧИ (29 ЧАСОВ) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Определять слово как часть речи. Группировать слова по частям речи.
Имя существительное (9 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор). Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг.
Перечень контрольных мероприятий: итоговый контрольный диктант-1
Имя прилагательное (4 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи.
Глагол (4 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-1
Изменение частей речи по числам (обобщение) 2 часа
Предлоги и союзы – слова – связки (3часа) Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Строим предложения, тексты (7 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны осознавать роль в предложении слов – связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов - связок.
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-2, контрольное списывание-1
ПОВТОРЕНИЕ (15 ч) + резерв 8 часов
Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны уметь угадывать название текста по ключевым словам, фразам. Уметь озаглавливать текст по его теме. Иметь общее представление о широких и узких темах.
Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант-2
Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...).
Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).
Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т.
Основные требования
к уровню подготовки учащихся
2 класс
Учащиеся должны знать/понимать:
• средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
- названия букв русской графики, их порядок следования
в алфавите, правила обозначения на письме мягких со
гласных, безударных гласных в двусложных словах,
парных звонких и глухих согласных на конце слов; пра
вила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова; - основные признаки слова, предложения, текста.
Учащиеся должны уметь: - анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность; выделять голосом ударные слоги; сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
- устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о написании слов .с непроизносимыми согласными; о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением (трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
Программа также позволяет дать представление:
о роли языка слов как средстве к речи как способе общения людей; о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;
о речевой ситуации и особенностях ведения диалога; о несловесных средствах — помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;
о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых в переносном значении;
о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.
Табличное представление
учебно— тематического планирования
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примечание | ||||||
уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | ||||||||
1 | О даре слова (введение) | 9часов | 8 | Сочинение-1 | ||||||
2 | СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ (ПОВТОРЕНИЕ) | 26 ЧАСОВ | 22 | Изложение-1 Сочинение-1 | контрольный диктант-3 | |||||
Язык, Речь и Общение ( мотивационный блок ) | 3часа | 3 | ||||||||
Слово и его значение | 10 часов | 6 | Изложение-1 Сочинение-1 | контрольный диктант-2 | ||||||
Правописание гласных и согласных в корне слова | 24 часа | 18 | Изложение-3 | контрольный диктант-2 Контр. списывание-1 | ||||||
Текст | 9 часов | 8 | Сочинение-1 | |||||||
Правописание гласных и согласных в корне слова (продолжение) | 24 часа | 20 | Изложение-1 Сочинение-1 | контрольный диктант-1 Пров. Раб.-1 | ||||||
Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков | 8 часов | 5 | Изложение-1 Сочинение-1 | Пров. Раб.-1 | ||||||
3 | Разделительный мягкий знак и обобщение | 5 часов | 4 | контрольный диктант-1 | ||||||
Части речи | 29 часов | 27 | Изложение-1 | контрольный диктант-1 | ||||||
Повторяя, проверяем себя (общее повторение курса) ( | 15 часов | 12 | Сочинение-1 | контрольный диктант-1 Контр. списывание-1 | ||||||
4 | Резерв | -8ч | ||||||||
Итого | 170 | 139 | Изложение-7 Сочинение-7 | контрольный диктант-11 Тестирование2 - Пров. Раб.-2 Контр. списывание-2 |
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 2 класс
5 уроков в неделю, 170 часов в год
Типы уроков и их сокращения
УИПЗЗ -урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ урок закрепления знаний и выработки умений
УКИЗ урок комплексного использования знаний
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний
УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний
Развитие речи
Урок по развитию речи проводятся блоками по темам в авторской программе (17 уроков). Учащиеся на представленных в учебнике примерах наблюдают за значением слова; знакомятся со словами, близкими и противоположными по смыслу; ведут наблюдение за многозначностью слова; учатся использовать слова в прямом и переносном значениях; рассматривают приёмы словообразования на базе родственных слов, учатся излагать свои мысли письменной речью.
