Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Чистописание
| Индивидуальная. Практический. Письмо, загадка
| - Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки). Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На "отлично" напишу. - Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?»(Шипящие согласные звуки.) - Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.([ч'] [щ'] [ш] [ж]. - Охарактеризуйте эти звуки. | Выполняют письмо по образцу ж ш щ ч чш жш шч щж | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Актуализация знаний 1.Орфографическая минутка | Индивидуальная. Практический. Словарный диктант | Предлагает записать слова под диктовку и подчеркнуть изученные орфограммы: сердце, солнце, салазки, морковка, медведь, лестница, указка, вестник, улыбка, праздник, заморозки, лошадка | Пишут слова под дик-товку, подчеркивают изученные орфограммы | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Словарный диктант |
2. Запись пословиц | Коллективная, фронтальная. Словесный, практический. | Слайд . - Прочитайте пословицы. Ученье - луч света, а неученье - тьма. Хорошую речь хорошо и слушать. - Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах? (Об учебе.В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком). Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору) в тетрадь. - А что это за буква "ь знак"? - Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). - Зачем же она тогда нужна в русском языке? - Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое. - Давайте определим роль мягкого знака в словах: ученье, неученье(разделяет согласный и гласный); тьма, слушать (смягчает согласный); Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы: - указывать на мягкость предыдущего согласного; - разделять согласный и гласный | Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору) в тетрадь.
| Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Наблюдение |
3. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
| Коллективная, фронтальная. Словесный, практический. | - В какую группу вы запишите слова речь? Почему? - Для чего в нем пишется ь знак? - На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? - Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет). - Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. - Это какая-то новая работа ь знака. Слайд «Функции мягкого знака» Вывод:ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.
|
| Наблюдение над словом.
|
|
4. Постановка проблемы учащимися.
| Коллективная, фронтальная.
| - Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак). - Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч) - Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? |
|
|
|
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа
| - Давайте сформулируем цель нашего урока? Слайд. Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.
| Читают, предлагают формулировки учебной задачи урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
| Наблюдение |
|
|
|
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Открытие детьми нового знания.Работа в группах.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный
| - Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм. - Какова же работа ь знака в этих словах?(Грамматическая, он указывает на род). Слайд . Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р.
| Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод. Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
| Делают вывод
|
Наблюдение
|
2. Работа с учебником с. 31(правило).
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный
| - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?
| Читают правило, делают вывод.
|
|
|
3. Составление алгоритма действий | Фронтальная, индивидуальная. Словесный
| -Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных? |
|
|
|
4. Употребление ь на конце имен существительных Загадки | Коллективная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение, работа с прави-лом и таблицей | Организует работу с упражнением, правилом и схемой 1. Гляжу я в окошко – Ходит чёрная кошка, Всех усыпляет, Тишину приглашает. (ночь) 2. Маленький шарик Под лавкой шарит.(мышь) 3. Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (печь) 4. Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем. (калач) 5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:
- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (дочь) | Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смысло-вого чтения; делают выводы; осуществляют классификацию | Упражнение, правило |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку Физминутка Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья Дружно быстренько встаём – выполним движенья. -Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики. Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь. | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя
Имя существительное – Очень удивительное: Мягкий знак когда писать Вы должны мне подсказать!
| Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Поиск ошибок | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение | Предлагает самостоятель-но выполнить упражнение, организует коллективную проверку Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах. плащь | помощ | лещ | лучь | мячь | грачь | мыш | ёрш | ночь | гаражь | стрижь | чижь |
| исправляют ошибки Указывают род имен существительных | Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно- вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы | Упражнение |
2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| Парная. Практический. Упражнение | Организует работу с упражнением – Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант – записывает слова без ь. II вариант – записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ.. | Выполняют упраж- нение | Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов
| Упражнение |
3. Тест | Практический. |
| Самостоятельная работа.
|
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось…
- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения -я научился….. - я узнал….. -мне было интересно …. - у меня вызвало затруднение ….. - хочу сказать спасибо…… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: упр. 55 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |