Синонимы Антонимы закрепление 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок подходит для закрепления тем Синонимы и антонимы во 2 классе. Также разработана презентация к уроку. Программа Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_antonimy_zakreplenie_2_klass.docx | 29.9 КБ |
otk.pptx | 840.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Антонимы. Синонимы»
Цель урока: учить подбирать синонимы, антонимы.
Планируемые результаты:
Предметные: - создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в
ходе монолога, диалога;
- находить слова-синонимы, слова-антонимы в тексте;
- работать со словарем;
- осуществлять самоконтроль при списывании посредством
орфографического чтения.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Коммуникативные Универс Уч Действ: - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять
вопросы по теме урока;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе.
- Уметь анализировать объекты
- Выделять общие признаки
- Формулировать понятие
- Сравнивать объекты (находить общее и отличия)
- Обобщать
- Искать информацию в словаре синонимов.
- Контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности
Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на
уроке; работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок; высказывать своё предположение.
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Мы тихонько вошли в класс.
Поздоровались учтиво.
За парты сели прямо и красиво.
Всем добрый день! Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.
Сегодня я приглашаю вас в удивительный, необыкновенный, волшебный, загадочный мир слов. И урок сегодня будет необычным. Мы будем юными исследователями. А исследователи это кто? (Люди, которые исследуют что-то..)
- Сегодня мы будем работать в группе. Группа – это когда несколько человек решают одну задачу или проблему. Для этого мы уже сели по группам. Это будет у нас команда. А в команде кто должен быть главным, отвечающим за своих друзей, членов команды (Командир). Итак, выбираем командира и вперёд!
2. Вот я написала на доске 3 слова: надо, хотим, можем. Предлагаю вам высказать свои мнения о том, что нам надо делать на сегодняшнем уроке, что мы хотим делать на уроке и что мы можем делать.
(Учитель выслушивает мнения, высказывания детей).
На доске:
надо | хотим | можем |
хорошо | учиться | записать |
думать | победить | вычислять |
стремиться | узнать | отгадывать |
отлично |
| отвечать |
активно |
| запоминать |
|
| работать в группе |
|
| дружить |
- Эти слова мы написали не просто, это будет нашим договором сегодняшнего урока.
- А прежде чем мы будем что-то исследовать, открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Нам нужно размять пальцы, и провести мин. Чистописания.
С с А а Са Ас собака
2. Чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, вам нужно разгадать кроссворд, который у вас на столе.
Я читаю вам пословицы, вы должны ее закончить.
- Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"
Задание для 1 команды
с | п | а | т | ь | |||||||
о | т | к | л | и | к | н | е | т | с | я | |
| т | о | н | е | т | ||||||
с | л | а | д | о | к | ||||||
| о | д | н | о | г | о | |||||
б | е | р | е | г | и | ||||||
м | а | ч | е | х | а | ||||||
с | с | о | р | ы |
Задание для 2 команды
| с | п | а | т | ь | |||||||
о т | к | л | и | к | н | е | т | с | я | |||
| т | о | н | е | т | |||||||
с | л | а | д | о | к | |||||||
о | д | н | о | г | о | |||||||
б | е | р | е | г | и | |||||||
м | а | ч | е | х | а | |||||||
с | с | о | р | ы |
Что же такое синонимы? Что такое антонимы?
Постановка проблемы.
- У меня для вас маленький подарок. Сегодня я принесла рассказ о стране лилипутов. Вы знаете кто такие лилипуты? (Это маленькие человечки).
- В стране лилипутов было всё маленькое: маленькие дома, маленькие улицы, маленькие деревья, маленькие животные, маленькие машинки...(небольшая пауза) (слайд 1)
- Нравиться ли вам мой рассказ? А можно я дальше продолжу: маленькие магазинчики... (нет, много раз повторяете слово “маленькие”).
- Как можно сделать так, чтобы он понравился вам? (изменить).
- А можно ли рассказ как то изменить, чтобы вам или другим понравился? (Да, поменять слово “маленькие” на другое слово).
3. Актуализация знаний.
- Итак, юные исследователи, давайте ставим цель нашей работы (учитель пишет на доске – Цель: сделать новый рассказ).
- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.
- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.
- Эти слова не простые. Это то, что нужно для нашей исследовательской деятельности. Вы должны ставить их в том порядке, каком должен идти наша исследовательская деятельность.
(ученики по группам упорядочивают карточки со словами).
В идеале это должно выглядеть так:
1. Думать
2. Искать
3. Экспериментировать
4. Наблюдать
5. Контролировать
6. Оценивать.
После того, как слова будут стоять в определенном порядке, учитель показывает слайд 2.
