Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)
план-конспект занятия по чтению (2, 3 класс)
Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мероприятие. Мероприятие проводилось как открытое на РМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_tayny_pisateley_-_naturalistov.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)
Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения.
Задачи:
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: книги Н.И.Сладкова, В. Бианки, М. Пришвина, задания, четыре конверта с рисунками, ребусы.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Поможет нам в путешествии писатели – натуралисты Николай Иванович Сладков, В. Бианки, М. Пришвин, которые во всех своих книгах рассказывают о неведомом и неизведанном в природе.
Писатели хотели, чтобы вы, прочитав их книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Во всех произведениях мы видим любовь к природе, ее познанию и защиты: «В лес пойдешь – кого – нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает» говорил Н. Сладков.
Тур 1. Вспоминаем названия.
Ведущий. С произведениями Н.И.Сладкова вы встречались на уроках природоведения и чтения. Вспомните полное название рассказов. За правильный ответ 1 балл.
«Скатерть… (самобранка)»
«Поющий … (бархан)»
«Суд над ….(Декабрем)»
« Лисичкин …(хлеб)»
« Мастер …(без топора)»
«Приключения ….(муравьишки)»
« Лесной ….(доктор, хозяин)»
Ястреб и…(жаворонок)»
«Говорящий …(грач)»
«Дедушкин …(валенок)»
2 тур. Игра.
Сектор №1. Птицы.
- В рассказе М. Пришвина эта птица научилась говорить. Первая фраза ее была «Кашки хочешь, дурашка?». (Грач)
- У этой птицы длинный клюв, трещит одной его половинкой о другую – то тише, то реже, то чаще, трещетка трещит деревянная, да и только. Какая птица так поет? (Аист)
- Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри)
- О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин).
- Маленькая птичка – гаичка, сизая, с черными полосками на белых пухленьких щечках. Что это за птица? Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зерна прячет в трещинах коры деревьев).
Сектор №2.Лес.
- Когда шумит дождь? (Осенью).
- Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево? (Береза).
- Любимые места этого дерева – берега рек, озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его? (Ива).
- Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр).
- У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница).
Сектор №3. Животные леса.
- Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса)
- Какую дорожку Н.И.Сладков называет «скатертью – самобранкой»? (Дорожку из муравьев).
- Назовите животного, у которого» мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь).
- Этот зверь до осени бродит ночами по лесам, полям и огородам, а зима придет – где – нибудь под корнем дерева, в кусте норе, укрывшись опавшей листвой, спит до весны. А еще, рассказывают люди, они любят воровать яблоки? О ком дет речь? (ежи.)
- Мы ночуем, а этот зверь днюет, им днем гораздо страшнее, чем нам ночью. (Заяц).
Сектор №4. Водоем (река, озеро, пруд).
- Каких водоплавающих животных вы знаете? (Привести 1-2 примера).
(Бобр, ондатр, выдра.)
2.Что такое «зимняя засуха»? Чем она опасна? (Промерзание водоема до дна, при этом погибают все жители водоема.)
3. Почему рыбы не задыхаются зимой в водоеме, в котором живут ондатры? (Лед как решето, везде из-подо льда ондатровые хатки торчат).
4. Чьи следы можно увидеть у кромки воды весной? (утки, ондатры, вороны, лисы).
5.Назовите дерево, из которого бобры и хатки строят, и еду готовят. (Осина).
Сектор №5. Рыбы.
1.Какую речную рыбу называли санитаром? (Щука).
2. Есть ли под водой ежи? (Ерш).
3.Какую рыбу называют подводной ласточкой? (Плотва).
4. Загар у рыб особый, не такой, как у людей. Что происходит с рыбой на солнце? ( Рыба светлеет).
5. Рыбу поймали, а она вся в лохмотьях, которые твердеют, шелушатся и отпадают. Что это за рыба? (Линь).
Сектор №6. Пустыня.
1. Голубое - небо. Жёлтое – пески. Пески повсюду: впереди, позади, справа, слева – вокруг. Сколько видит глаз и еще дальше – за горизонтом. О какой природной зоне идет речь в рассказе Н. Сладкова «Поющий Бархан»? (пустыня)
2. В пустыне кругом песок, сугробы песка… Как их называют? (Барханы, дюны).
3. Как называются леса в пустыне? (Саксауловый.)
4. Среди песков иногда встречаются колодцы с водой, окруженные растительностью. Как называется такое место? (Оазис).
5. В пустыне перед вами может неожиданно появиться изображение чего – либо. Как называется такое явление? (Мираж).
- Ребята, как вы думаете, легко ли жить зверям в современном мире? (Как нелегко стало жить зверям даже в лесу.)
- Кто виноват в этом? ( Виной тому – человек.)
- И почему человеку не удается жить в ладу с природой? ( А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.)
- Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.
- А что мы с вами можем сделать, чтобы принести пользу природе? ( Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.)
- Ребята, а какая наука учит бережно относиться к окружающей среде? (экология)
Да, 2017 год объявлен годом президентом России В. В. Путиным годом Экологии.
Тур 3. Знаешь их – назови!
Ведущий. Команде выдается конверт, внутри листок с изображением птиц, или рыб, или деревьев, или животных нашего края. Вам нужно назвать не менее пяти животных или деревьев. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Зрительский конкурс. Мы – читатели!
Ведущий. Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Он сегодня выглядит необычно. Почему? (книги стоят обратной стороной). Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.
1. На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес. (Влад)
2.По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок. (Виталя)
3.Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит. (Лера)
4.Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке. (Алина)
5.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (Марианна)
6. Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом! (Иван)
Скворечник
Он сказал с неподдельной любовью:
"Мне природа – родная сестра.
Про охоту и рыбную ловлю
Я могу говорить до утра.
Разве что-то сравнится с азартом
Следопыта, восторгом стрелка
Или, скажем, с дрожаньем внезапным
Пробудившегося поплавка?
Если надобно выдумать слово –
Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
И блаженную тяжесть улова,
И ухи ароматный дымок...”
Дай вам Бог и погоды, и пищи,
Только я не за вас – за мальца,
Что заботливо ладит жилище
Для простого рябого скворца.
Есть ли дело светлей и безгрешней,
Чем сколачивать, шкурить бока
Золотистой фанерной скворечни –
Деревянного особнячка?
И, пристроив к доверчивой кроне,
День за днем, запрокинув лицо,
Все-то взглядывать из-под ладони:
Не явился ли гость на крыльцо?
И – мелькнули на фоне проема,
На кургузой площадке крыльца
У дверей обретенного дома
Долгожданные крылья жильца!
Вот он вышел на краешек кровли,
Шевельнув молодые листы...
...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
Есть природа – но нет доброты.
И стоишь, затаивши дыханье,
И вбираешь, и ловишь, и ждешь
Посвист, щелканье и трепыханье,
Пестрых перьев счастливую дрожь.
- Вот и закончилось наше путешествие в знакомый мир природы. Я надеюсь, что вы сегодня многое вспомнили и узнали что - то новое. Читайте книги и путешествуйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов
данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...
Игра путешествие Тема: Познание тайны неизведанной тропы.
Тема: Познание тайны неизведанной тропы....
Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.
Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с ФГОС, по учебнику Л.А.Ефросининой. Урок был дан с цел...
Игра-путешествие "Юные натуралисты"
Игра-путешествие «Юные натуралисты» проводится во время работы школьного лагеря с мая по сентябрь месяц в лесном массиве, на лугу, в парке, на школьном стадионе. Дети соревнуютс...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России».
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России»....
Игра-путешествие по мультфильму«Тайна третьей планеты»
Игра-путешествиеПо мультфильму«Тайна третьей планеты» для 1чащихся 1-2 класса...
Игра - путешествие "Тайны и загадки 7 планет"
Внеклассное мероприятие для 3 класса по мотивам сказки " Антуана де Сант Экзюпери "Маленький принс"...