урок русского языка части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 48.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.ppt | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Части речи (урок – закрепление)
Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор
2. раздаточные листы для детей.
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент
Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе?
-Весна.
Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения: слайд 1
Вена, вена! И вё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И лышишь вежий запах ада
И тёплый запах талых крыш.
-Прочитали? Что вы заметили?
-Пропущена буква С (ЭС)
-Это, наверное, оттого что вы её иногда обижаете, пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву С (ЭС).
2 Минутка чистописания:
Сс со св сы сл ес ас
Вот теперь она вернулась слайд 2
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
3. Работа над темой
3.1. Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы. Слайд 4
Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, по-медвежьи, издалека, снежный, он, она, завтра, из, в, через, и, с.
-Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова?
- Разделить их на родственные слова.
-Давайте попробуем разделить.
Медведь - по-медвежьи, даль – удалиться - издалека, веселье - повеселиться, выбегать - беговой, снег - снежный, пятый-……
-Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по другому.
-Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.
Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.
1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».
Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?
(Дети называют слова, -А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?) . Медведь, снег, даль, веселье.
-Что они обозначают? (Предмет) .
-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное).
2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.
-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.
-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.
Дети называют слова,: удаляться, повеселиться, выбегать..
-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Что они обозначают. (Действие).
Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)
4. Физ. минутка. Давайте немного отдохнём.
Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)
Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)
Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делают разные движения)
3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.
Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Беговой, снежный, медвежий).
Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имя прилагательное).
Что они обозначают? (признак).
Задание вставить окончание
4) Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»
-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем ….. (МЕСТОИМЕНИЕМ)
Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают. КТО? ЧТО?
Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно.
(Указывают на предмет).
5.ФИЗ. МИНУТКА
5) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».
Запись вопросов в розовую ячейку. Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Одиннадцать, пятый). Запишем эти слова в белую ячейку.
-А как звали жителей этого домика. (Имя числительное). -Что они обозначают? (Счёт).
-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).
7) Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»
-А вы кто? – спросили наши слова.
-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:
Упражнение 5.
Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».
-Вам легко было понять предложения в тексте.
-Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.
-Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.
-Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.
-Ребята, проверим.
Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».
Ребята выполняют упражнение 5. Проверка. Читает один ученик.
Ну вот, получился очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.
-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).
-Какой союз нам встретился? (И).
-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.
-А почему поссорилась? (Потому что пишется всегда отдельно).
Запишем эти слова в последний столбик.
- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?
-Служебными словами.
-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?
-Самостоятельными словами. -Ну вот, наш многоэтажный дом заполнен, мы славно поработали.
-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.
6. Итог урока.
1.Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.
2.Часть речи, обозначающая действе предмета.
3.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.
4.Часть речи, обозначающая предмет
5.Часть речи, обозначающая признак действия.
6.Служебная часть речи, служит для связи слов.
7.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.
8.Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.
9.Часть речи, обозначающая признак предмета.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Задание вставить окончание
Напишите окончания существительных.
Шёл Вася ранним утр.. по берёзовой роще. На ближайшей кочк.. он заметил зелёный огонёк.. . В пахучей зелен.. мальчик разглядел крохотного червячк.. . На ноч.. Вася положил маленькое чудо в коробочк.. . Утром червячк.. не оказалось на прежнем мест.. .
Напишите окончание глаголов.
Утром к дому прилетел.. стая воробьёв. Они усел… на крыше и весело пел.. . Маленькая Нина выбежал.. на крыльцо и насыпал.. на землю хлебные крошки. Воробьи быстро слетел.. с крыш и склевал.. хлебные крошки. Они спел.. Нине песенку и быстро улетел.. .
Напишите окончания прилагательных.
Весен.. солнце пригрело землю. Зазвенела весёл.. капель. У домов галдят криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появилась молод.. трава. Прогудел первый мохнат.. шмель.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи, каком стоишь И слышишь свежий запах сада И тёплый запах талых крыш
Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с .
Имя существительное
медвежий, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с .
Имя существительное Глагол
медвежий, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с .
Имя существительное Глагол Имя прилагательное
одиннадцать, пятый, он, она, из, в, через, и, с .
Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение
одиннадцать, пятый, из, в, через, и, с .
Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Имя числительное
из, в, через, и, с .
Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Имя числительное Предлоги, союзы, частицы
Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал благодарность.
Части речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Имя числительное Предлоги, союзы, частицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Части речи. Обобщение."
Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...
Урок русского языка "Части речи"
Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...
Урок русского языка "Части речи"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...
Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"
Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....
Урок русского языка "Части речи"
Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"...
Урок русского языка ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!
Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи. 2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости. 3. Содействовать воспитанию коллективных навыков рабо...
Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".
Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...