Урок русского языка УМК "Гармония" на тему: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Понизова Елена Николаевна

Урок составлен в соответствии с ФГОС для 3 класса по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.02.2016                                                                                                                                                                

Класс: 3

Технологическая карта урока русского языка №82

Целевой блок

Тема Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме («Устанавливаем связи слов»)

Цель:  формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с   изученными  понятиями и алгоритмами действий (учить устанавливать связь между подлежащим и сказуемым).

.

Формировать УУД:

  • Личностные: осознание себя как носителя русского языка, важности правильного построения предложений.
  •  Регулятивные: умение ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и следовать им в практической работе. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы. Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Коммуникативные: участвовать в коллективной поисковой деятельности,

соблюдать правила общения, речевого этикета. Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.    

  •  Познавательные: Подбирать языковые примеры к схемам, моделям, Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; осознавать возможность решения некоторых задач различными способами. Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения,

классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения.

Планируемые результаты

Предметные: ученик научиться согласовывать  главные члены предложения по форме и содержанию.

Личностные: научиться осознавать  правильность построения предложений в устной и письменной речи.
Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: научиться понимать, принимать, ставить учебные задачи и находить их решение, используя собственные знания или готовый  алгоритм  деятельности.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности в парной и фронтальной работе, учитывать мнения товарищей, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
  • Познавательные УУД: осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач, выполнять действия анализа, синтеза, умение делать выводы

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:  

  1. Закрепить знания о видах предложений по цели высказывания , интонации, наличию второстепенных членов.  
  2. Совершенствовать умение определять главные члены в предложении.
  3. Устанавливать взаимосвязь между подлежащим и сказуемым по смыслу и по форме

Способствовать развитию: коммуникативных умений, внимания.

Воспитывать: аккуратность в работе, любовь к родному языку,  прививать чувство товарищества и  взаимопомощи в парной работе.

Тип урока

урок  общеметодологической направленности

Учебно-методический комплекс

Учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, 2014 год, рабочая тетрадь часть 3,  М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, 2014 год

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Части речи, члены предложения, главные и второстепенные члены предложения, грамматическая  основа предложения.

Организация пространства

Парная, фронтальная и дифференцированная деятельность

Межпредметные связи

Русский язык, чтение, окружающий мир.

Действия обучающихся

1. Выявляют, что известно о предложении и его членах. ( в игровой форме)

2. Проводят опыт: пробуют предъявленные слова сделать членами предложения, убеждаются в невозможности построения предложения, выявляют недостающие условия; пытаются ответить на вопрос   персонажа.

3.Читают сообщение в учебнике и получают новую информацию; осмысливают понятие «главные члены» предложения. Выводят способ действия для выявления главных членов предложения, тренируются в его применении.

4.Наблюдают за способами выражения главных членов

предложения, расширяют сведения о них, выявляют их в предложениях и характеризуют.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Было трудно…

4. Урок дал мне для жизни

Домашнее задание

Упр.467, с. 43 правило

ХОД УРОКА

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 


I. Этап мотивации.

Настрой на деятельность, мотивация на познавательный процесс.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

И проверим:  всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

  1. Подготовка к работе в тетради.

2. Работа с пословицей как с предложением.

Пословица:

З.ма в.сну пугает,   да всё равно тает.

 

Игра «Вопрос- ответ»:

  • Что называем предложением?
  • Какие бывают члены предложения?
  • Что составляют подлежащее и сказуемое?
  • Зачем нужны другие члены предложения?

3. Эмоциональное вхождение в тему урока.

Чтение фрагмента стихотворения  К. Чуковского «Путаница»

Свинки замяукали:…
 Кошечки захрюкали:…
    Уточки заквакали:…
    Курочки закрякали:…
    
Воробышек прискакал
И коровой замычал…
    

- Кто автор строк  и почему они  вызывают недоумение  ?

1.  Оформляют начало работы  

2. Пишут пословицу, объясняют смысл, решают орфографические задачи на безударные гласные. Подчеркивают главные члены предложения, устанавливают их форму и связь.

Отвечают на вопросы, перекидывая мяч, если нет ответа, передают мяч соседу.

II.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Выявить знания детей о смысловой связи слов поставить перед затруднением в построении предложения

1. -Как должны быть связаны слова в предложении?

- Исправьте, соединив слова по смыслу, впишите  недостающие.(Приложение 1)

Проблема: - А как ещё связаны главные члены предложения?

2. Опыт по построению предложения из слов  «мальчик» и «катались»

- ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: 

-Что необходимо вспомнить, чтоб правильно строить предложения?

1.Устанавливают автора строк и делают вывод, что  слова в предложениях не связаны по смыслу.

 В карточках вставляют глаголы по смыслу ( в паре)

2. Устанавливают невозможность построить предложение.

Сталкиваются с проблемой.

III . Формулировка  темы и постановка цели и задач  урока.

 ( 2 мин)

Динамическая пауза (физминутка)

2мин.

Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу.

Снять напряжение.

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи мы поставим перед собой, чтоб раскрыть тему урока?

По наводящим вопросам ученики ставят перед собой задачи: (напомнить об изменённом окончании  у слов «мальчик» и «катались»)

 Будем учиться связывать главные члены  в предложениях.

