Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок с использованием сингапурской методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_otk.ur_.5_dek.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 3 классе.
Учитель начальных классов МБОШИ « Гимназия-интернат №34»
Ярмушкина Нина Германовна. 4 декабря 2014 года
Тема урока: « Как найти в слове основу?»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.
Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.
Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные (П.) УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные (Р.) УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные (К.) УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты (Л.)
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока |
I. Организационный момент | Прозвенел для нас звонок. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова “Классная работа”. |
II. Актуализация знаний. Планирование деятельности | Орфографическая минутка .
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) -Сегодня красивый зимний день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Прочтите его. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. С.Погорельский. -Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой? -Какой приём использует автор? К какого автора мы это замечали? (оживление неживых предметов, как у С. Есенина) -Вы говорили, что слова состоят из букв и звуков. А ещё из чего состоят слова?-(Из частей слова.) Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание.) -Что заметили?( есть однокоренные слова) - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.) Работа в группах. По кругу идёт листок, на котором дети выписывают однокор. слова. От каждой группы зачитывает слова 1 человек. -Где однокоренные слова? -А где одни и те же слова, только с разными окончаниями? (Снегам, снежные ,снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снегурки) -Подберите слова к данным на доске схемам: (на доске 3 схемы) -Что можно сказать об основе в однокоренных словах? А в других словах? -Что такое окончание? А основа? Чем отличается окончание от основы? -Умеем ли находить в слове окончание? Что надо для этого делать? -А как надо действовать, чтобы найти в слове основу? - Кто сформулирует цель урока? (Мы будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу.) |
III. Формулирование проблемы | Словарная работа. Работа с использованием презентации. - Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они. Невзирая на морозы, - Что вы знаете о снегирях? - Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. - Как запишите слово снегирь? Снегирь - Можно ли проверить написание? ( Нет, это непроверяемая безударная гласная написание которой надо запомнить.) - А как можно запомнить это слово чтобы не ошибаться? (Например со словом снег, потому что птицы прилетают с первым снегом. Обращаем внимание детей что это не проверочное слово, а способ запоминания - мнемонический приём.) - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.) - Подберите. (Варианты детей? (Снегириный, снегириха, снегирята). - Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-,). - В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. Работа в группе - Ребята вам сейчас предстоит поработать в группе, распределите роли и приступайте. Я даю вам на эту работу 5 мин. У каждой группы карточки с данным текстом. Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова? Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Проверка. - Ребята что вы узнали из текста о снегирях? - А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова, чтобы получился понятный текст). - Какие слова у вас получились? ( выписываем в строчку в тетрадь, у учителя появляются на слайде по порядку проверенных предложений.) - Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-). - Выделите корень. - Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.) - При помощи чего она изменилась? Что вы знаете про окончание? |
IV.Открытие нового знания | Работа с правилом. - Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили? (Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием? ( Оно изменялось.) - Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) - Вернёмся к нашим словам и выделим основу. - Что такое основа? Как найти основу? (В основе заключён смысл, значение слова.) - Как графически обозначается основа? - Выделите в словах основу. - Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Выведение алгоритма. Работа в группах. Результат работы 1 ученик тот группы вывешивает на доску. Чтобы найти окончание и основу в слове необходимо:
Сравнение своего вывода с выводом в учебнике.( стр.151) Физминутка |
V. Развитие умений и применение знания | П.К. Работа в учебнике. Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. Самостоятельная работа: (выделение окончания, основы, корня в словах: грибы, грибник, грибок, грибной, грибница). Работа с орфограммами. Взаимопроверка в парах партнёров по плечу. |
VI. Рефлексия | (Учащиеся на листочках пишут вопрос по теме урока и под музыку идут по классу. По сигналу учителя останавливаются, находят себе партнёра. Затем задают друг другу вопросы и отвечают на вопрос партнёра . )Например: -Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Как найти в слове окончание? -Что такое основа слова? - Как найти в слове основу? -Как называется главная часть слова? Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) Учитель спрашивает партнёров: «- Что спросил у тебя Денис? -Что ответила тебе Лена?» |
VII. Итог урока | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? -– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Задумайтесь: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты нашёл все окончания сам или с помощью товарища? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? -Начертите вертикальную линию. Те, кто последнее задание выполнили уверенно, без затруднений поставьте жирную точку на самом верху вертикальной линии. Если чувствовали небольшое затруднение, поставьте точку на середине линии. Если кому-то было сложно найти окончание и основу, поставьте точку на внизу . На следующем уроке мы с ребятами вам поможем. |
VIII. Домашнее задание | 1) Повторить правило на с. 144, 145. и по опорной схеме которую мы сегодня составили подготовиться рассказать правило. (устно) 2) Упр. 2, с. 162. (письменно) |
Использованные источники и литература.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2013. – 144с.: илл.
2. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя Р.Н.Бунеева, / Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. - М.: Баласс, 2013 - 320с. (Образовательная система "Школа 2100").
3. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова.
4. http://ru.wikipedia.org/ Текст о снегирях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?" УМК "Школа России"...