Русский язык. 2 класс. "Имя прилагательное". УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сехина Елена Станиславовна

Русский язык.  "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_imya_prilagatelnoe_2_klass.rar202.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное

Класс:  2 класс  

Предмет:  Русский язык

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний  

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, светофоры для самооценки.

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных.

Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствовать воспитанию   нравственных   качеств   личности   и   эстетических   чувств.  

УУД: личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической   и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        

                                                                                       Ход урока

1.  Орг. момент: (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..

 Откройте тетради, запишите число, классная работа

2.    Актуализация знаний: ( 5 мин)

Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве, которое зовется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет много жителей. Некоторых из жителей мы с вами уже знаем.

 (части речи,  сущ, прил, гл )

-О какой части речи мы сегодня будем вести разговор?

- Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное,

 Особое, сильное, самое лучшее,

 Короткое, длинное, красное, синее,

 Неброское, яркое, очень красивое,

 Оно уменьшительное или ласкательное,

 Его называют ещё ... (Прилагательное)

- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

Сегодня давайте вспомним, что мы изучали.

Работа в парах.

- Подумайте, посоветуйтесь с товарищем по парте и ответьте на вопросы:

1.Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

2.На какие вопросы они могут отвечать?

3.С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны?

4.Как изменяются имена прилагательные?

3. Чистописание. ( 5 мин)

 

  На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие.

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях? ( на эти буквосочетания заканчиваются прилагательные)

- Напишите , соблюдая высоту букв и соединения.

- Прочитайте слова, составьте из них пословицу.

День, год, весенний, кормит.

- Объясните смысл пословицы.

- Зажжём огоньки над орфограммами.

- Запишите предложение , подчеркните грамматическую основу.

- Подчеркните имя прилагательное.

- Каким членом предложения оно является?

4. Работа по теме урока.

 

 а ) Выделение из группы имён прилагательных. ( 3 мин)

-  Посмотрите на доску, прочитайте слова.  

Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная, ворона, большой, играют, бежит,  снег, белые.

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие? (Существительное, прилагательное, глагол)

- Выпишите  в тетрадь  в столбик только имена прилагательные. ( выписывают в столбик)

- Ребята, давайте проверим, как вы выполнили работу, используем светофоры. Назовите имена прилагательные.

Синее, хищная, большой, белые.

- Почему вы решили, что это имена прилагательные? Докажите.

- Какие группы ещё остались?

- Назовите их. ( дети называют существительные и глаголы )

  б )    Установление связи прилагательного с существительным. ( 3 мин)

- С какой частью речи связано имя прилагательное? ( с существительным)

- Подберите  к именам прилагательным имена существительные.

- Что у вас получилось? ( словосочетания )

- Установите связь прилагательного и существительного.

  в ) Работа с текстами. ( 5 мин)

Прочитайте тексты.

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

 - О чем первый текст?     ( О весне  )                                                                      

 -  О чём второй текст?        ( О весне  )                                                                  

 -  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

  -  Что же отличает первый текст от второго?  (Наличием прилагательных.)                                             

  - Назовите их. ( Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые. )                                                                            

-    Почему вы решили, что это прилагательные?

-   Для чего нужны имена прилагательные? ( Имена прилагательные нужны для точности описания .)

-  Выпишите из 2 текста словосочетания , состоящие из прилагательного и существительного, укажите число имён прилагательных.

 ед.ч                             ед.ч                            мн.ч                           ед.ч                                 мн.ч

Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы.

- Как определяли  число имён прилагательных? ( по вопросам )

-Как ещё можно определить число прилагательных?

* проверка , оценивание с помощью  шкалы

5. Физкультурная разминка ( 1 мин )

Мы в строю шагаем браво,

Мы науки познаем:

Шаг – налево,

Шаг – направо,

И, конечно же, - кругом.

Это левая рука. Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

Это левая нога. Это правая нога.

Ох, наука нелегка!

6. Продолжение работы по теме урока. (  6 мин )

 а )  Описание предмета . Работа по группам.

-   Дети, а снег весной и зимой одинаковый?

Учитель: Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные  ( на доске )

Последний, искристый, мокрый,  грязный, пушистый, серебристый,  рыхлый, белый, свежий, серый.

Задание по группам.

1 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Учитель: Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег.                                                                                  

Ученик: Искристый,  пушистый, серебристый,  белый, свежий.                                                                                  

Учитель: Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег.                                                            

Ученик: Последний, мокрый, грязный,  рыхлый, серый. Молодцы.  

-  Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

б )  Применение знаний в измененных ситуациях:

 ….утром Кирилл пошел в … рощу.  На травке засверкала …роса.  Запели…птицы.

   - Вставить имена прилагательные

7. Рефлексивно – оценочный этап.  ( 8 мин)

Работа с тестом « Имя прилагательное.»

  • дети работают самостоятельно.

На столах у вас лежат незаконченные предложения.

Прочитайте , продолжите…

8. Итог урока. ( 2 мин)

- Имя прилагательное открыло нам с вами не все секреты . В третьем классе мы продолжим знакомство с именем прилагательным.

 - Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!

9. Домашняя работа с. 96 упр. 166


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...