Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)
план-конспект занятия по чтению (2, 3 класс)

Абышева Елена Викторовна

Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мероприятие. Мероприятие проводилось как открытое на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_tayny_pisateley_-_naturalistov.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)

Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения.

Задачи:

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование: книги Н.И.Сладкова, В. Бианки, М. Пришвина,  задания, четыре конверта с рисунками, ребусы.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Поможет нам в путешествии писатели – натуралисты Николай Иванович Сладков, В. Бианки, М. Пришвин,  которые во всех своих книгах рассказывают о неведомом и неизведанном в природе.

 Писатели хотели, чтобы вы, прочитав их книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Во всех произведениях мы видим любовь к природе, ее познанию и защиты: «В лес пойдешь – кого – нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает» говорил Н. Сладков.

Тур 1. Вспоминаем названия.

Ведущий. С произведениями Н.И.Сладкова вы встречались на уроках природоведения и чтения. Вспомните полное название рассказов. За правильный ответ 1 балл.

«Скатерть… (самобранка)»

«Поющий … (бархан)»

«Суд над ….(Декабрем)»

« Лисичкин …(хлеб)»

« Мастер …(без топора)»

«Приключения ….(муравьишки)»

« Лесной ….(доктор, хозяин)»

Ястреб и…(жаворонок)»

«Говорящий …(грач)»

«Дедушкин …(валенок)»

2 тур. Игра.

Сектор №1. Птицы. 

  1. В рассказе М. Пришвина эта птица научилась говорить. Первая фраза ее была «Кашки хочешь, дурашка?». (Грач)
  2. У этой птицы длинный клюв, трещит одной его половинкой о другую – то тише, то реже, то чаще, трещетка трещит деревянная, да и только. Какая птица так поет?  (Аист)
  3. Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри)
  4. О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин).
  1. Маленькая птичка – гаичка, сизая, с черными полосками на белых пухленьких щечках. Что это за птица? Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зерна прячет в трещинах коры деревьев).

Сектор №2.Лес.

  1. Когда шумит дождь? (Осенью).
  2. Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево? (Береза).
  3. Любимые места этого дерева – берега рек, озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его? (Ива).
  4. Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр).
  5. У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница).

Сектор №3. Животные леса.

  1. Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса)
  2. Какую дорожку Н.И.Сладков называет «скатертью – самобранкой»? (Дорожку из муравьев).
  3. Назовите животного, у которого» мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь).
  4. Этот зверь до осени бродит ночами по лесам, полям и огородам, а зима придет – где – нибудь под корнем дерева, в кусте норе, укрывшись опавшей листвой, спит до весны. А еще, рассказывают люди, они любят воровать яблоки? О ком дет речь? (ежи.)
  5. Мы ночуем, а этот зверь днюет, им днем гораздо страшнее, чем нам ночью.  (Заяц).

Сектор  №4. Водоем (река, озеро, пруд).

  1. Каких водоплавающих животных вы знаете? (Привести 1-2 примера).

(Бобр, ондатр, выдра.)

2.Что такое «зимняя засуха»? Чем она опасна? (Промерзание водоема до дна, при этом погибают все жители водоема.)

3. Почему рыбы не задыхаются зимой в водоеме, в котором живут ондатры? (Лед как решето, везде из-подо льда ондатровые хатки торчат).

4. Чьи следы можно увидеть у кромки воды весной? (утки, ондатры, вороны, лисы).

5.Назовите дерево, из которого бобры и хатки строят, и еду готовят. (Осина).

Сектор  №5. Рыбы.

1.Какую речную рыбу называли санитаром? (Щука).

2. Есть ли под водой ежи? (Ерш).

3.Какую рыбу называют подводной ласточкой? (Плотва).

4. Загар у рыб особый, не такой, как у людей. Что происходит с рыбой на солнце? ( Рыба светлеет).

5. Рыбу поймали, а она вся в лохмотьях, которые твердеют, шелушатся и отпадают. Что это за рыба? (Линь).

Сектор №6. Пустыня.

1. Голубое - небо. Жёлтое – пески. Пески повсюду: впереди, позади, справа, слева – вокруг. Сколько видит глаз и еще дальше – за горизонтом. О какой природной зоне идет речь в рассказе Н. Сладкова «Поющий Бархан»? (пустыня)

2. В пустыне кругом песок, сугробы песка… Как их называют? (Барханы, дюны).

3. Как называются леса в пустыне? (Саксауловый.)

