"Как найти в слове основу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка с презентацией в 3 классе в рамках образовательной программы "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rus_yaz.docx | 25.21 КБ |
urok_russkogo_yazyka.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Как найти в слове основу
Цель: развитие умения находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень суффикс, графически их обозначать.
Ход урока:
I.Актуализация знаний
1.Эмоциональный настрой
- За окном установилась холодная погода. А я предлагаю посмотреть на картину теплого солнечного лета и согреться приятными воспоминаниями. Что можно увидеть в летние дни? (зеленый лес, дождь, радугу, озеро, ягоды)
2.Словарный диктант
- Сейчас мы вспомним наши любимые ягоды и запишем их названия под диктовку.
Черника, костяника, ежевика, земляника, малина, черёмуха.
- Какая орфограмма встречается во всех записанных словах? (безударная гласная в корне слова) - Давайте проверим, какие буквы вы написали в корне этих слов? (1 ученик комментирует, другие проверяют) - Как вы думаете, можно ли проверить написание этих слов? (нужно запомнить) - А существуют ли такие слова, которые помогут нам быстро запомнить правильное написание? (да, это слова ассоциации)
Например: черника – чЁрная, костяника – кОсточка, ежевика – Ёж, земляника – покрывает зЕмли, малина – мАленькая, черёмуха – чЁрные мухи
- А теперь оцените себя. У вас на столах лежит лист самооценивания. Закрасьте 1 прямоугольник таким цветом, насколько вы выполнили задание.
Словарный диктант | Письмо по памяти | Графический диктант | Работа со схемами | Работа по учебнику |
Зеленый - без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – 3-4 ошибки.
3.Письмо по памяти
- У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение про черёмуху. Послушайте. (учитель читает)
Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
- Объясните первую строчку стихотворения. - Какие еще есть трудные слова для понимания? (Побеги, полоса) - Где можно посмотреть значения этих слов? (в толковом словаре) - Прочитайте несколько раз и запомните его. (2-3 учеников рассказывают) - Запишите первые 2 строчки по памяти (Дети записывают) - Проверьте себя по экрану и закрасьте прямоугольник с нужным цветом.
Гимнастика для глаз
II.Формулирование проблемы и планирование деятельности
- Назовите окончание и основу в слове черёмуха. - А Витя Перестукин (герой страны невыученных уроков) считает так. Кто прав?
черёмуха или черёмуха
- Какова тема нашего урока? (Нахождение основы слова) - А какую поставим цель? Чему должны научиться? (составить алгоритм нахождения основы слова и уметь им пользоваться) -Что нужно повторить?(что такое основа и окончание, как найти окончание) - С повторения мы сейчас и начнем.
* Графический диктант
- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
1. Часть слова, которая стоит перед корнем ( ) 2. Изменяемая часть слова ( ) 3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов ( ) 4. Часть слова без окончания ( ) 5. Какая часть слова служит для связи слов в предложении ( )
Взаимопроверка в парах. Самооценивание.
III.Открытие новых знаний
- Рассмотрите схемы
- Покажите, где на схеме однокоренные слова? - Где одно и тоже слово с разными окончаниями – разные формы слова. - Подберите к схемам слова с корнем -рыб-. Девочки работают со схемами однокоренных слов, мальчики с со схемами форм слов. (2 ученика у доски) - Выделите окончание. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? (Вывод: у однокоренных слов – разные, у форм слов – одинаковые).
Самооценивание.
Физминутка о рыбке.
- Какие еще можно сделать открытия, выполняя предыдущее задание? Наводящие вопросы: 1.Какие части слова могут входить в основу? (приставка, корень, окончание) 2.Какой смысл заключен в корне слова, а какой в основе слова? (в корне смысл всех однокоренных слов, в основе смысл данного слова)
- Пришло время составить алгоритм нахождения основы в слове (работа в трех группах, озвучивание одним человеком из группы)
- Давайте откроем учебники и посмотрим, кто был ближе всех к автору учебника (с.150)
IV.Развитие умения – применение знаний
- Сейчас эти знания нам понадобятся, чтобы выполнить упр.188
Самооценивание.
V.Итог урока
- Какова была тема урока? - Какова была цель? - Смогли ли мы достичь её? - Какие еще знания приобрели по нашей теме?
Вопросы для рефлексии: Закончите предложения:
Сегодня на уроке мне было интересно …
я понял …
для меня было трудным …
мое настроение …
я хочу похвалить…
- В завершении нашего урока хочу предложить вам составить слово по подсказкам.
1.В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. 2. Окончание – первая буква алфавита. 3. Корень тот же, что и в слое обмен, в приставке есть два звука [э], которые обозначаются буквой е, суффикс тот же, что и в слове травка.
- Что это за слово? (Переменка)
VI.Домашнее задание
- Прежде чем вы пойдете на перемену запишите домашнее задание. Теперь вы очень много знаете про основу слова и сможете написать сочинение от её имени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ч е рника к о стяника е жевика з е мляника м а лина ч е рёмуха (чёрная) (косточка) (ёж) (земли) (маленькая) (чёрные мухи)
Лист самооценивания Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки Словарный диктант Письмо по памяти Графический диктант Работа со схемами Работа по учебнику
Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
черёмуха ? черёмуха
Тема урока : нахождение основы слова Цель урока : составить алгоритм нахождения основы и научиться им пользоваться
Графический диктант 1. 2. 3. 4. 5.
Подберите к схемам слова с корнем –рыб-
однокоренные слова рыба рыбка рыболов рыбный формы слова рыба рыбы рыбу
Выводы: У однокоренных слов разные основы, у форм слов – одинаковые. 2. В основу могут входить: приставка, корень и суффикс. 3. В корне заключен смысл всех однокоренных слов, в основе – смысл данного слова.
Алгоритм нахождения основы слова Читаю слово Нахожу окончание Отделяю окончание значком основы Думаю над смыслом слова, который заключен в его основе Проверяю себя
Выполните упражнение 188 в учебнике Спиши. Пользуясь инструкцией, выдели основу и окончание . Подчеркни орфограммы в словах .
Сегодня на уроке: мне было интересно… стало понятно … для меня было трудным … мое настроение … 5. я хочу похвалить …
Переменка Домашнее задание: написать сочинение от имени основы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
урок введения новых знаний...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет интересно провести урок и доступно объяснить алгоритм нахождения в слове окончания и основы....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок с использованием сингапурской методики....
Памятка. Как найти корень слова.
Поможет при подготовке домашних заданий....
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...
Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова....