Анализ текста. Выборочное изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Анализ текста.
Автор: Д. Мамин-Сибиряк
Название: « Оленёнок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta._vyborochnoe_izlozhenie.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Выборочное изложение, 3 класс.
Текст:
Оленёнок
Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня.
Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.
Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному. Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком. Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Емеля быстро поднялся и свистнул - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. (107 слов)
(Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»)
Анализ текста.
Автор: Д. Мамин-Сибиряк
Название: « Оленёнок»
- Количественный: В данном тексте 107слов, по объму подходит к требованиям программы начального обучения. В тексте 9 предложений, 3 абзаца.
- Качественный:
- Тип текста: Повествование с элементами описания (во второй части описание объекта, в третьей части – описание действия).
- Стиль текста: художественный стиль (книжный).
- Структура текста:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
- Смысловые части со структурой повествовательного типа текста:
- Завязка (начало событий) – «Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше»
- Развитие действия – «Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному. Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком»
- Кульминация (главный момент) – «Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье»
- Развязка (конец события) – «Емеля быстро поднялся и свистнул - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии»
- Составление плана-схемы изложения-описания под руководством учителя
Выбор материала из текста | Конструирование текста по схеме | Выборочное предложение |
2,3,4,9 предложение | Вступление. Общее впечатление. | Стоял желтенький теленок. |
Внешний вид. | Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. | |
Заключение | Маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. | |
- Связи между частями текста:
Части в данном тексте связаны между собой опорными словами или словами «мостиками».
Для первой части это слова: «стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня».
Вторая часть: « Это был прехорошенький олененок…»
Третья часть: «Емеля быстро поднялся и свистнул…»
- Языковые особенности текста: в тексте много определений, которые помогают представить объекты более ярко и выразительно;
много глаголов и глагольных форм с помощью их детализируются действия;
в тексте много сложных предложений;
в тексте присутствуют эпитеты, сравнение;
частотные орфограммы:
- правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне;
- правописание приставок и суффиксов;
- правописание парных согласных.
Вывод: Этот текст можно использовать для изложения.
Тема: Выборочное изложение по отрывку из рассказа Д. Мамин-Сибиряка «Емеля-охотник», 3 класс.
Задачи урока:
- Закрепление знаний о построении текста – повествования с элементами описания.
- Развивать умение определять тему и идею текста.
- Формировать умение сконструировать текст описания оленёнка на материале авторского текста.
Метапредметные (УУД):
- определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться с одноклассниками во время работы.
Личностные:
- обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
- понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Ход урока
Ход урока | Методическое обоснование | |
Наш урок из раздела «Развитие речи». Мы будем продолжать уиться писать изложение.
У. – О чём текст? У. – Каков тип текста? Докажите. Д. – Текст повествования с элементами описания (рассыпано по всему тексту). У – Как определили тему текста? Д – В рассказе идет речь о том, как старик охотился на оленёнка.
У - Сегодня мы будем учиться писать выборочное изложение рассказа «Описание оленёнка». Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план–схему к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них. У – Необходимо сконструировать текст на материале текста описания оленёнка. У – Нам нужно описать оленёнка. Описать так, чтобы могли представить, как он выглядит, тот, кто его не видел. У – Что нам нужно сделать? Д – Нам нужно найти предложения в тексте, которые помогут нам это сделать.
У – Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните карандашом те предложения, в которых передаётся описание оленёнка. Учащиеся должны подчеркнуть 2,3,4,9 предложение.
У – В процессе работы мы составим с вами план-схему, что поможет вам при написании изжложения. (план-схема составляется на доске и каждым ребёнко на листочке) У – С чего лучше начать описание предмета? У – Найдите то предложение из, подчёркнутых, с которого можно начать описание. Д – Это второе предложение. У – Значти второе предложение должно стать первым. У - Как построим второе предложение? Д - Нужно описать его внешний вид. У – Какие предложения передают описание его внешнеговида? Д – Это 3 и 4 предложение. У – Остаётся закончить описание. Д – Остаётся 9 предложение. У – Что нужно с ним сделать, чтобы им закончить изложение. Д – Нужно убрать первую часть предложения и оставить лишь ту, где говориться об оленёнке. У – Как составим предложение? | Установка на ознакомление с текстом и определение его типа и темы. Помогает определить вид работы. Подготовка к составлению плана-схемы изложения. Перечитывание текста учащимися. Выделение предложений в тексте, в которых передаётся описание оленёнка. Формулирование предложений, выбор и реконструирование предложений, связывание их между собой. Составление плана-схемы. | |
Выбор материала из текста | Конструирование текста по схеме | Выборочное предложение |
2,3,4,9 предложение | Вступление. Общее впечатление. | Стоял желтенький теленок. |
Внешний вид. | Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. | |
Заключение | Маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. |
У – Обратите внимание на слова, записанные в третьем столбике, как правильно пишутся слова. На какое они правило? Д – Безударные непроверяемые и проверяемые в корне слов. У – Найдите орфограмму. Докажите правильное написание. У – Есть ли в других словах орфограммы на другие правила? Назовите их и докажите правильное написание.
Сначала учитель читает , затем ещё раз учащиеся перечитывают самостоятельно.
| Прововодится работа по правильному правописанию слов из текста. Повторение содержания текста перед написанием изложения. Самостоятельная работа учащихся. Проверка изложения по плану-схеме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".
Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .
Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления, как одной из здоровье сберегающих технологий, позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...
Выборочное изложение по тексту Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
Оленёнок Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня....
Изложение с языковым анализом текста "Родничок"
Материал урока учит анализировать текст, подбирать синонимы к данным словам, учит выяснять лексическое значение слов, воспитывает бережное отношение к природе. Учащиеся продолжат работу по развитию ор...
Конспект урока "Выборочное изложение повествовательного текста" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:- уметь писать излож...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс
Тема: Подробное изложение с языковым анализом текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа текста с опо...