Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тарасова Людмила Николаевна

Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля). Урок построен в способе диалектического обучения (СДО) и связан с Днём снежного барса(23.10)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx22.57 КБ
Файл snezhnyy_bars.pptx1.47 МБ
Файл kartochka.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля). Тарасова Л.Н. МАОУ Лицей №11 г. Красноярск

Цели урока: 

Образовательно – развивающие цели:

1.1 Применение обучающимися опорных понятий: буквы, гласные буквы, ударение, родственные слова, синонимы, антонимы

1.2 Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):

- познавательными: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, формулирование вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений;

- регулятивными: контроль и оценка (самооценка) процесса и результатов действия;

- коммуникативными: умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления от группы

1.3. Овладение обучающимися специальными умениями: актуализировать личностный смысл правильного употребления в речи ударения, проявлять познавательный интерес к новому знанию.

 2.Воспитательные цели:

2.1.Формирование у обучаемых научного мировоззрения на основе

философских категорий: общее - особенное; единство – многообразие, причина – следствие.

2.2.Формирование у детей личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание

Заявка на оценку: (28 учеников)

«5» - 26 баллов и более

«4» - 19 – 25 баллов

«3» - 13 – 18 баллов

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность учеников

I.Организационный момент.

Приветствие.

ДЕВИЗ:

Внимательно смотрите …и увидите.

Внимательно слушайте …и услышите

Думайте и всё обязательно …получится

1.Знакомство обучающихся с заявкой на оценку, критериями оценивания.

2. Выбор арбитров по рядам.

3. Выбор учащимися и запись на полях тетради планируемой оценки за урок.

3 мин

Приветствие гостей.

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам

Настраиваются на работу и её положительный результат.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

II. Введение в тему урока

На доске записаны буквы:

к.р.в.   с.р.к.   с.б.к.    в.р.к.

- Что записано на доске?

- Используя карточку №1 сформулируйте вопрос- понятия.

Что общего у этих букв?

Можно ли из этих согласных составить слова, чтобы они имели лексическое значение?

Попробуйте, не произнося в слух, вставить гласные. Что у вас получилось?

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какие задачи будем решать сегодня, какие знания о словах повторим?

5 мин

-Буквы

-Что такое буквы?

-Буквы- это знаки, которыми обозначаются. звуки на письме

- Это согласные буквы.

- Нельзя, т.к. слова состоят из слогов, а слог это один или несколько звуков, одним из которых должен быть гласный звук.

- У меня получились слова (словарные слова.)

 - Будем работать над словами.

 - Будем определять лексическое значение, находить антонимы, синонимы, однокоренные слова

III.  Задание №1

 Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и выделите букву, которую надо запомнить,

 Соблюдайте правила написания, правила посадки:

Руки! (На месте)

Ноги! (На месте)

Локти! (У края)

Спинка! (Прямая!)

-Давайте проверим (ученики читают выделяя ударный слог.) Какую букву вы выделили?

- Оцените свой труд

Используя карточку №2 сформулируйте вопрос-суждения?

Что общего в этих словах?

А в какую группу природных объектов их можно определить?

Вот вам загадка ещё про одно животное.

- Его имя б.рс  или  .рб.с. (на доске буквы  б.рс ,  .рб.с )

 Кто догадался?

Действительно, это животное барс

У снежного барса пятна на шкуре,
На леопарда он очень похож,
Но светлая морда его часто хмурая:
Только в горах эту кошку найдёшь.
 
Барс осторожен, как всякая кошка.
Может в засаде долго лежать,
Но если добыча пройдёт по дорожке,
Сверху её он сумеет поймать.
 
Лапы у барса сильные очень,
Сердится если, то бьёт он хвостом.
Повадки знакомы нам, между прочим:
Он сходство имеет с домашним котом.

(Источник: 
https://www.chitalnya.ru/work/646612/)

23.10 –Международный день снежного барса.

А что вы знаете про барса?

Послушайте сообщение о барсе, оно вам поможет выполнять задания на сегодняшнем уроке.

Задание №2

Запишите предложения, вместо точек вставьте про барса нужное слово.

1.У снежного барса ….(мягкая, колючая) шерсть.

2. Лапы ирбиса …(сильные, слабые).

3.Этот зверь имеет …(длинный, короткий) хвост

Кооперация.

А. индивидуальный труд

В - этап простой кооперации.

Учащиеся обсуждают в группах результаты самостоятельного выполнения задания и выбирают выступающего от группы.

  1 и 6 команды 1 предложение

 2 и 3 команды- 2 предложение

4 и 5 команды 3 предложение

С.- Сложная кооперация

Слушайте внимательно выступающих от групп, сверяйте со своей работой, чтобы правильно оценить.

Оцените свою работу.

ФИЗМИНУТКА

Ещё раз посмотрите на слова в скобках. Что это за слова?

А как называются слова, которые произносятся по-разному, но имеют одинаковое лексическое значение?

Задание №3

Прочитайте предложения на карточке №2:

Барс охотится ночью. На охоте зверь очень … .

Подберите 2 слова – синонима: какой барс на охоте. У вас подсказка на карточке.

Запишите эти предложения в тетрадь.

Проверим и оценим свой труд.

 Задание №4

А кто знает, как называются детёныши снежного леопарда?

Это барсята. А один малыш? Барсёнок.