№ п/п | Тема урока по P.p. | № урока в плане | Источник |
1 | Составление рассказа по теме «Вспоминаем о лете» | 5 | По впечатлениям о летних каникулах |
2 | Изложение | 28 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Я.Я., |
3 | Учимся пересказывать и создавать тексты «До свидания журавли» | 30 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
4 | Ежели вы вежливы... Работа с пословицами | 34 | |
5 | Сочинение «Облако» | 43 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
6 | Изложение текста. Повествование с элементами сочинения | 60 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
7 | Изложение «Лесная быль» | 72 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
8 | Создание текста поздравления. | 60 | |
9 | Важные умения - понимать текст. Текст с двумя микротемами | 83 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
10 | Учимся читать и создавать тексты. Сообщение о любимой книге | 84 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
11 | Учимся читать и создавать тексты. Сочинение о зимних забавах | 85 | По наблюдениям экскурсии |
12 | Изложение «Клестята» | 92 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
13 | Учимся пересказывать и создавать тексты. Письмо - тоже текст | 111 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
14 | Учимся пересказывать и создавать тексты. Поздравление к празднику | 117 | |
16 | Изложение «Золотой луг» | 164 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
17 | Сочинение «Портрет одуванчика» и его презентация | 166 | Учебник Русского языка для 2 класса. Желтовская Л.Я., |
ХАРКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения учеников класса, родителей и МОУ о состоянии и проблемах обученности по предмету. Это дает основание для прогнозирования направлений развития личности учащихся, внесения необходимых корректировок в планирование, оказания необходимой помощи ученику, констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. В течение года осуществляется мониторинг за качеством обученности каждого ребёнка, который осуществляется в разных видах и формах контроля.
Такая работа позволяет определить уровень выполнения ФКГОС, выявить проблемы, корректировать планирование по совершенствованию качества обучения по данному предмету.
За год запланировано:
контрольных работ - 5,
диктантов - 8,
словарных диктантов - 9,
контрольное списывание - 3,
проверочных работ - 1,
практикумов - 1.
. Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах начальной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся.
№ п/п | Вид работы | Форма | Источник |
Тематический контроль | |||
1 | Входная контрольная работа | Письменная работа | Административная |
2 | Диктант «Родственные слова. Корень слова» | Письменная работа | Желтовская Л.Я. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовская: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Л.Я. Желтовская. - М.: ACT: Астрель, 2008. |
3 | Диктант по теме «Слово и предложение» | Письменная работа | |
4 | Словарный диктант | Письменная работа | |
5 | Диктант по теме «Предложение и текст» | Письменная работа | |
6 | Контрольный диктант за I четверть | Письменная работа | |
7 | Диктант по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне»» | Письменная работа | |
8 | Контрольный диктант за II четверть | Письменная работа | |
9 | Проверочная работа по теме «Предлоги и союзы» | Письменная работа | |
10 | Диктант по теме «Имя существительное» | Письменная работа | |
11 | Контрольный диктант за III четверть | Письменная работа | |
12 | Практикум по слогозвуковому анализу слова | Тест | |
13 | Диктант по теме «Обозначение твердых и мягких звуков» | Письменная работа | |
14 | Контрольное списывание | Письменная работа | |
15 | Диктант по теме «Имя прилагательное. Глагол» | Письменная работа | |
16 | Диктант по теме «Повторяем, проверяем себя» | Письменная работа | |
Промежуточный контроль | |||
5 | Контрольная работа за 2 класс | Диктант | Административная |
Оценивание устных ответов и письменных работ учащихся осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.98. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Рабочая программа в полном объёме реализует федеральный компоненг государственного образовательного стандарта.
Литература и ИКТ
2 класс
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010.
- Базисная программа по русскому языку. Материалы ФГОС. — М., 2010.
- Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
- Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
- Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания.
- Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык».
- Русский язык (коммуникативно ориентированный курс). Программа: авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова;
- Сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, ч. 1, 2000—2003 гг. — Просвещение.
- Соловейчик М. С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников // В сб. статей, см. выше.
- Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс:типовые тестовые задания/ О.Н.Крылова.:Издательство "Экзамен", 2011.
- Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. — 1996. — № 1.
- Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. — М., 1994.
- http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html
- http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
- http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html
- http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
- http://www.viki.rdf.ru детские презентации
- http://scool-collection.edu.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...