«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
учитель начальных классов
Евсейко Елена Ивановна
МБОУ «Нижнеомская СШ № 2»
с. Нижняя Омка
2016г.
Предмет: Русский язык 3 класс
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Тип урока «Открытия» нового знания с применением ИКТ
Планируемые результаты (предметные):
- Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных путем исследовательской работы обучающихся;
- Совершенствовать умение распознавать существительные по родам.
Личностные УУД:
- Формировать умение адекватно оценивать свою работу;
- Воспитывать у обучающихся толерантное отношение друг к другу уважение к мнению других.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- Развивать внимание, мышление, зрительную память обучающихся;
Коммуникативные:
- Формировать умения работать в парах, группах;
- Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
Регулятивные:
- Учить обучающихся контролировать свою речь при выражении свое точки зрения по заданной тематике;
- Формировать умение выполнять свои действия по образцу.
Ход урока.
I. Орг момент.
1. - Урок русского языка. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что этот урок нам всем принесет радость общения друг с другом.
2. Подготовка мелких мышц пальцев и кистей рук.
- Приступим к работе.
- Чтоб красиво нам писать, нужно пальчики размять.
1 упр.- « ладошка, кулачок, ребро»
2 упр.- « пальчики здороваются»
3 упр.- « растереть кисти рук и встряхнуть»
- Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
II. Минутка чистописания. Слайд №2.
Откройте тетради, запишите число, классная работа (один ученик комментирует).
- -Запишите со слайда предложенные буквы и буквосочетания. Когда закончите выполнение задания, поставьте руку на локоток. К доске пойдет Бородина Таня.
- Самопроверка. (оценивание)
-Подчеркните одну букву и одно буквосочетание самое красивое и правильное на ваш взгляд.
- Взаимопроверка. (оценивание)
-Поменяйтесь тетрадочками и обведите зеленой пастой самое правильное и красивое написание одной буквы и одного буквосочетания у товарища.
(А Лера проверит работу Тани у доски).
- А у кого совпало ваше оценивание и оценивание товарища, поднимите руку.
III. Актуализация знаний. Слайд №3.
-Прочитайте слова, записанные на слайде.
К какой части речи они относятся? (существительные)
На какие звуки они заканчиваются? (на шипящие)
Можете ли вы сейчас объяснить, почему в первом столбике в словах, заканчивающихся на шипящие, мягкий знак я не написала, а во втором столбике в словах, оканчивающихся на шипящие, мягкий знак присутствует?
IV. Целеполагание. Слайд №4.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Какую цель поставим перед собой на уроке?
Запишите в тетради тему урока.
V. Изучение нового материала в группах.
А добывать знания на уроке по этой теме вы будете, работая в группах. Для этого я приготовила вопросы для исследования. Задания для групп одинаковые, а слова для исследования разные. На работу отводим 5 минут. Следите за временем. Ответив на вопросы, подготовьте одного выступающего от каждой группы. Приступайте к работе. Желаю удачи.
VI. Озвучивание результатов работы каждой группы. Слайд №5.
- К какому выводу вы пришли?
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 31. Сравните свои выводы с информацией в учебнике. (читает вслух один ученик)
Верны ли ваши утверждения?
Согласны ли вы, что это правило можно представить схематически в виде алгоритма вот так? Слайд №6.
А можете ли вы теперь объяснить правописание мягкого знака в словах предложенных ранее? Слайд №7.
Чтобы усвоить это правило я предлагаю вам четверостишье для быстрого запоминания. Слайд №8.
VIII. Физкультурная минутка
IX. Самостоятельная работа.
А) с взаимопроверкой по эталону.
А теперь на практических упражнениях закрепим полученные знания. Слайд №9.
Замените каждое слово синонимом с шипящим звуком на конце. Укажите род существительного. Объясните написание слов.
- Доктор –
- Не правда –
- Друг –
- Родник –
- Сила –
- Безветрие -
- Поменяйтесь тетрадями.
Предложите, как будем оценивать вашу работу? (за каждое правильное подобранное слово 1 балл и за правильное указание рода существительного тоже 1 балл. Итого за эту работу вы можете получить 12 баллов.)
Алгоритм выполнения представлен на слайде. Слайд №10.
(Обратная связь)
Поднимите руку, кто набрал 11-12 баллов. Молодцы! (12б. – 100%, 11б. – 92%)
Кто набрал 9-10 баллов? Хорошо. (9б. – 75%, 10б. – 83%)
А кто набрал от 6 до 8 баллов? Ребята нам с вами предстоит еще поработать.
Б) самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.
Чтобы закрепить правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных выполните задания по карточке. Слайд №11.
На карточке записаны предложения.
- Вставьте пропущенные буквы, где нужно.
- Укажите род существительных, оканчивающихся на шипящую.
- Подчеркните орфограмму.
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал меч… Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . Стояла тиш…
Самопроверка по алгоритму. (оценивание) Слайд 12.
Максимально за эту работу вы можете получить 11 баллов: за правильную вставленную орфограмму и указание рода.
Поднимите руку кто набрал 11 баллов.
X. Итог.
- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?
Какую цель ставили?
Достигли мы цели урока?
А как достигли?
За урок, ребята, я посчитала, за выполненные задания можно было набрать 23 балла. Посчитайте сколько у вас баллов? Поднимите руку, кто набрал 23 балла.
Ребята, а какую еще роль играет мягкий знак в словах русского языка? Приведите примеры.
XI. Рефлексия. Слайд №13.
Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Самым интересным было…
- Что получилось у меня?
- Что не получилось? Почему?
XII. Домашнее задание. Слайд №14.
Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору. Кто уверен в своих знаниях, выполняет задание на стр. 32 упр. 53, а кому нужно потренироваться, выполняет упр. 52 на стр. 31.
Урок окончен.
Приложение № 1
Вопросы для исследования:
- К какой части речи относятся слова?
- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.
- Определите род существительных.
- Разделите слова на два столбика.
- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
обруч вещь меч дичь
Вопросы для исследования:
- К какой части речи относятся слова?
- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.
- Определите род существительных.
- Разделите слова на два столбика.
- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
малыш сушь чиж ночь
Вопросы для исследования:
- К какой части речи относятся слова?
- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.
- Определите род существительных.
- Разделите слова на два столбика.
- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих".
Конспект урока составлен на основе технологии модерации....
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
План-конспект урока по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....
Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс
Цели деятельности учителя: сформировать представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.Планируемые результаты...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...