Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2 класс) по теме

Шевалдина Елена Юрьевна

Продолжение сказки о работе мягких командиров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Сказочник продолжал повествование.

 

Фея Фонетика произнесла:
- Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
- Как же так? А Йотики... Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?
Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел, лён, люк, мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!
 
http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/a7999f92-bda6-4141-abea-6fca1cdd2244/подушка.png
Ту самую, на которой отдыхают... согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!
- Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик - подушечку, делая согласный мягким. 
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:
 
http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/d91a8fb4-9117-47c5-bd60-255e608adcb3/раб%20мягк%20зел.png

- Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»

Фея Графика нарисовала домик такого согласного:

C:\Users\Лена\Desktop\Якласс\фонетика и графика\домик с подушкой.png.

- А после согласного остаётся звук... — продолжала фея Фонетика.

- Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!

Мне вспомнилась картинка:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/019b68f8-45bb-4878-acdf-a1b7f1420a1a/еёюя.png.

- Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит... на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?

- Совершенно верно! - похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м'э]л, [л'о]н, [л'у]к, [м'а]ч.

- А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!

- А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:

Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)
И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё.
(Ё= Й+О)
Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я.
(Я= Й+А)
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е.
(Е=Й+Э)

- Как же всё это запомнить?!? - спросил я.
Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/9c690916-a5d2-4d3e-b1d8-0355a9894032/работа%20мягких%20командиров.png

- А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник.

- Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв 10, а звуков всего лишь 6! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:

 

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/b5bcac89-f1ce-412d-9b17-ea0d293f6b4e/2%20этажа.png.

- А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?

- Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/2481aa55-c72b-4916-8d25-d0419f319a0f/все%20гласные.png.

- А теперь несколько вопросов. Сможете ответить? — спросил Сказочник.

- Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?

- Что означают синяя и зелёная стрелки?

- Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?

Шевалдина Е.Ю.

По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почерк раскрывает тайны человека

Размер почерка говорит об общительности человека. Каллиграфический почерк характеризует человека, как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного....

Интеллект-карта "Гласные командиры"+шаблон

Как первоклассникам запомнить, какие гласные командуют согласным: "Звучи твёрдо!", а какие: "Звучи мягко!" Данный материал поможет ребятам быстро и навсегда запомнить премудрости фонетики в области гл...

Тайны гласных раскрываются!

Сказка о гласных буквятах,  командующих предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!»...

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Статья к урокам-тренингам "Раскрывая тайну"

- Структура уроков-тренингов- Модель урока-тренинга- Разработка уроков-тренингов по русскому языку и по математике на год...

Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)

Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мер...


 

Комментарии

Шкурова Яна Михайловна

Спасибо за информацию