Путешествие в русскую словесность
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-3 класса. Дети познакомятся с первыми летописцами, с основоположниками русской письменности,выполнят занимательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_russkuyu_slovesnost_3_kl..docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в русскую словесность

Ход мероприятия

  1. Слово о грамматике. (чтение стихов о грамматике).

1 ученик:

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

2ученик:

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

3 ученик:

Отправляя поздравленья,

Помни правила склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

4 ученик:

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

5 ученик:

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая

Тебе, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

II. О грамотности на Руси.

  1. Создатели азбуки.  

1 ученик:

В городе Великий Новгород есть памятник «Тысячелетие России». В нижней части памятника множество фигур самых известных людей, сделавших что-то важное для России. Среди  них братья Кирилл и Мефодий.

2 ученик:

Были они родом из греческого города Солуни, поэтому и звали их Солунскими братьями. Чем же они прославились?

3 ученик:

Именно их считают создателями в 9 веке азбуки для наших предков. В честь одного из братьев азбуку назвали кириллицей. Постепенно в азбуку вносили много изменений, и получилась та азбука, которой мы сейчас пользуемся.

  1. Летописец Нестор.

1 ученик:

В 1051 году при князе Ярославе Мудром недалеко от Киева был основан  Печерский монастырь. Выкопали монахи пещеру, чтобы в них жить и Богу молиться.

2 ученик:

Именно в этом монастыре жил и трудился известный русский летописец Нестор. Им в начале 12 века была составлена самая древняя из летописей «Повесть временных лет». В ней рассказывается о том, как жили наши предки, с кем торговали, воевали, о городах и о многом другом.

3 ученик:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

4 ученик:

В то время все книги были рукописными. Писали их не на бумаге, а на пергамене – особым образом обработанной коже животных. Писали не привычной  нам ручкой, а гусиным пером.

5 ученик:

Не только на пергамене писали наши предки. Был и более дешевый материал, который всегда имелся в лесах - береста.

Березовую кору аккуратно срезали с деревьев, а потом держали над паром. На такой бересте буквы выдавливали писалом – костяной, металлической или деревянной палочкой, заостренной с одного конца.

III. Высказывание о языке.

  1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». И.С. Тургенев
  2. Русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью…          А.Н.Толстой
  3. Видна птица по перьям, а человек по речам.

IV. Путешествие в русскую словесность.

                   1.Докончи пословицу:

-Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)

-Землю красит солнце, а человека…(труд)

-Что посеешь, то и … (пожнешь)

-На языке медок, а на …(уме ледок)

-Чем дальше в лес, тем …(больше дров)

-Крепкую дружбу и топором … (не разрубишь)

-Друзья познаются …(в беде)

-Робкого и тень …(страшит)

-Глупый киснет, а умный все …( промыслит)

-Худо тому, кто добра… (не делает никому)

-Топор лучше … (шубы греет)

-Много захочешь - последнее… (потеряешь)

-Жадность всякому…(горю начало)

-Делу время, а потехе…(час)

-Кто родителей почитает, тот вовек … (не погибает)

-Один за всех,  а все за …(одного)

-Волков бояться – в лес …(не ходить)

-Все хорошо, что хорошо …(кончается)

-Кто вчера солгал, тому и завтра …(не поверят)

-Родина –мать, умей за нее …(постоять)

-Нет друга ищи, а нашел …(береги)

-Терпение и труд все …(перетрут)

-Не спеши языком, торопись… (делом)

-Под лежащий камень и вода …(не течет)

-Декабрь год кончает, а зиму …(начинает)

-Поспешишь – людей …(насмешишь)

        

2.Поиграем в слова. Игра «Свое значение».

(подобрать слова с разным значением)

Острый: острый угол, острый язык, острый салат.

Крутой: крутой берег, крутой кипяток, крутой характер, крутое яйцо, тесто.

Свежий: свежий хлеб, свежий воздух, свежее белье.

Прямой: прямой угол, прямой характер, прямая линия.

