"Как найти в слове основу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Слющенкова Ольга Юрьевна

Урок русского языка с презентацией в 3 классе в рамках образовательной программы "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus_yaz.docx25.21 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Как найти в слове основу

Цель: развитие умения находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень суффикс, графически их обозначать.

Ход урока:

I.Актуализация знаний

1.Эмоциональный настрой

- За окном установилась холодная погода. А я предлагаю посмотреть на картину теплого солнечного лета и согреться приятными воспоминаниями. Что можно увидеть в летние дни?                                                                                  (зеленый лес, дождь, радугу, озеро, ягоды)

2.Словарный диктант

- Сейчас мы вспомним наши любимые ягоды и запишем их названия под диктовку.

Черника, костяника, ежевика, земляника, малина, черёмуха.

- Какая орфограмма встречается во всех записанных словах?                       (безударная гласная в корне слова)                                                                                                         - Давайте проверим, какие буквы вы написали в корне этих слов?                            (1 ученик комментирует, другие проверяют)                                                                        - Как вы думаете, можно ли проверить написание этих слов?                               (нужно запомнить)                                                                                                                  - А существуют ли такие слова, которые помогут нам быстро запомнить правильное написание? (да, это слова ассоциации)

Например: черника – чЁрная, костяника – кОсточка, ежевика – Ёж, земляника – покрывает зЕмли, малина – мАленькая, черёмуха – чЁрные мухи

- А теперь оцените себя. У вас на столах лежит лист самооценивания. Закрасьте 1 прямоугольник таким цветом, насколько вы выполнили задание.  

Словарный диктант

Письмо

по памяти

Графический диктант

Работа со схемами

Работа по учебнику

Зеленый  - без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – 3-4 ошибки.

3.Письмо по памяти

- У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение про черёмуху. Послушайте. (учитель читает)

Сыплет черемуха снегом,                                                                                                Зелень в цвету и росе.                                                                                                            В поле, склоняясь к побегам,                                                                                   Ходят грачи в полосе.

- Объясните первую строчку стихотворения.                                                                      - Какие еще есть трудные слова для понимания? (Побеги, полоса)                                  - Где можно посмотреть значения этих слов? (в толковом словаре)                           - Прочитайте несколько раз и запомните его. (2-3 учеников рассказывают)                     - Запишите первые 2 строчки по памяти (Дети записывают)                                              - Проверьте себя по экрану и закрасьте прямоугольник с нужным цветом.

                                 Гимнастика для глаз

II.Формулирование проблемы и планирование деятельности

- Назовите окончание и основу в слове черёмуха.                                                           - А Витя Перестукин (герой страны невыученных уроков) считает так.                Кто прав?

                         черёмуха        или       черёмуха

- Какова тема нашего урока?  (Нахождение основы слова)                                           - А какую поставим цель? Чему должны научиться? (составить алгоритм нахождения основы слова и уметь им пользоваться)                                                       -Что нужно повторить?(что такое основа и окончание, как найти окончание)    - С повторения мы сейчас и начнем.

* Графический диктант        

 - Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

1. Часть слова, которая стоит перед корнем (       )                                                        2. Изменяемая часть слова (        )                                                                                      3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (        )                                                                                                                       4. Часть слова без окончания (         )                                                                                5. Какая часть слова служит для связи слов в предложении (        )

Взаимопроверка в парах. Самооценивание.

III.Открытие новых знаний

- Рассмотрите схемы

- Покажите, где на схеме однокоренные слова?                                                             - Где одно и тоже слово с разными окончаниями – разные формы слова.                    - Подберите к схемам слова с корнем -рыб-. Девочки работают со схемами однокоренных слов, мальчики с со схемами форм слов. (2 ученика у доски)                                                      - Выделите окончание. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? (Вывод: у однокоренных слов – разные, у форм слов – одинаковые).

Самооценивание.

Физминутка о рыбке.

- Какие еще можно сделать открытия, выполняя предыдущее задание? Наводящие вопросы:                                                                                               1.Какие части слова могут входить в основу? (приставка, корень, окончание) 2.Какой смысл заключен в корне слова, а какой в основе слова? (в корне смысл всех однокоренных слов, в основе смысл данного слова)

- Пришло время составить алгоритм нахождения основы в слове (работа в трех группах, озвучивание одним человеком из группы)

- Давайте откроем учебники и посмотрим, кто был ближе всех к автору учебника (с.150)

IV.Развитие умения – применение знаний

- Сейчас эти знания нам понадобятся, чтобы выполнить упр.188

Самооценивание.

V.Итог урока

- Какова была тема урока?                                                                                                 - Какова была цель?                                                                                                               - Смогли ли мы достичь её?                                                                                                    - Какие еще знания приобрели по нашей теме?

Вопросы для рефлексии:                                                                                             Закончите предложения:

Сегодня на уроке  мне было интересно …                                                                                                                      

                                я понял …                                                                                                        

                                для меня было трудным …                            

                                мое настроение …                                                              

                                я хочу похвалить…

- В завершении нашего урока хочу предложить вам составить слово по подсказкам.

1.В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей.                          2. Окончание – первая буква алфавита.                                                                       3. Корень тот же, что и в слое обмен, в приставке есть два звука [э], которые обозначаются буквой е, суффикс тот же, что и в слове травка.

- Что это за слово? (Переменка)

VI.Домашнее задание

- Прежде чем вы пойдете на перемену запишите домашнее задание. Теперь вы очень много знаете про основу слова и сможете написать сочинение от её имени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Урок русского языка в 3 классе учителя начальных классов МАОУ СОШ № 2 г.Белебея Слющенковой Ольги Юрьевны

Слайд 9

ч е рника к о стяника е жевика з е мляника м а лина ч е рёмуха (чёрная) (косточка) (ёж) (земли) (маленькая) (чёрные мухи)

Слайд 10

Лист самооценивания Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки Словарный диктант Письмо по памяти Графический диктант Работа со схемами Работа по учебнику

Слайд 11

Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Слайд 15

черёмуха ? черёмуха

Слайд 16

Тема урока : нахождение основы слова Цель урока : составить алгоритм нахождения основы и научиться им пользоваться

Слайд 17

Графический диктант 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 18

Подберите к схемам слова с корнем –рыб-

Слайд 19

однокоренные слова рыба рыбка рыболов рыбный формы слова рыба рыбы рыбу

Слайд 21

Выводы: У однокоренных слов разные основы, у форм слов – одинаковые. 2. В основу могут входить: приставка, корень и суффикс. 3. В корне заключен смысл всех однокоренных слов, в основе – смысл данного слова.

Слайд 22

Алгоритм нахождения основы слова Читаю слово Нахожу окончание Отделяю окончание значком основы Думаю над смыслом слова, который заключен в его основе Проверяю себя

Слайд 23

Выполните упражнение 188 в учебнике Спиши. Пользуясь инструкцией, выдели основу и окончание . Подчеркни орфограммы в словах .

Слайд 24

Сегодня на уроке: мне было интересно… стало понятно … для меня было трудным … мое настроение … 5. я хочу похвалить …

Слайд 25

Переменка Домашнее задание: написать сочинение от имени основы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет интересно провести урок и доступно объяснить алгоритм нахождения в слове окончания и основы....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок  с использованием сингапурской методики....

Памятка. Как найти корень слова.

Поможет при подготовке домашних заданий....

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....