Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: "Число и род имён существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:   русский язык.

Тема:         Число и род имён существительных.

Цели:

  1. Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных; формировать умение изменять имена существительные по числам.
  2. Развивать умения распознавать род имён существительных.
  3. Формировать грамотную речь, прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Оборудование: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» 3 кл., таблицы, карточки с дополнительным заданием, презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1 мин.)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Взаимопроверка домашнего задания. (3 мин.)

Дети обмениваются тетрадями и проверяют выполнение домашнего задания друг у друга.

-Все ли справились с домашним заданием? Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднение? Почему?

III. Минутка чистописания. (5 мин.)

  • -  Запишите число, классная работа.

                                                   

Дети  записывают дату урока.

- Объясните пропущенные орфограммы.

Ребята объясняют какие буквы надо вставить и почему.

  • - Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.

А                      В                      Ж                           И                 ?                     У

            Б                                                   З                                             Т

- Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать сегодня на уроке? (С)

Дети в тетрадях прописывают чередуя заглавную и строчную букву С с.

  • - Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

На доске изображены квадраты разных цветов:

желтый   голубой   красный  зеленый   оранжевый  синий   фиолетовый

          о                   о                 с                   б                   в                  д                      а  

-Каждому квадрату соответствует определённая буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

-Свобода.

-Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Дети записывают слово «свобода», определяют ударный слог, подчёркивают непроверяемую гласную.

-Что означает слово?

Дети ищут значение слова в толковом словаре.

-Запишите однокоренные слова. (Свободно, освободитель, освобождение, высвобождать) Выделите корень.

Дети записывают однокоренные слова, выделяют корень.

IV. Актуализация знаний. (6 мин.)

1. Повторение

-Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

-Что мы знаем об имени существительном?

                       

-Как вы думаете, всё ли вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать?

Дети высказывают свои предположения.

-Истинность своего мнения вы сможете подтвердить или опровергнуть уже к концу сегодняшнего урока.

2. Словарная работа.

-Прочитайте.

                                        Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно.

                                               Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.

-Что это такое?

-Как понимаете смысл пословиц?

-Объясните написание в них орфограмм.

-Найдите имена существительные и запишите их в начальной форме.

Дети объясняют смысл пословиц; объясняют орфограммы; записывают имена существительные в начальной форме.

-Какие слова записали? (уж, пещера, раздолье, сокол, поднебесье, вода, радость, мёд, кручина)

-Что вы можете сказать о данных именах существительных?

-А по какому принципу ещё можно разбить все эти слова на три группы?

Дети выдвигают гипотезы, кто-нибудь обязательно догадается сказать, что можно разбить по родам.

V. Постановка темы урока. (1 мин.)

Сегодня мы будем определять род имён существительных и в каком числе они стоят: множественном или единственном.

                                                                   

VI. Работа по теме урока. (6 мин.)

1. Объяснение нового материала.

Род имён существительных

Учитель берёт пенал у ученика и спрашивает у него:

-Чей пенал?

Ученик: «Мой пенал».

-Запишите: «Мой пенал». Подчеркните слово «мой».

-Какой он? Дети отвечают.

-Запишите: «Он красивый». Подчеркните слово «он».

-К существительным какого рода можно подставить слова «мой, он»?

-К существительным мужского рода.

Род имён существительных

Мужской

Мой, он

Аналогично проводится работа с именами существительными женского и среднего рода: ручка, яблоко.

По ходу работы в таблице появляются слова:

Род имён существительных

Мужской

Женский

Средний

Мой, он

Моя, она

Моё, оно

                                                                   

Дети записывают в тетради предложения:

                                       Мой пенал. Он красивый.

                                       Моя ручка. Она зелёная.

                                       Моё яблоко. Оно вкусное.

-Над каждым именем существительным напишем род: мужской род – м.р., женский род – ж.р., средний род – с.р.

2. Работа с учебником.

  • С. 62. Сведения о языке.
  • Упражнение 30, с.63

-Прочитайте задание.

-Запишите данные имена существительные группами.

-Обратите внимание на окончания имён существительных м.р, ж.р., с.р.

Дети выполняют задание в тетрадях. Делают вывод об окончаниях. Свои наблюдения добавляют в таблицу.

Род имён существительных

Мужской

Женский

Средний

Мой, он

Моя, она

Моё, оно

-а; -я

-о; -е

Проверка упражнения.

Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.

Итог проверки:

-Кто верно выполнил задание и не допустил ни одной грамматической ошибки?

-У кого были допущены ошибки? Что вызвало затруднение?

-Согласны ли вы с поставленной оценкой?

-Кто не согласен? Почему? Какую оценку поставил бы себе сам? Докажи.

VII. Физкультминутка. (1 мин.)

Дети встают и выполняют задания учителя.

Я буду называть имена существительные. Если названные мной слова будут относится к мужскому роду, то вы поднимаете руки вверх. Если к женскому роду – приседаете, к среднему роду – прыгаете.

                     Берег, беседа, горизонт, озеро, костёр, свобода, шоссе, экскурсия, аллея, завтрак, земляника, лестница, радио, товарищ, решение.

VIII. Продолжение работы по теме урока. (7 мин.)

  • Упражнение 25, с. 61.

Дети вспоминают, изменяются ли имена существительные по числам; в форме какого числа могут употребляться имена существительные.

  • Упражнение 26, с. 61.

Дети выполняют упражнение в тетрадях

Вывод: имена существительные, которые называют один предмет, стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.

  • Игра «Поединок знатоков».

Дети делятся на пары. Один ребенок получает карточку с существительными  в форме  единственного числа, другой – в форме множественного числа.

Первый ученик читает существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе.

Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа.

После выполнения задания дети дают оценку друг другу.

                                                                       

IX. Закрепление. (5 мин.)

-Запишите имена существительные в три столбика, разбив их на группы  (м.р., с.р., ж.р.)

      

   

-Что общего в словах?

-А чем они отличаются?

-Как же узнать род у имён существительных?

-Существительных какого рода здесь очень мало?

-Придумайте и запишите три существительных среднего рода.

Дети выполняют задание, записывая его в тетради. Затем меняются тетрадями и пользуясь орфографическими словарями проверяют их.

-В форме какого числа записаны все эти имена существительные?

-Измените форму числа существительных и назовите, слова во множественном числе.

Дети называют имена существительные во множественном числе.

X. Итог урока. (4 мин.)

-Какого рода бывают имена существительные?

-Как определить род имён существительных?

-Какие окончания имеют имена существительные мужского, среднего и женского рода?

-Чем отличаются имена существительные  в единственном числе от имён существительных во множественном числе?

-Итак, всё ли вы уже знаете об имени существительном или ещё что-то новое можете узнать?

-Что на уроке получилось хорошо?

-Над чем ещё нужно поработать?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

X. Домашнее задание. (1 мин.)

Упражнение 32, с.64.

Дополнительный материал.

Учащиеся, быстро выполняющие упражнения, выполняют дополнительное задание.

Карточка № 1

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

1. Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

   

            р л о а з н д а н ы ш

 

2. Определите род имён существительных.

Карточка № 2

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

1. Найдите дом в лесу.

   

                 б и з о б р а

2. Определите род имён существительных.

Карточка № 3

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

1. Найдите золотое поле, дерево на нём.

                     д р у о ж б ь

2. Определите род имён существительных.

Карточка № 4

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

1. Из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье.

   

                 м в и у ш х а н я

 

2. Определите род имён существительных.

Карточка № 5

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы.

1. Определите плод от растения.

     

                  с о ш и с н ш а к а

 

2. Определите род имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...