ЗАДАЧИ:

- научиться  согласовывать по смыслу и форме подлежащее и сказуемое.

Вспоминают, Что такое форма слова и от чего она зависит у глагола?

 

   

IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

   
(6 мин.)

Выявление имеющихся знаний и закрепление их применительно к основе предложения.

 1 Работа по учебнику с. 42 упр.432 - обращение к печатной тетради с.8 .

Закрепление знаний о согласовании имен существительных и глаголов в числе и лице, или в числе и роде для Прошедшего времени.

2. Упр. 432 прочитать научные выводы учёного и сделать свои.

3. Познакомить с правилом. Упр. 434

Выполняют задание, вспоминают, что форма глагола зависит от формы им. существительного.

        

Читают и осмысливают слова учёного.

ВЫВОД: сказуемое  в основе предложения должно стоять в той же форме, что и подлежащее, выраженное именем существительным.

V. Этап включения изученного в систему знаний.
( 8 мин)

   Перенос знаний в новую грамматическую структуру  - предложение.

1. Работа в печатной тетради с. 8 упр. 435

 

2. Перенос знаний в нестандартную ситуацию.

Упражнение по составлению предложения из отдельных слов по схеме с выбором  подходящих по смыслу слов.

Какой?  Кто? Что делать? На чём?  

(сказуемое может  быть представлено в форме любого времени)

СЛОВА:   Маленький,   катались, мальчик,  зимой, санки.

3. Обобщение по теме урока

-Что нужно знать, чтобы построить предложение из двух главных членов – подлежащего и сказуемого?

 Выполняют упражнение по согласовании подлежащего и сказуемого по смыслу и форме.(фронтальная работа)

2. Дифференциация задания:

- сильные ученики- самостоятельно,

- не уверенные в своих силах- с памяткой «Алгоритм выполнения задания»

1) Выбери подлежащее будущего предложения(о ком или о чём будет идти речь в предложении?)

2) Подбери и поставь в нужную форму сказуемое- глагол.

3) Подбери подходящие по смыслу второстепенные члены предложения из данных, используй вопросительные слова  из схемы.  

3. ВЫВОД: НУЖНО СОГЛАСОВАТЬ СКАЗУЕМОЕ В  ТОЙ  ФОРМЕ ЧИСЛА, РОДА  ИЛИ ЛИЦА,   КАКУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НЕГО   ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

VI. Домашнее задание
( 1 мин)

Объяснение  выполнения задания

С.  43 правило,

с. 44 упр. 437

VII .Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Самооценка

МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Было трудно…

4. Меня удивило…

5. Урок дал мне для жизни…

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Свинки                                замяукали:…


 Кошечки                            захрюкали:…


 Уточки                               заквакали:…


 Курочки                             закрякали:…
    
Воробышек                                замычал…

Свинки                                замяукали:…


 Кошечки                            захрюкали:…


 Уточки                               заквакали:…


 Курочки                             закрякали:…
    
Воробышек                             замычал…

Свинки                                замяукали:…


 Кошечки                            захрюкали:…


 Уточки                               заквакали:…


 Курочки                             закрякали:…
    
Воробышек                                замычал…

Свинки                                замяукали:…


 Кошечки                            захрюкали:…


 Уточки                               заквакали:…


 Курочки                             закрякали:…
    
Воробышек                             замычал…

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Алгоритм составления предложения по схеме:

Какой?  Кто? Что делать? На чём?

1) Выбери подлежащее будущего предложения (о ком или о чём будет идти речь в предложении?)

2) Подбери и поставь в нужную форму сказуемое - глагол.

3) Подбери подходящие по смыслу второстепенные члены предложения из данных слов, используй вопросительные слова  из схемы.  

Алгоритм составления предложения по схеме:

Какой?  Кто? Что делать? На чём?

1) Выбери подлежащее будущего предложения (о ком или о чём будет идти речь в предложении?)

2) Подбери и поставь в нужную форму сказуемое - глагол.

3) Подбери подходящие по смыслу второстепенные члены предложения из данных слов , используй вопросительные слова  из схемы.  

Алгоритм составления предложения по схеме:

Какой?  Кто? Что делать? На чём?

1) Выбери подлежащее будущего предложения (о ком или о чём будет идти речь в предложении?)

2) Подбери и поставь в нужную форму сказуемое - глагол.

3) Подбери подходящие по смыслу второстепенные члены предложения из данных слов, используй вопросительные слова  из схемы.

 

Алгоритм составления предложения по схеме:

Какой?  Кто? Что делать? На чём?

1) Выбери подлежащее будущего предложения (о ком или о чём будет идти речь в предложении?)

2) Подбери и поставь в нужную форму сказуемое - глагол.

3) Подбери подходящие по смыслу второстепенные члены предложения из данных слов, используй вопросительные слова  из схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме"

Разработка урока с презентацией составлена на основе учебника "Русский язык",  3 класс, М.С. Соловейчик УМК "Гармония....

урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс...

Конспект урока русского языка 4 класс "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок объяснения нового "Однородные подлежащие и сказуемые" по дате совпал с "Днем матери", поэтому на уроке использован материал о самом близком и дорогом нам человеке - маме....

урок русского языка по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"

На уроке учащиеся знакомятся с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Учатся находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые, читать предложения с ...