ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
статья по русскому языку на тему
Особенности постановки ударения в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_russkogo_slovesnogo_udareniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.
К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.
Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.
В русском языке много особенностей постановки ударения.
Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.
Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:
-разные слова во всех их грамматических формах: мука и мука , хлопок и хлопок , парить и парить.
-некоторые формы разных слов ,пища .пищи , пищу (сущ.) и пища (деепр.) , пищи (пов.накл) .
-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: потом и потом(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например уже(сравн. Степень нар.) и уже
-разные форы одного слова : ноги и ноги , волос и волос.
Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.
Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.
-в лексическом отношении , острота (остроумное выражение ) и острота (св-во по пилаг. Острый)
- в грамматическом отношении: мало(нар.) и мало (кр. Прил.)
- в стилистическом отношении различают варианты слов:
А) общеупотребительный и профессиональный : добыча ( общеупотребимо.) и добыча (проф.), искра и искра , компас и компас.
Б) литературный и диалектный: вьюга (лит.) и вьюга (диал.) , крапива и крапива.
В) литературный и просторечный : квартал (лит.) и квартал (прост.) километр и километр , красивее и красивее. , магазин и магазин.
Г) литературный и нар- поэтический: молодец и молодец . девица и девица , серебро и серебро.
Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :
Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :
-неизжитые особенности диалекта;
-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;
-не усвоение норм ударения в словах иноязычного
-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.
Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.
Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.
Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО :
Звонит
Портфель
Положить
Начади и т.д..
Больше внимания уделять устным упражнениям.
Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.
А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.
- Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
- Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.
3 Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.
Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в русскую словесность
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-3 класса. Дети познакомятся с первыми летописцами, с основоположниками русской письменности,выполнят занимательные задания....
Истоки русской словесности. Кирилл и Мефодий- день погружения.( апрель 2014)
В материале представлена разработка дня погружения и дана стартовая презентация...
Программа "Русская словесность и культура русского народа"
Цель программы – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, ч...
КВН по русской словесности: «Чудеса в стране Слов»
Цель: открыть перед учащимися могущество и богатство русского языка, углублять и расширять знания о многозначных словах, развивать орфографическую зоркость и словарный запас, прививать интерес к русск...
Логопедическое занятие "Работа над словесным ударением"
Дифференциация звуков [ж-ш] в интервокальной позиции на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. Узнавание слов и предложений в слитной речи....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение
А) ПроизношениеТема: Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель: Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи словесное ударение.Об...
Дифференциация [П -Б], работа над словесным ударением . Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов связанных с организацией занятий. Текст №2
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в подготовительном классе. План занятия:1.Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.2.Тре...