Статья к урокам-тренингам "Раскрывая тайну"
статья (1 класс) на тему
- Структура уроков-тренингов
- Модель урока-тренинга
- Разработка уроков-тренингов по русскому языку и по математике на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Раскрывая тайну
Раскрывать тайны – занятие интересное и увлекательное.
Именно это происходит на уроках – тренингах: учитель раскрывает тайну логики своих учеников, для учеников становится очевидным, хорошо ли они владеют знанием, а еще...для них раскрывается смысл простых истин.
Тренинг – это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которого является работой в парах, четверках.
Проведение тренинга – дело не простое. От учителя требуется особое мастерство. На таком уроке учитель – дирижер, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учщихся. Главным действующим лицом на уроке является ученик.
Данные уроки – тренинги разработаны на основе социокультурного системного подхода в обучении И.А. Кузьмина.
В системе уроков они занимают особое место: проводятся на этапе закрепления знаний и способствуют корректировке основных понятий учащихся.
Структура уроков-тренингов
- Постановка цели.
Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную. Эта цель неразрывно связана с «раскрытием тайны слов». Дело в том, что каждый урок имеет свой эпиграф, осмысление которого происходит с позиции «прожитого» урока.
Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают, берутся за руки. Каждый должен почувствовать поддержку, доброе отношение, чувство единения с классом. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.
- Самостоятельная работа. Принятие собственного решения
Каждый учение получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а иногда и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнить их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает.
Знание, полученное учащимися на уроках, становится средтством для доказательного выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.
- Работа в парах (четверках)
При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) ставит ребенка в условие необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что говорят, проговаривают; 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.
В момент логического осмысления, струкрурирования речи происходит корректировка понятий, структурирование знаний.
Важным моментом этого этапа для корректировки личностных качеств является принятие группового решения.
- Выслушивание классом различных мнений
Предоставляя слово для высказывания разным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией учебного предмета, включают ли ее в свою речь.
- Экспертная оценка
После обсуждения учитель или учащиеся озвучиватют верный вариант выбора.
- Самооценка
Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
- Верно ли сделал выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, понимать свое продвижение вперед.
Учащиеся открывают новую карточку и внось проходят от второго до шестого этапа. Тренинги включают в себя от 4х до 6ти заданий.
- Подведение итогов
- Проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать,что он понял во время урока. На этом этапе происходит раскрытие «тайны слов» эпиграфа. Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, а учащимся воспринять учебную деятельность, как свой социальный опыт.
Модель урока-тренинга при работе в паре (четверке)
Постановка цели. Знакомство с эпиграфом урока. |
Самостоятельная работа. Принятие собственного решения |
Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение. Принятие общего решения. |
Выслушивание классом различных мнений и доказательств. |
Экспертная оценка учителя. |
Самооценка. |
Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа. |
Успешность и эффективность это технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой являются продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся. При формировании пар (четверок) нужно учитывать разные типы восприятия (зрительный, слуховой, моторный) и активность детей. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка.
Тренинги, придложенные Вашему вниманию, предназначены для учащихся первого класса четырехлетней начальной школы. Они составлены на основе материала учебников: Русский язык- «Слово» Л.Я. Желтовской, Математика – «Математика- 1» Л.Г. Петерсон. Проводятся за счет резервных уроков в соответствии с тематическим планированием по данным курсам.
По математике в первом классе предлагается проведение пят тренингов по основным темам курса.
Месяц | Темы |
Ноябрь | Сложение и вычитание в пределах 9 |
Декабрь | Задача |
Февраль | Величины |
Март | Решение уравнений |
Апрель | Решение задач |
Тренинг по теме «Решение уравнений» включает 5 заданий, в логике развертывания которых выстраивается весь алгоритм действий при решении уравнений (см.тренинг 4). Эпиграф урока: «Все тайное становится явным».
В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действий сложения и вычитания, определяют, какой компонент является частью, а какой – целым.
Во втором задании, определив, чем является неизвестное, выбирают правило для решения уравнения.
В третьем задании учащимся предлагается три варианта решения одного и того же уравнения, причем ошибка кроется в одном случае в ходе решения, в другом – в вычислении.
Четверное задание -из трех уравнений нужно выбрать те, при решении которых используется одно и то же действие. Для этого ученик должен «пройти» весь алгоритм решения уравнений трижды.
В последнем задании – выбрать, чему равен Х, то есть вновь повторить алгоритм действий и найти ответ.
Приведем некоторые высказывания детей при подведении – итогов в ресурсном круге.