- А теперь мы будем выяснять что мы будем думать, искать, экспериментировать, наблюдать, контролировать и оценивать. То есть будем уточнить наши действия.
(учитель сразу печатает на слайде ответы детей, т.е. ответы которые наиболее подходят по смыслу).
Слайд 3
1.Думать | О рассказе. |
2.Искать | Подбираем слова, чтобы заменить слова “маленькие”. |
3.Экспериментировать | Составляем новый рассказ. |
4.Наблюдать | За рассказом. |
5.Контролировать | Правильно ли составили рассказ. |
6.Оценивать. | Нашу работу. |
4. Разрыв между знанием и незнанием.
- Итак, так как мы думаем уже о рассказе, наша задача уже искать и экспериментировать.
(Работа в группах. Каждой группе дается лист А4, цветной карандаш, фломастеры).
- Сейчас вы будете искать слова для замены, чтобы получился свой рассказ. А также будете делать пиктограмму. Что такое пиктограмма вы уже знаете (Изображение в виде рисунка или символа). 1группа ищет слова синонимы, а 2 группа – слова антонимы.
- Командиры распределяем роли: кто будет писать, а кто рисовать, что удачнее получился проект.
Слайд 4.
5. Контроль.
- Итак, группы закончили свой проект рассказа. Выбираем выступающего и выходим по одному, чтобы защитить свой проект рассказа “страна лилипутов”. А остальные наблюдаем за рассказами, контролируем: правильно ли составлен рассказ.
Образец работы:
В стране лилипутов всё было маленькое: крохотные дома, малюсенькие улице, низенькие деревья, миниатюрные животные...
(группы по одному защищают свой проект).
- Чей рассказ понравился? Давайте, наблюдаем – всё ли маленькое?
(если подобраны другие по смыслу слова уточняются).
Слушаем вторую команду. У вас получился рассказ «страна великанов»
В стране великанов все было большое: огромные дома, громадные улицы, …
6. Поиск ответа на поставленный вопрос.
- Подведем итог. У нас какая проблема была?
(Заменить слово “маленькие” словами-синонимами, и словами-антонимами).
- Что получили?
(Нашли разные слова, которые заменили одно слово “маленькие”).
- То, что мы сказали, будем писать.
(Учитель пишет на доске, ученики в тетрадях).
Маленькие –
А в русском языке это явление будет называться синонимами.
Синонимы – это когда несколько слов имеют одно понятие.
Маленькие – великий, огромный, громадный, огромный.
Это слова антонимы.
Интеграция на коми язык.
Мы с вами уже второй год изучаем коми язык, и знаем уже много слов.
Сейчас ваша задача, этот рассказ, который у вас получился. Перевести на коми язык. Я вам дам начало рассказа, а вы продолжите.
Ичот карын волi ставыс ичот: и керкаяс, и уличаяяс, и пуяс, и пемосъяс.
Ыджыд карын волi ставыс ыджыд:
9. Подведение итога работы.
- О чём сегодня говорили? (О синониме и антониме).
- Какую работу выполняют синонимы? (Они позволяют нам не повторяться, нашу речь делаю богаче).
-А какую работу выполняют антонимы?
- Принимаем ли исправленные работы, то есть ваши проекты рассказа? (Да).
- Делаем вывод: синонимы и антонимы нужные вещи.
- Мы соблюдали ли наш договор?
- Вы удовлетворены своей работой, своим проектом рассказа?
(Рефлексия учащихся).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страна лилипутов
1.Думать 2.Искать 3.Экспериментировать 4.Наблюдать 5.Контролировать 6.Оценивать.
1.Думать О рассказе. 2.Искать Подбираем слова, чтобы заменить слова «маленькие». 3.Экспериментировать Составляем новый рассказ. 4.Наблюдать За рассказом. 5.Контролировать Правильно ли составили рассказ. 6.Оценивать. Нашу работу.
В стране лилипутов всё было маленькое: __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________
В стране великанов всё было большим: __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________
Ичӧт карын ставыс вӧл i ичӧт: _ичӧт _керкаяс______________________ _ичӧт _уличаяс___________________ _ ичӧт _пуяс_______________________ _ ичӧт __пемӧсъяс_______________________ _ ичӧт _машинаяс_______________________
Ыджыд карын ставыс вӧл i ыджыд : _ыджыд керкаяс________ _ыджыд уличаяс____________ _ыджыд пуяс________________ _ыджыд пемӧсъяс____________ _ыджыд машинаяс____________
мне было интересно … я научился … особенно понравилось …. оказалось неожиданным… Сегодня на уроке
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"
Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».
Данный урок в разделе «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...
Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"
Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...
Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....
Конспект урока "Синонимы, антонимы, омонимы". Урок закрепления.
Цель:1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.Задачи урока:...