Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2 класс) по теме

Шевалдина Елена Юрьевна

Продолжение сказки о работе мягких командиров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Сказочник продолжал повествование.

 

Фея Фонетика произнесла:
- Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
- Как же так? А Йотики... Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?
Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел, лён, люк, мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!
 
http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/a7999f92-bda6-4141-abea-6fca1cdd2244/подушка.png
Ту самую, на которой отдыхают... согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!
- Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик - подушечку, делая согласный мягким. 
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:
 
http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/d91a8fb4-9117-47c5-bd60-255e608adcb3/раб%20мягк%20зел.png

- Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»

Фея Графика нарисовала домик такого согласного:

C:\Users\Лена\Desktop\Якласс\фонетика и графика\домик с подушкой.png.

- А после согласного остаётся звук... — продолжала фея Фонетика.

- Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!

Мне вспомнилась картинка:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/019b68f8-45bb-4878-acdf-a1b7f1420a1a/еёюя.png.

- Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит... на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?

- Совершенно верно! - похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м'э]л, [л'о]н, [л'у]к, [м'а]ч.

- А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!

- А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:

Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)
И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё.
(Ё= Й+О)
Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я.
(Я= Й+А)
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е.
(Е=Й+Э)

- Как же всё это запомнить?!? - спросил я.
Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/9c690916-a5d2-4d3e-b1d8-0355a9894032/работа%20мягких%20командиров.png

- А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник.

- Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв 10, а звуков всего лишь 6! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:

 

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/b5bcac89-f1ce-412d-9b17-ea0d293f6b4e/2%20этажа.png.

- А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?

- Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:

http://yaklass-resources-prod.s3.amazonaws.com/2481aa55-c72b-4916-8d25-d0419f319a0f/все%20гласные.png.

- А теперь несколько вопросов. Сможете ответить? — спросил Сказочник.

- Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?

- Что означают синяя и зелёная стрелки?

- Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?

Шевалдина Е.Ю.

По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна мягкого знака.

Молчаливый Мягкий Знак совсем не любит скучать! Больше всего ему нравится работать. Работа для него игра. Так весело наблюдать, как изменяется согласный звук! Из твёрдого тотчас становится мягким! ...

Почерк раскрывает тайны человека

Размер почерка говорит об общительности человека. Каллиграфический почерк характеризует человека, как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного....

Интеллект-карта "Гласные командиры"+шаблон

Как первоклассникам запомнить, какие гласные командуют согласным: "Звучи твёрдо!", а какие: "Звучи мягко!" Данный материал поможет ребятам быстро и навсегда запомнить премудрости фонетики в области гл...

Тайны гласных раскрываются!

Сказка о гласных буквятах,  командующих предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!»...

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Статья к урокам-тренингам "Раскрывая тайну"

- Структура уроков-тренингов- Модель урока-тренинга- Разработка уроков-тренингов по русскому языку и по математике на год...

Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)

Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мер...


 

Комментарии

Шкурова Яна Михайловна

Спасибо за информацию