Антонимы в тексте
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Калашник Татьяна Алексеевна

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по программе Н. Виноградовой "Начальная школа 21 века". Тип урока: урок рефлексии. У детей имеются листы самоооценки, в которых дети оценивают свою работу на каждом этапе урока. Используется частая смена видов деятельности: групповая работа, парная, дифференцированная, иворческая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Матреногезовская средняя общеобразовательная школа

Подготовила: Калашник Т. А.

                                                                                      учитель начальных классов

Русский язык – 2 класс                                                             Дата_____________                                                  

Урок №111

Тема: Антонимы в тексте

Цель: наблюдение за использованием в речи антонимов

Задачи:

Обучающие: организовать деятельность обучающихся по наблюдению за словами, имеющими противоположное значение, закрепить знания о понятии «антонимы»; учить находить антонимы в текстах, подбирать антонимы к предложенным словам, исправлять текст, подбирая антонимы к выделенным словам; обеспечить развитие каллиграфических навыков; обеспечить  закрепление правописания  словарных  слов и ранее изученных орфограмм.

Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, воображения, памяти, внимания, логического мышления.

Воспитывающие:  воспитывать интерес к родному языку,  любознательность.

  • формирование УУД:

1. Регулятивных – учить контролировать собственные действия в  связи с поставленной задачей и  в соответствии с алгоритмом, осуществлять самоконтроль и самопроверку, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы; проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибку, подводить итоги своей  учебной деятельности,

2.Познавательных – развивать способность к познанию  окружающего   мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, слушать учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,

3. Коммуникативных – учить вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах и группах).

4. Личностных – способствовать осознанию учащимися границ собственных знаний и умений, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность /невозможность его выполнения.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная.

Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть С.В.Иванова, карточки-помощницы, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть С.В.Иванова, тетрадь №2

Ход урока

I.Мотивация (самоопределение) к    учебной деятельности 

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки? Ручки? И тетрадки?

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Проведем работу под девизом: «Думай медленно – работай быстро» (СЛАЙД 1)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Давайте познакомимся с планом работы на уроке

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения   в пробном  действии

1.Запись даты

2. Минутка чистописания (СЛАЙД 2)

о                         б

- Как вы думаете, почему мы пишем сегодня именно эти буквы?

- Кто напишет на доке?

- Какие замечания есть у вас?  

Самопроверка и самооценка

- Оцените свою работу

3. Словарно-орфографическая работа

  • Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание в печатной тетради

Т. стр. 22 №1

Самопроверка и самооценка (СЛАЙД 3)

- Оцените свою работу

   III. Выявление места и причины затруднения.

Продолжи фразу! (СЛАЙД 4)

Антонимы – это слова, которые ……по значению и  отвечают ……на … вопрос.

IV. Построение  проекта выхода из затруднения 

- Прочитайте тему урока (СЛАЙД 5)

- Назовите цель урока

- Что мы сегодня будем обсуждать?

- Что нам поможет в изучении этой темы урока?

V. Реализация построенного проекта.

 1.  Определение различий и схожести между синонимами и антонимами

- Чем схожи синонимы и антонимы?

- А чем отличаются?

Групповая работа на паласе стр. 65 №3

1 группа – находит пары синонимов

2 группа – находит пары антонимов

Группы зачитывают свои пары и проверяют на обратной стороне доски

Самопроверка и самооценка

- Оцените свою работу

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Парная работа. Выбор нужного по смыслу слова

Стр. 64 №1

Самопроверка и самооценка  (1 человек из пары подходит к кресту)

- Оцените свою работу

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Наблюдение за ролью антонимов в русском языке (СЛАЙД 6)

- Посмотрите на экран. Прочитайте текст

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжелые чёрные тучи.

- Какое настроение передает текст?

- Заменить выделенные слова.

- А теперь как изменилось настроение?

- Что этому способствовало?

Тёплый, ясный, солнечная, легкие, белые, облака

Самопроверка и самооценка

- Оцените свою работу (СЛАЙД 7)

VIII. Включение в систему знаний

- Наш урок подходит к концу. И сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «антонимы». Я читаю стихи, а вы записываете антонимы

1. К/срез.                             Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь ...(пол)

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты… (нашел)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …(храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

Самопроверка и самооценка

- Проверка с хлопками

- Оцените свою работу

2. Информация по д/заданию 

Повторить правило об антонимах

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую задачу ставили на урок? (СЛАЙД 8)

- Удалось решить поставленную задачу и выполнить намеченный план?

 - Похвалите себя.

- Что у вас удалось?  

- Чему еще надо учиться?

- Поставьте себе оценку и обоснуйте её (СЛАЙД 9)

Листок самооценки ________________________________________________

Этап

Вид работы

Самооценка

1

Чистописание

2

Словарная работа

3

Работа в группе

4

Работа в паре

5

Самостоятельная работа

6

К/ срез

7

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе

Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Методическая разработка урока русского языка. "Синонимы и антонимы. Работа с текстом". 2 класс

Цель урока: создать условия для формирования умений использовать синонимы и антонимы.Планируемые результаты:Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания;- формировать готовность к...