- на этом уроке я запомнил, что целое находится сложением частей.
- мы поняли, что из меньшего нельзя вычесть большее
- все, что неизвестно, можно найти, если прильно выполнять действия.
- есть правило, которое нужно выполнять.
- мы поняли, что не нужно ничего скрывать.
- мы учимся, чтобы быть умными, чтобы неизвестное стало известным.
Важнейшей целью коммуникативно-ориентированного курса «Русская словестность» (А.Ю. Купалова, Л.Я. Желтовская) является формированием умений и навыков речевого общения. Практическое пользование языком – не только цель, но и средство. Уроки-тренинги в полной мере позволяют учиться общению, общаясь. Предметом общения на уроках русского языка в первом классе становятся следующие темы.
Месяц | Темы |
Февраль | Значение слов |
Март | Перенос слов |
Апрель | Слово и его значение (прямое и переносное значение слова) |
Апрель | Всему название дано (части речи) |
Май | Секреты письма Безударные гласные |
Так, на уроке по теме «Значение слов» (см.Тренинг ) в первом задании дети подбирают верное значеине к слову «Россия». Идет работа по выстраиванию линии «Слово - понятие» и одновременно по уточнению понятий «Город», «Страна», «Народ». Сравнивая различные высказывания при работе в парах и при фронтальной работе класса, ребенок имеет возможность скорректировать свои понятия. Учитель, фиксируя смешение понятий или провоцируя детей своим «непониманием», стремится добиться более точных объяснений от них.
Во втором задании при обсуждении для некоторых детей становится «открытием», что изображенный нотный знак соответствует звуковой схеме. Почему же так произошло? Оказывается, слово «ключ» имеет разные значения.
В третьем задании сразу становится понятно, насколько тексты ученибка затронули душу ребенка, сумел ли учитель донести до детей многозначность слова «азбука», ведь у каждого значения этого слова свой синоним.
Азбука – учебная книга – букварь.
Азбука – порядок букв – алфавит
В 4м задании нужно выбрать слова в противоположным значением. При обхяснении значения слов «ласковый» - «грубый» ребенок невольно высказывает свое отношение к эти личностным качествам.
При выборе видно, не путает ли ребенок понятия «близкий по значению» - «противоположный по значению», насклько понятно слово «информация».
И, наконец, пятое задание. Нужно подумать, верно ли употребляется в словосочетаниях слово «идет», дети справляются с этим заданием быстро. Они с желанием объясняют друг другу и классу, почему выражение «идет змея» ошибочно.
Урок заканчивается на эмоциональном подъеме. Учащиеся встают в ресурсный круг. Они опять все вместе, они помогали друг другу во время урока, внимательно слушали своих товарищей. Что же они поняли на этом уроке? Как раскрылся для них смысл пословицы «Пустые слова – что орехи без ядра»?
Приведем некоторые высказывания детей в ресурсном круге.
- Я поняла, что пустое слово – это очень плохо, это непонятно.
- Я понял, что слова имеют смысл.
- В слове есть смысл, как в орехе – ядро.
- Если говорить без смысла, тебя не поймут.
- Нужно говорить так, чтобы тебя поняли.
- Нужно думать, что говоришь.
Пусть «открытием» стали простые истины, но как важно, что это «открытие» ребенок сделал сам.
Таким образом, тренинги позволяют развивать у детей мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать прочные навыки с выходом на более высокий уровень обобщения учебного материала; позволяют решать проблемы личностного развития ребенка, развития его познавательных процессов; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Тайны развития творческого ума младших школьников"
В Специальной (коррекционной) начальной школе – детский сад «Весёлый дельфин» / ныне МБС(К) ОУ С(К)НШДС№2 / реализуется образовательная программа «Школа 2100», одним из принципов которой является прин...
тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»
Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...
Родительское собрание "Тайна золотой медали, или как стать отличником в школе, в ВУЗе, в жизни"
Данную презентацию показывают в начале учебного года в начальных классах. Она содержит краткое разъяснение для родителей о том, при каких условиях дети становятся отличниками....
Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков
Сказка о гласных буквятах, у которых в кармашке поселился Йотик...
Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»
Цели: • ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;• способствов...
внеклассное мероприятие "Тайны зеленого дерева" (тайны здоровья)
Мероприятие направлено на:формирование у учащихся правильного представления о здоровье, довести до детей мысль, что здоровье не только бывает физическим, но и психическим, нравственным, показать связь...
Проверочная работа "Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком"
Проверочная работа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа"...