Тайны гласных раскрываются!
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2 класс) по теме

Шевалдина Елена Юрьевна

Сказка о гласных буквятах,  командующих предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тайны гласных раскрываются!

Следующим вечером возле дома Сказочника опять собрались ребятишки. Они очень хотели услышать продолжение истории и с нетерпением ждали, когда же старик присоединится к ним и начнёт рассказ. Как только Сказочник появился, дети обступили его, прося поведать, как же прошла экскурсия по сказочному дому «Буквинску». Старик усадил ребятишек и вот что они услышали.

 

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/71e716b5-153b-4ee8-9d2b-50fe9f5d41d0/сцена%20сказ.png

 

- Как только меня уложили спать, я сразу же произнёс заклинание, которому меня научила фея Графика: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!»

Опять налетел вихрь, но я в этот раз не растерялся — зажмурил глаза, а когда всё стихло, распахнул их и...очутился прямо у сказочного домика!

 

Возле «Буквинска» стояли феи. Они поприветствовали меня: одна простым кивком головы, другая произнесла: «Здравствуй! Готов к экскурсии? Тогда начнём её с самого верхнего этажа. Проходи!»

 

Когда мы поднялись на самый верхний этаж, то я увидел знак, который обычно используют музыканты, вот такой: http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/b1af5924-7484-4fae-95a8-1cc7778a6d63/скрипичный%20ключ.png. Я вспомнил, что учитель музыки нам говорил, что это скрипичный ключ. Его ставят при записи нот в начале строки, тем самым как бы открывая музыкальное произведение. Неужели мы пришли на концерт? Фея Графика нажала на скрипичный ключ — дверь на этаж открылась, и появилась надпись: «Квартиры твёрдых командиров». Я услышал, что из-за каждой двери доносилось пение. Видя моё удивлённое лицо, Фея Фонетика пояснила:

- На этом этаже живут гласные буквята, и им очень нравится петь песни. Подожди, сейчас мы зайдём в гости к любому буквёнку, и ты сам всё увидишь!

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/465a4712-0f6c-4f9f-ba4f-6c9c8efeb2b9/БУКВИНСК.jpg

Тут фея Графика постучала своим волшебным пером в одну из квартирок, и...на пороге появилось круглое красное существо. Вместо рта у него была буква А. В одной руке оно держало молоток.

- А!- произнес незнакомец и жестом пригласил  нас войти к нему в квартирку.

Когда мы очутились внутри, я просто был поражён: вся комната напоминала закат! Представьте себе: красные полы, красный потолок, красные шторы на окнах, красная  кровать, окна, украшенные красными шторами, даже стол — и тот был красного цвета!!!

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/8f5781ab-d720-4b11-a61a-99bef50775fd/красная%20комната.jpg http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/2849cfc9-0f7f-4108-9c2e-93f94e367739/стол.jpg

Видя моё замешательство, фея Фонетика пояснила:

- Не удивляйся, мой друг! Гласные буквята очень любят красный цвет! А вот почему — попробуй отгадать! Гласные — от слова «глас», что в очень давние времена означало «голос». Жители этого этажа голосистые, поющие. Вот поэтому их так называют - гласные. Посмотри внимательно — когда мы открываем рот, звук свободно пролетает наружу, ему ничего не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Поднеси ладошку ко рту, когда будешь петь – ты почувствуешь маленький ветерок!

- Как здорово! У меня получается!!! — и я начал петь песню, чтобы порадовать гостеприимного буквёнка А.

-А-а-а-а-а-а-а-а! А-а-а-а-а-а! Я чувствую ветерок!!!

Тут и буквёнок, и фея Фонетика подхватили эту песню... Взглянув на них, я понял, почему гласные буквята красного цвета!!! Когда они открывали ротик, казалось, что внутри всё пылает красным цветом! Не верите? Тогда бегите к зеркалу и попробуйте исполнить песенку гласного буквёнка А! Открывайте ротик широко и глядите в оба! Убедились?

 

И тогда, чтобы хорошо запомнить облик гласных,  я быстро сочинил стихотворение:

Вот какие гласные!

Красные-прекрасные!

Голос льётся изо рта —

Нет преграды! Красота!

Песенки они поют,

В красной комнате живут!

 

Буквёнок А захлопал в ладоши — так ему понравилась песенка! Он взял меня за руку и повёл знакомиться к остальным жителям этого этажа. Мы побывали в гостях у буквят У, Э, О, Ы. Все они были красного цвета и жили в алых квартирах. Каждому подарили любимую песенку и слова, которые начинаются с их любимого звука! Буквёнку А - астру, У - улитку, Э - эхо, О - ослика, только для Ы никак не придумывалось слово!

