Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: "Число и род имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet.doc_russkiy_yazyk_chislo_i_rod_imyon_sushchestvitelnyh.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Тема: Число и род имён существительных.
Цели:
- Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных; формировать умение изменять имена существительные по числам.
- Развивать умения распознавать род имён существительных.
- Формировать грамотную речь, прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Оборудование: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» 3 кл., таблицы, карточки с дополнительным заданием, презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
II. Взаимопроверка домашнего задания. (3 мин.)
Дети обмениваются тетрадями и проверяют выполнение домашнего задания друг у друга.
-Все ли справились с домашним заданием? Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднение? Почему?
III. Минутка чистописания. (5 мин.)
- - Запишите число, классная работа.
Дети записывают дату урока.
- Объясните пропущенные орфограммы.
Ребята объясняют какие буквы надо вставить и почему.
- - Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.
А В Ж И ? У
Б З Т
- Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать сегодня на уроке? (С)
Дети в тетрадях прописывают чередуя заглавную и строчную букву С с.
- - Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
На доске изображены квадраты разных цветов:
желтый голубой красный зеленый оранжевый синий фиолетовый
о о с б в д а
-Каждому квадрату соответствует определённая буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
-Свобода.
-Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
Дети записывают слово «свобода», определяют ударный слог, подчёркивают непроверяемую гласную.
-Что означает слово?
Дети ищут значение слова в толковом словаре.
-Запишите однокоренные слова. (Свободно, освободитель, освобождение, высвобождать) Выделите корень.
Дети записывают однокоренные слова, выделяют корень.
IV. Актуализация знаний. (6 мин.)
1. Повторение
-Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
-Что мы знаем об имени существительном?
-Как вы думаете, всё ли вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать?
Дети высказывают свои предположения.
-Истинность своего мнения вы сможете подтвердить или опровергнуть уже к концу сегодняшнего урока.
2. Словарная работа.
-Прочитайте.
Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно.
Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
-Что это такое?
-Как понимаете смысл пословиц?
-Объясните написание в них орфограмм.
-Найдите имена существительные и запишите их в начальной форме.
Дети объясняют смысл пословиц; объясняют орфограммы; записывают имена существительные в начальной форме.
-Какие слова записали? (уж, пещера, раздолье, сокол, поднебесье, вода, радость, мёд, кручина)
-Что вы можете сказать о данных именах существительных?
-А по какому принципу ещё можно разбить все эти слова на три группы?
Дети выдвигают гипотезы, кто-нибудь обязательно догадается сказать, что можно разбить по родам.
V. Постановка темы урока. (1 мин.)
Сегодня мы будем определять род имён существительных и в каком числе они стоят: множественном или единственном.
VI. Работа по теме урока. (6 мин.)
1. Объяснение нового материала.
Род имён существительных | ||
Учитель берёт пенал у ученика и спрашивает у него:
-Чей пенал?
Ученик: «Мой пенал».
-Запишите: «Мой пенал». Подчеркните слово «мой».
-Какой он? Дети отвечают.
-Запишите: «Он красивый». Подчеркните слово «он».
-К существительным какого рода можно подставить слова «мой, он»?
-К существительным мужского рода.
Род имён существительных | ||
Мужской | ||
Мой, он | ||
Аналогично проводится работа с именами существительными женского и среднего рода: ручка, яблоко.
По ходу работы в таблице появляются слова:
Род имён существительных | ||
Мужской | Женский | Средний |
Мой, он | Моя, она | Моё, оно |
Дети записывают в тетради предложения:
Мой пенал. Он красивый.
Моя ручка. Она зелёная.
Моё яблоко. Оно вкусное.
-Над каждым именем существительным напишем род: мужской род – м.р., женский род – ж.р., средний род – с.р.
2. Работа с учебником.
- С. 62. Сведения о языке.
- Упражнение 30, с.63
-Прочитайте задание.
-Запишите данные имена существительные группами.
-Обратите внимание на окончания имён существительных м.р, ж.р., с.р.
Дети выполняют задание в тетрадях. Делают вывод об окончаниях. Свои наблюдения добавляют в таблицу.
Род имён существительных | ||
Мужской | Женский | Средний |
Мой, он | Моя, она | Моё, оно |
□ | -а; -я | -о; -е |
Проверка упражнения.
Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.
Итог проверки:
-Кто верно выполнил задание и не допустил ни одной грамматической ошибки?
-У кого были допущены ошибки? Что вызвало затруднение?
-Согласны ли вы с поставленной оценкой?
-Кто не согласен? Почему? Какую оценку поставил бы себе сам? Докажи.
VII. Физкультминутка. (1 мин.)
Дети встают и выполняют задания учителя.
Я буду называть имена существительные. Если названные мной слова будут относится к мужскому роду, то вы поднимаете руки вверх. Если к женскому роду – приседаете, к среднему роду – прыгаете.
Берег, беседа, горизонт, озеро, костёр, свобода, шоссе, экскурсия, аллея, завтрак, земляника, лестница, радио, товарищ, решение.
VIII. Продолжение работы по теме урока. (7 мин.)
- Упражнение 25, с. 61.
Дети вспоминают, изменяются ли имена существительные по числам; в форме какого числа могут употребляться имена существительные.
- Упражнение 26, с. 61.
Дети выполняют упражнение в тетрадях
Вывод: имена существительные, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.
- Игра «Поединок знатоков».
Дети делятся на пары. Один ребенок получает карточку с существительными в форме единственного числа, другой – в форме множественного числа.
Первый ученик читает существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе.
Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа.
После выполнения задания дети дают оценку друг другу.
IX. Закрепление. (5 мин.)
-Запишите имена существительные в три столбика, разбив их на группы (м.р., с.р., ж.р.)
-Что общего в словах?
-А чем они отличаются?
-Как же узнать род у имён существительных?
-Существительных какого рода здесь очень мало?
-Придумайте и запишите три существительных среднего рода.
Дети выполняют задание, записывая его в тетради. Затем меняются тетрадями и пользуясь орфографическими словарями проверяют их.
-В форме какого числа записаны все эти имена существительные?
-Измените форму числа существительных и назовите, слова во множественном числе.
Дети называют имена существительные во множественном числе.
X. Итог урока. (4 мин.)
-Какого рода бывают имена существительные?
-Как определить род имён существительных?
-Какие окончания имеют имена существительные мужского, среднего и женского рода?
-Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?
-Итак, всё ли вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать?
-Что на уроке получилось хорошо?
-Над чем ещё нужно поработать?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
X. Домашнее задание. (1 мин.)
Упражнение 32, с.64.
Дополнительный материал.
Учащиеся, быстро выполняющие упражнения, выполняют дополнительное задание.
Карточка № 1
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. Вытащите из букета садовый и лесной цветок.
р л о а з н д а н ы ш
2. Определите род имён существительных.
Карточка № 2
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. Найдите дом в лесу.
б и з о б р а
2. Определите род имён существительных.
Карточка № 3
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. Найдите золотое поле, дерево на нём.
д р у о ж б ь
2. Определите род имён существительных.
Карточка № 4
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. Из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье.
м в и у ш х а н я
2. Определите род имён существительных.
Карточка № 5
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.
1. Определите плод от растения.
с о ш и с н ш а к а
2. Определите род имён существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...