Запишите слова барс, барсята, барсёнок.

Что это за слова?

Используя карточку №1 сформулируйте вопрос- понятия.

 

Выделите корень в этих словах.

Проверим.

Задание №5

Кто запомнил, где живут ирбисы?

Да. (Карточка №3)

 Ирбисы живут в горах Алтая, Саян, Гималаев.

Запишите это предложение. Проверьте написание.

Почему слова: Алтая, Саян, Гималаев записали с большой буквы?

Используя карточку №2 сформулируйте вопрос-суждения?

10 мин

за правильное ударение и гласную 1баллов +1 балл за аккуратность

4+4+1б

3 мин

7мин

3+1

(по 1 баллу за выступление от групп, за дополнение и обоснованное возражение)

1мин

за каждое слово - синоним 1баллов +1 балл за аккуратность

2б+1б

4 мин

4 мин

2б+1б

На месте,

На месте,

У края.

Прямая.

Ответы детей.

соБАка, воРОна, соРОка, коРОва

- Как доказать, что слово собака словарное слово?

Словарные слова- слова, в которых есть непроверяемая орфограмма, в слове собака есть непроверяемая гласная О

 следовательно, слово собака – словарное слово.

- Эти слова существительные.

- Это группа животных.

- Это … (Ответы детей.)

Сообщение (ученик рассказывает о снежном барсе)

Кооперация

Инд труд

Простая кооперация.

Сложная кооперация

1и 6: (мягкая)

2 и 3: (сильные)

4 и 5: (длинный)

- Это слова антонимы.

- Такие слова называются – синонимами.

Барс охотится ночью. На охоте зверь очень сильный, смелый.

Я записал слова: сильный, смелый

Ответы детей.

- Это родственные слова.

- Что называется, родственными словами?

-Родственные слова – это слова, у которых есть общая часть и общее значение.

- В словах барс, барсёнок и барсята корень барс.

- Ирбисы живут в горах.

- Слова: Алтая, Саян, Гималаев –собственные слова.

- Как доказать, что слово Саяны надо писать с большой буквы?

- Географические названия пишутся с большой буквы, слово Саяны – это название гор, следовательно, это слово надо писать с большой буквы.

IV.  Рефлексия

- Какую задачу вы ставили на урок?

– Кто выполнил свою задачу?

-Что было интересного для вас?

Я –знаю…

Я-узнал…

я – запомнил…

 я – смог…

1 мин

- Определять лексическое значение слов, находить антонимы, синонимы, однокоренные слова

V. Домашнее задание        Стр. 73, упр.113, 2вопроса суждения по карточке №2

1 мин

VI. Подводим итог урока:

- подсчёт баллов, арбитры подводят итог активности своих рядов. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Выявление обучающихся, получивших запланированную (выше, ниже) оценку и обсуждение причин расхождения в оценке.

3 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снежный барс

Слайд 2

Заявка на оценку. « 5» - 16 б и более «4» - 12б – 15б «3» - 8 – 11б

Слайд 3

К . Р . В . С . Р . К . С . Б . К . В . Р . Н .

Слайд 4

к О рова сОрока с О бака вОрона

Слайд 5

Кто это? б . рс или . р б . с

Слайд 6

Снежный барс 23.10 –Международный день снежного барса .

Слайд 7

Общие характеристики: Вес – до 40 кг. Высота – 0,6 м. Длина тела – 1,3 м.

Слайд 8

Запишите предложения, вместо точек вставьте про барса нужное слово. 1.У снежного барса ….(мягкая, колючая) шерсть. 2. Лапы ирбиса …(сильные, слабые). 3.Этот зверь имеет …(длинный, короткий) хвост

Слайд 9

1.У снежного барса мягкая шерсть . 2. Лапы ирбиса сильные. 3.Этот зверь имеет длинный хвост.

Слайд 10

Подберите 2 слова – синонима: какой барс на охоте Барс охотится ночью. На охоте зверь очень … (смелый, смешной, храбрый, забавный)

Слайд 11

барс барсята барсёнок

Слайд 12

б арс барсята барсёнок

Слайд 13

Запишите это предложение . Ирбисы живут в горах Алтая, Саян, Гималаев .

Слайд 14

Ирбис – горный бриллиант Богатый кочевник украшал мехом барса свою одежду - это считалось очень почетным. Недаром снежного барса называли драгоценным бриллиантом в жемчужной оправе гор. Во всем мире осталось всего 2 тысячи горных бриллиантов…

Слайд 15

Сохраним снежного барса!



Предварительный просмотр:

Карточка №1

1.У снежного барса ….(мягкая, колючая) шерсть.

2. Лапы ирбиса …(сильные, слабые).

3.Этот зверь имеет …(длинный, короткий) хвост

Карточка №2

Барс охотится ночью. На охоте зверь очень … . (смелый, смешной, храбрый, забавный)

Карточка №3

Ирбисы живут в горах Алтая, Саян, Гималаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

КОНСПЕКТ урока русского языка по теме "Слова-признаки" развивающее обучение

Конспект урока русского языка по развивающему обучению тема "Слова-признаки.Слова отвечающие на вопросы какой?какая? какие? 1 класс...

Проверочные работы по русскому языку на тему: "Слова, слова, слова..." 2 класс.

Данные проверочные работы могут использоваться на уроках русского языка в разделе: "Слова. слова, слова..."...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...