Тяжелый: тяжелый характер, тяжелый случай, тяжелая сумка.

Мягкий: мягкий мох, мягкий свет, мягкий характер, мягкое наказание, мягкий климат, мягкий вагон, мягкая вода, мягкий знак, мягкие согл звуки.

  1. Буквенный мозголом:

а) прочитай имена 

ИЯЮЛ       ААЛЛ    АНОЛИ   ЕЕАЛН     ЬАГОЛ   РИНАИ   АТЕЛСАНВ     ТИААРЕКЕН

б) составь названия животных 

СОН + ОР +ГО =     ТАЗ + РЕ +СОК=      ШАГ+ Я + ЛУК=     ЛУБ + ВОЙ =       СОЛЬ=  

   БИЧ + СИ =             КРЫША+ МАТ=          ПАНЕ + АРТ =

                  4.Поиграем в слова. Игра: из букв слова составьте новые слова:

Г р а м м а т и к а

Грамм,  рим,  гамма, гамак, рама, рамка,  рак, Рим, ар, ор, рака, мак, мат, мир, миг, маг, мрак, марка, тир, тара, трагик, икра, игра, карта, кит.

                   5.Подумай. 

Отгадай, про что сценка? (приставка, предлог)

1 команда:

- Мы отдельные словечки.

- Мы маленькие словечки.

- Мы помогаем связывать слова в предложении.

- Мы не любим связываться с глаголами. Ох, как мы их не любим!

2 команда:

- Мы значимая часть слова.

- Мы всегда стоим в начале слова. Мы первые!

- При помощи нас образуются новые слова.

- Если бы нас не было, русский язык был бы очень беден.                    

                   6. Поэтическая.

а) Составить строчки в рифму. 

СА – СА – СА   (Мимо пролетела оса)

СО – СО – СО   (У Вовы колесо)

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ    (Съел соленый огурец)

ША – ША – ША (У меня нет карандаша)

ОС – ОС – ОС    (У Буратино длинный нос)

ШУ – ШУ – ШУ    ( Я письмо пишу)

б)Ералаш.

 Исправить путаницу, чтобы каждая строчка оказалась на свое месте.

                    Огурцы играют в прятки,

                    Малыши растут на грядке,

                    Мушкетеры спят в овраге,

                    Поросята точат шпаги,

                    Раки в цирк бегут ватагой,

                    Дети дремлют под корягой,

                    Волки плавают по дну,

                    Щуки воют на луну,

                    Это что за ералаш!

                    Заточите карандаш!

                    Я приказываю вам

                    Все расставить по местам.

                 

V. Итог занятия. / Слово учителя/

                     Великий могучий русский язык.

                     Туркмен его учит, узбек и таджик.

                     Русское слово звучит на Кавказе.

                     В штате Айова, В Африке, В Азии.

                     Дружат сегодня с русскою речью

                     Любые народы, любые наречья.

                     И марсиане, раскрыв буквари,

                     Научатся с нами по ним говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истоки русской словесности. Кирилл и Мефодий- день погружения.( апрель 2014)

В материале представлена разработка дня погружения и дана стартовая презентация...

Программа "Русская словесность и культура русского народа"

   Цель программы – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, ч...

КВН по русской словесности: «Чудеса в стране Слов»

Цель: открыть перед учащимися могущество и богатство русского языка, углублять и расширять знания о многозначных словах, развивать орфографическую зоркость и словарный запас, прививать интерес к русск...

Сценарий конкурса "Знатоки русской словесности"

Сценарий  конкурса "Знатоки русской словесности" для 4-5 классов содержит занимательные задания по русскому языку, игры со словами....

Космическое путешествие в мир словесных головоломок

Разработка занятия по эвристике для знакомства второклассников с различными видами словесных головоломок на основе материала о космосе....

Авторская программа "Русская словесность" для обучающихся 4 класса

  Программа  дополнительного образования «Русская словесность» предназначена для работы с  обучающимися 4 класса по русскому языку. В программе используются богатейшие возможност...

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

Особенности постановки ударения в русском языке...