Фея Фонетика рассказала, что слов исконно-русских на ы не существует. Есть множество географических названий, имён, например, в казахском, татарском языках, которые начинаются на Ы. Тут пришла к нам на помощь фея Графика и изобразила кусочек карты, на которой мы различили речку в Якутии: Ыгыатта!

 

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/02b49442-2d55-4717-a86e-6e56e1602345/ыгыатта.jpg

 

Как же обрадовался буквёнок Ы! Наконец-то и ему был сделан долгожданный подарок!!!

- Фея Фонетика! - вдруг вспомнил я о надписи на этаже. - Почему на двери было написано: «Квартиры твёрдых командиров»?

- Всё очень просто! Эти буквята командуют предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!» Возьмём согласный М. Поставим после него А. Что получится?

- Ма!

- Верно! А  встал за буквой М и командует: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит! Вот послушай: [ма]! Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! 

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/f3297f97-8904-4280-877b-296c44e17437/синий%20лёд.jpg   

Поэтому и живёт вот в таком домике: C:\Users\Лена\Desktop\Якласс\фонетика и графика\домик.png !

А теперь поставим У после согласного М. Что получится?

- Му!

- Верно! А если Э?

- Мэ!

- Молодец! А теперь О!

- Мо!

- Верно! Попробуй Ы!

- Мы!

- Молодчина! Что заметил?

- Все эти гласные, когда стоят после буквы М, командуют: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит: [ма], [му], [мэ], [мо], [мы]! Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! 

- Посмотри, как это можно изобразить графически:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/05c5e50e-6970-4339-ae05-9fd20140dac0/раб%20тверд%20синий.png

- Вместо синего квадратика могут быть разные согласные? — поинтересовался я.

- Почти все, но об этом чуть позже! — загадочно произнесла фея. — А чтобы ты никогда не забыл сегодняшних буквят, взгляни в конец коридора!

И тут передо мной появился занавес, совсем как в театре, на секундочку откуда-то возникли герои моего любимого мультфильма Маша и медведь, и над ними фея Графика волшебным пером сделала надпись, в которой участвовали гласные, с которыми я только что познакомился:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/33b68b33-7c43-4806-9a63-05346df72b1f/машка.png

- Как просто! Фразу Маши и медведя повторяй, твёрдых командиров вспоминай: «А-у-у! Это кто? Мы

- Мы сегодня побывали в гостях у пяти букв А, У, Э, О, Ы, которые обозначают гласные звуки соответственно: [а], [у], [э], [о], [ы]. А ты помнишь, мой друг, сколько гласных звуков?

- Конечно, у меня в памяти сразу возникает градусник, и я точно помню, что их - 6! Что же получается?!? Один звук потерялся?!? Ой! А гласных букв - 10!!! Что же такое получается?!? Как так может быть???

- Эту тайну гласных ты узнаешь чуть позже! — произнесла фея Фонетика  с улыбкой.

И тут неожиданно поднялся вихрь, и я опять очутился дома. В руке было лишь фото мгновения, когда я увидел героев мультфильма, а над ними волшебная надпись, помогающая мне вспомнить твёрдых гласных командиров: «А-у-у! Это кто? Мы

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/e779b39f-5604-4140-954a-105fae720ad9/работа%20твёрдых%20командиров.png

Сказочник протянул ребятам снимок и спросил:

- Ребята, вы внимательно слушали?

- Да! - загалдели дети.

- Тогда для вас несколько вопросов:

- Почему в фразе героев мультфильма выделены буквы красным цветом?

- Почему именно эти буквы подчеркнуты?

- Сделайте подарок для каждого буквёнка - назовите слова, которые начинаются с его любимого звука! А чтобы порадовать Ы - загляните в карту и найдите там географические названия!

- Не глядя на фото, назовите гласные, которые командуют: «Звучи твёрдо!» 

- Почему гласные так называются?

- При чём тут синяя стрелка?

- Почему транскрипционные скобки и буквы в них синего цвета?

Ребята ответили на все вопросы Сказочника, надеюсь, и у тебя тоже получилось это сделать. Детишки побежали домой, с нетерпением дожидаясь следующего вечера, чтобы услышать о необыкновенных приключениях.

Шевалдина Е.Ю.

По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Система работы по формированию умения ракрывать основную мысль в сочинении...

Почерк раскрывает тайны человека

Размер почерка говорит об общительности человека. Каллиграфический почерк характеризует человека, как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного....

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Продолжение сказки о работе мягких командиров...

Статья к урокам-тренингам "Раскрывая тайну"

- Структура уроков-тренингов- Модель урока-тренинга- Разработка уроков-тренингов по русскому языку и по математике на год...

Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)

Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мер...