Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века", автор Иванов С.В. представлена в двух частях: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 4 класс Русский язык | 149.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
Проверено Руководитель методического объединения (кафедры) _______________________ _________________ «30» августа 2015г. | Согласовано Заместитель директора ______________________ ________________ «31» августа 2015г. | Утверждаю Директор школы _______________________ _________________ приказ № 350-О от «31» августа 2015г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________________РУССКИЙ ЯЗЫК__________________
(наименование учебного предмета (курса)
_____________________4 класс_____________________
(уровень, ступень образования)
_________________________2015-2016уч.год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы:
Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с
(наименование программы, автор программы)
Учебник:
«Русский язык» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч 1, 2 / [С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]; [под редакцией С.В. Иванова.] – 3-е издание,исправ. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2014.
Тетради:
Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова, - 4-е издание, испр и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014
Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – 3-е издание, испр. – М.: Вентана Граф, 2014
Программа рассчитана на 170 часов из расчета 5 учебных часов в неделю.
Контрольное списывание:2
Контрольный диктант: 10
Контрольное изложение: 2
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Гусак Ирина Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
пгт. Пойковский
2015- 2016учебный год
Рабочая программа
Пояснительная записка
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова) программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012,
и отражает содержание обучения по русскому языку в начальной школе. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русский язык.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении. Научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует научно-исследовательскую ( познавательную) и социокультурную цели:
социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному пистму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи – это значит научить правильному отбору средств исходя из условий речевой ситуации.
научно-исследовательская ( познавательная ) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся. Предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение математики в 4 классе - 170 ч. (5ч. в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математики русский язык.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы.
«Как устроен наш язык»(основы лингвистических знаний) (54 часа)
Фонетика и графика (2 ч) Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова ( морфемика) (2 час). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. (36 часов)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора ( 6 часов)
Глагол (22 часа) Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий (5 часов)
Имя числительное: общее значение (3 часа)
Синтаксис (16 часов) Синтаксический анализ простого предложения ( 4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания, предложения. Установление с помощью смысловых ( синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 часов)
Различение простых и сложных предложений (5 ч)
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (52 часа)
Повторение правил правописании, изученных 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- не с глаголами
- мягкий знак после шипящих на конце в глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы –ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;
- гласные в окочаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения ( простейшие случаи)
Развитие речи (29 часов)
Устная речь.
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении ( sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Письменная речь.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложение подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. пересказ текста ( изложение ) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Повторение (33 ч)
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные диктанты/ списывание/ изложение | Изложения и сочинения | Проектная деятельность | Самостоятельные работы (тесты) |
1 | Фонетика и графика | 2 ч. | ||||
2. | Состав слова | 2 ч. | ||||
2 | Синтаксис | 16 ч. | 1д | 1 | 1 | |
3 | Состав слова | 2 ч. | 1сп | |||
4 | Морфология: | 36 ч | 3д/1из | 3 | 1 | |
5 | Правописание | 52 ч. | 4д/1сп | 4 | 1 | 1 |
6 | Развитие речи | 29 ч. 33ч | 2д/1изл | 4 | 3 | 1 |
7 | Повторение | 2 | ||||
Итого | 170ч | 10д/2сп/2изл | 12 | 4 | 6 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего: | ||||
2 Всего: | ||||
3 Всего | ||||
4 Всего | ||||
Итого |
Учебно-методическое обеспечение
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
4б | Учебник «Русский язык» для 4 класса Ч.1,2 авт. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко –2014.М.:Вентана – Граф | Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с | Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- 2009.- 2-е изд., исправл.- М.:Вентана – Граф |
Рабочие тетради «Пишем грамотно» Ч.1,2 – М.И. Кузнецова 2014 М. Вентана–Граф, «Учусь писать без ошибок» –М.И.Кузнецова 2014 М. Вентана –Граф, | Комментарии к урокам «Русский язык 4 класс» авт. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова– 2010 М.:Вентана – Граф, | Шулейко В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 класс - М.: Вента-Граф, 2009. Издание второе, исправленное и дополненное. | |
В. Ю. Романова, Л. В. Петленко Русский язык 2-4 классы Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- 2013.- 3-е изд., переработ.- М.:Вентана – Граф |
Учебно-техническое обеспечение
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | Учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство) | Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с Учебник «Русский язык» для 4 класса Ч.1,2 авт. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко –2014.М.:Вентана – Граф Рабочие тетради: «Пишем грамотно» Ч.1,2 – М.И. Кузнецова 2014 М. Вентана–Граф, «Учусь писать без ошибок» –М.И.Кузнецова М. Вентана –Граф ,2014 |
2 | Методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал | Комментарии к урокам «Русский язык 4 класс» авт. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова– 2010 М.:Вентана – Граф, Демонстрационные таблицы. |
3 | Учебно – лабораторное оборудование и приборы | Линейка |
4 | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Магнитная доска, персональный компьютер с принтером; копир, сканер, Касса букв. |
Цифровые образовательные ресурсы | Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык». |
Планируемые результаты изучения русского языка
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
•имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,
глагол;
•слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
•начальную форму глагола;
•глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
•глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
•определять спряжение глагола;
•устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•разбирать по членам простое двусоставное предложение;
•использовать разные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове;
•подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
•определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
•безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом
80–100 слов23;
•проверять собственный и предложенный тексты, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные
слова, определенные программой);
•не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
•мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
•безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
морфологический анализ имени существительного, имени
прилагательного, глагола и наречия;
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму
синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
• определять вид глагола;
• находить наречие и имя числительное в тексте;
• применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,
-ова/-ева;
• применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов
прошедшего времени;
• применять правило правописания букв а, она конце наречий;
• применять правило правописания мягкого знака на конце
наречий;
• применять правило правописания слитного и раздельного
написание числительных
• применять правило правописания мягкого знака в именах
числительных;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
• применять правило постановки запятой между частями сложного
предложения (простейшие случаи);
• письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно,
выборочно, от другого лица;
• соблюдать нормы современного русского литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Лист фиксирования изменений и дополнений
в рабочей программе
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (форма обучения) | Дата проведения по факту (подпись, расшифровка подписи) | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...