Изложение с языковым анализом текста "Родничок"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Митропольская Марина Владимировна

Материал урока учит анализировать текст, подбирать синонимы к данным словам, учит выяснять лексическое значение слов, воспитывает бережное отношение к природе. Учащиеся продолжат работу по развитию орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_s_yazykovym_analizom_teksta_rodnichok.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение с языковым анализом текста «Родничок».

Цели урока:

  1. учить анализировать текст; подбирать синонимы к указанным словам; выяснять лексическое значение слов.
  2. учить точному употреблению слов в тексте
  3. продолжать работу над развитием орфографической зоркости
  4. воспитывать бережное отношение к природе

  1. Чтение учителем стихотворения И. Бунина «Родник» под музыку (диск «Лучшие звуки природы» - журчание ручья)

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистый и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

О чём это стихотворение?

Кто из вас видел родник?

Что такое родник?

РОДНИК – выходящая, выбивающаяся на поверхность подземная вода. Подберите синонимы к слову родник - источник, ключ.

  1. Сообщение цели урока. Ознакомление с текстом.

Сегодня мы будем писать изложение текста, который называется «Родничок». Послушайте текст:

Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.

Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги. Теперь каждый мог испить холодной воды.

Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

  1. Анализ содержания.

О чём этот текст? (как мальчики нашли родник, очистили его)

Какие люди так поступают? Что вы можете сказать об этих мальчиках?

Какая главная мысль текста? (люди должны беречь природу, помогать ей, совершать добрые дела)

  1. Языковой анализ текста.

Прочитайте 1-ю часть.

Одного ли возраста мальчики?  Шурик – младше.

Какое любимое занятие было у мальчиков? (бродить по лесу)

Как сказать по-другому? Подберите синонимы к слову бродить.

БРОДИТЬ – ходить, идти.

Как вы думаете, почему автор употребил именно этот глагол?

Можно ХОДИТЬ по лесу? (можно, но БРОДИТЬ по лесу более точно)

ХОДИТЬ – двигаться, переступая ногами.

БРОДИТЬ – идти тихо в разное время в разных направлениях.

Что мальчики обнаружили на краю леса?

Как, по-вашему, почему автор написал, что ключ БИЛ? Слово употреблено в прямом или переносном значении?

Прочитайте предложение, каким ребята нашли ключ.

Какой глагол употребил автор? (засыпали)

Какой другой глагол можно использовать? (ЗАБРОСАЛИ)

ЗАСЫПАТЬ – покрыть слоем, падая, сыплясь сверху.

Глагол ЗАСЫПАЛИ более точный, поэтому автор использовал его.

Можно ли пользоваться таким ключом?

Родник был не виден, люди и жители леса не могли пользоваться чистой прохладной водой.

Прочитайте 2-ю часть.

Что решили сделать Шурик и Коля?

Как они действовали? Что сначала?  ОЧИСТИЛИ

Можно  сказать по-другому? ОСВОБОДИЛИ.

Более точный глагол у автора – ОЧИСТИЛИ: сделали чистым полностью.

Что мальчики сделали потом?

Что такое ЖЕЛОБОК?

ЖЕЛОБОК – длинное полукруглое углубление для стока воды.

Кто может показать руками? Для чего они это сделали?

Как они действовали дальше? ПРИЛАДИЛ

ПРИЛАДИЛ – приделал, приспособил.

Как вы понимаете это слово?

ПРИЛАДИЛ – ЛАД – ЛАДНО

                                ХОРОШО

                                ДОБРОТНО

Приделал – сделал без души, а приладил – сделал с душой.

Это слово сейчас употребляется редко. Оно близко к народной деревенской речи. С помощью этого слова автор показал доброту мальчиков.

Как же ручеёк откликнулся на доброту мальчиков? Прочитайте это предложение. Какие другие глаголы можно употребить?

 ЗАБЛЕСТЕЛ – засиял, засверкал, заискрился.

От радости глаза блестят, посуда блестит от чистоты.

Почему серебряные струйки? Серебро тоже блестит.  Почему быстро текли?

Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту лесу.

Какое предложение показывает, что мальчики старались не для себя?

КАЖДЫЙ – это кто? Человек, звери, птицы….

Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Что бы вам захотелось сделать?

Посмотрите, какой глагол дан в тексте? ИСПИТЬ

Почему не ВЫПИТЬ, не ПОПИТЬ?

ИСПИТЬ – немного отпить. Кто пил воду из родника? Вспомните ваши ощущения. Вода студёная, много не выпьешь.

Прочитайте 3-ю часть.

Кто же стал первым гостем чистого родника? Прочитайте это предложение.

Почему автор называет её бойкой? Как можно сказать иначе? Смелая, находчивая.

Что сделала птичка? Почему глаголы в таком порядке?

Почему УРОНИЛА? Как по-другому? ОПУСТИЛА

УРОНИЛА – наслаждалась прохладной водой. Как птицы пьют?

Я думаю, что вы заметили одну интересную деталь: вместо слов родник, клюв, птица автор использует слова ………………………………..…(спросить детей) ..клювик, родничок, птичка, струйки, ручеёк.

Автор с любовью относится к природе и своё отношение передаёт нам через этот текст.

5. Составление плана.

У каждого из вас есть полоски с названием частей. Расположите их последовательно.

КЛЮЧ В ЛЕСУ.

ОЖИВШИЙ РОДНИК.
ПЕРВАЯ ГОСТЬЯ.

Прочитайте, какой план получился. Сравните с планом на доске.

Учитель вывешивает план на доску.

6. Орфографическая подготовка.

Подготовимся к письму трудных слов.

На доске столбики слов. Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика?

Найдите в тексте слова с приставками и обозначьте их. Проверьте себя сами, на доске слова с приставками во 2-м столбике.

Бр…дить                                приехали                        

Ж…лобок                                засыпали                        

Х…л…дной                        очистили                

В…ды                                поправил                        

Руч…ёк                                приладил                        

Т…кли                                испить                        

Ур…нила                                заблестел

Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. ПЕСОК, РОДНИК.

7. Прочитайте ещё раз текст, откройте тетради, запишите название текста, напишите.

8. Проверьте свой текст. Несколько работ можно зачитать.

9. Итог. Мне хочется верить, что этот текст помог вам понять, что природу надо беречь, заботиться о ней. Тогда и она на добро откликнется добром.

Наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Методическая разработка этапа урока по написанию изложения (языковой анализ).

В данной разработке представлен опыт подробного языкового анализа текста....

Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...

Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом для 3 класса. Скворец

Предмет Русский языкКласс3Тема урока Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом Дидактическая цель Обучение изложениюПланируемые образовательные результатыЛи...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...