4. Среди песков иногда встречаются колодцы с водой, окруженные растительностью. Как называется такое место? (Оазис).

5. В пустыне перед вами может неожиданно появиться изображение чего – либо. Как называется такое явление? (Мираж).

- Ребята, как вы думаете, легко ли жить зверям в современном мире? (Как нелегко стало жить зверям даже в лесу.)

- Кто виноват в этом? ( Виной тому – человек.)

-  И почему человеку не удается жить в ладу с природой? ( А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.)

- Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- А что мы с вами можем сделать, чтобы принести пользу природе? ( Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.)

- Ребята, а какая наука учит бережно относиться к окружающей среде? (экология)

Да, 2017 год объявлен годом президентом России В. В. Путиным годом Экологии.

Тур 3. Знаешь их – назови!

Ведущий. Команде выдается конверт,  внутри листок с изображением птиц, или рыб, или деревьев, или животных нашего края. Вам нужно назвать не менее пяти животных или деревьев. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Зрительский конкурс. Мы – читатели!

Ведущий. Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Он сегодня выглядит необычно. Почему? (книги стоят обратной стороной). Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.

1. На нашем шарике земном, 
Где мы родились и живем, 
Где в травах летняя роса 
И голубые небеса, 
Где море, горы, степи, лес – 
Полно таинственных чудес. (Влад)

2.По лесу бродит серый волк, 
И ландыш тоненький цветет, 
В степи ковыль, как нежный шелк, 
Расчесывает ветерок. (Виталя)

3.Гремит на скалах водопад, 
И брызги радугой летят. 
А в синем море толстый кит – 
Большой, как дом, на волнах спит. (Лера)

4.Не разрушайте этот мир, 
Девчонки и мальчишки, 
Иначе эти чудеса 
Останутся лишь в книжке. (Алина)

5.Дерево, трава, цветок и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни. (Марианна)

6. Мы обещаем: 
Нор звериных, птичьего гнезда 
Разорять не будем никогда! 
Пусть птенцам и маленьким зверятам, 
Хорошо живется с нами рядом! (Иван)

Скворечник

Он сказал с неподдельной любовью: 
"Мне природа – родная сестра. 
Про охоту и рыбную ловлю
Я могу говорить до утра. 
Разве что-то сравнится с азартом
Следопыта, восторгом стрелка
Или, скажем, с дрожаньем внезапным
Пробудившегося поплавка? 
Если надобно выдумать слово –
Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
И блаженную тяжесть улова, 
И ухи ароматный дымок...” 
Дай вам Бог и погоды, и пищи, 
Только я не за вас – за мальца, 
Что заботливо ладит жилище
Для простого рябого скворца. 
Есть ли дело светлей и безгрешней,
Чем сколачивать, шкурить бока
Золотистой фанерной скворечни –
Деревянного особнячка? 
И, пристроив к доверчивой кроне, 
День за днем, запрокинув лицо, 
Все-то взглядывать из-под ладони: 
Не явился ли гость на крыльцо? 
И – мелькнули на фоне проема, 
На кургузой площадке крыльца
У дверей обретенного дома
Долгожданные крылья жильца! 
Вот он вышел на краешек кровли, 
Шевельнув молодые листы... 
...Есть восторг и в охоте, и в ловле, 
Есть природа – но нет доброты. 
И стоишь, затаивши дыханье, 
И вбираешь, и ловишь, и ждешь
Посвист, щелканье и трепыханье, 
Пестрых перьев счастливую дрожь.

- Вот и закончилось наше путешествие в знакомый мир природы. Я надеюсь, что вы сегодня многое вспомнили и узнали что - то новое. Читайте книги и путешествуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...

Игра путешествие Тема: Познание тайны неизведанной тропы.

Тема: Познание тайны неизведанной тропы....

Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.

Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с  ФГОС, по учебнику  Л.А.Ефросининой. Урок был дан с цел...

Игра-путешествие "Юные натуралисты"

Игра-путешествие  «Юные натуралисты»  проводится во время работы школьного лагеря с мая по сентябрь месяц  в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном стадионе. Дети соревнуютс...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России».

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России»....

Игра-путешествие по мультфильму«Тайна третьей планеты»

Игра-путешествиеПо мультфильму«Тайна третьей планеты» для 1чащихся 1-2 класса...

Игра - путешествие "Тайны и загадки 7 планет"

Внеклассное мероприятие для 3 класса по мотивам сказки " Антуана де Сант Экзюпери "Маленький принс"...