Конспект урока "Синонимы, антонимы, омонимы". Урок закрепления.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Давиденко Екатерина Анатольевна

Цель:

1. Создание условия для развития речи детей, расширение  их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy_antonimy_omonimy_moy_urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Тип урока: Урок закрепление

Цель:

1. Создание условия для развития речи детей, расширение  их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.

2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Задачи урока:

1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;

2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

3) показать роль синонимов и антонимов в речи;

4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;

5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;

8) повышать культуру речи.

Оборудование:  учебник автора Л.Ф. Климанова,  УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.

А теперь послушайте меня внимательно:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая, наша Родина большая,

Необъятная страна. (В. Степанов)

Скажите пожалуйста о чём это стихотворение? (о Родине, о стране)

А какие чувства у вас вызывает слово Родина?

Очень приятно слышать от вас эти ответы!

  1. Актуализация знаний

У. - Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?

(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни. 

Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию. 

Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге. 

На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно! 
Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)

У. - Какой раздел мы с вами изучаем?

Д.  - Слово и его значение.

  1. Самоопределение к деятельности

У. – Давайте вернемся к нашим рабочим листам и выполним первое задание. ….прочитай нам вслух как оно звучит.

Д. - Подбери однокоренные слова к слову Родина. (родной, родитель, народ….)

У. – Выделите корень во всех словах, назовите его. (род)  

У. – Смотрите дальше – мы видим перед собой облачко слов, кто готов в этом облаке прочитать все существительные…….. теперь все прилагательные….. все глаголы Молодцы!

  1. Работа по теме урока

1. У. -  Продолжаем работу в рабочих листах и слушаем очень внимательно задание ко второму пункту – вам нужно из этого облака слов найти слова близкие по значению к слову Родина (Отечество) а теперь Родина какая (близкая, любимая) Родина что делает? (заботится, оберегает)

Д. -

У. – Что за слова мы сейчас с вами подбирали?

Д. – Синонимы.

У. – Запишите ниже на красной строчке.

- Давайте сформулируем что такое синонимы.

Д. – Синонимы – это слова близкие по значению, но разные по написанию.

У. – Молодцы!

Следующим заданием в наших рабочих листах будет, найти и записать слова противоположные по смыслу.

Д. – Родина-чужбина

        Близкая – далекая

        Оберегает – уничтожает

У. – А это что за слова?

Д.- Антонимы

У. – Кто мне мне может сказать – что такое антонимы?

Д.- Антонимы – это слова противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию.

У. – Вы большие молодцы!

Ну и осталось нам с вами найти что?

Д. – омонимы

У. – А что за слова такие  - омонимы?

Д.- Слова, которые могут быть одинаковыми при написании и звучании, но при этом различные по смыслу.

У.- Молодцы! Давайте найдем.

Д.- мир, худой, разболтать.

Отлично. Справились.

  1. Физминутка  

Физкультминутка с использованием антонимов.

  1. Продолжение работы по теме урока

У. – Как вы думаете, для чего вам нужно изучать тему синонимов и антонимов?

Д.- Для того, чтобы развивать свою речь, более точно выражать свои мысли

У.- А  в чем в школе нам помогает знание синонимов и антонимов?

Д.- в написании сочинений, синквейнов.

У. – Давайте откроем учебник на стр. 104 и сравним то, что мы сказали о синонимах, антонимах и омонимах с тем, что написано в учебнике.

Д. – Читает в слух.

У. – Правы мы были?

Д.- Да.

 - Теперь открываем свои тетрадки, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим ровненько, красиво прописываем строчку с буквой….,

Списываем с доски пословицы, вставляя пропущенные буквы. (Худой мир лучше доброй ссоры. Где родился там и пригодился. Родина мать – умей за нее постоять.)

Обменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте правильно ли он написал.

Поднимите руки у кого нет ошибок. Вы большие молодцы!

 

Закрываем учебник. Переворачиваем свой рабочий лист. Задание 5.Первую часть задания вы выполните в рабочем листе. ……прочитает нам текст и задание, а все остальные следят и думают над выполнением.

Моя Родина – Россия. В этой стране я родился и здесь живу. Мне совсем не хочется уезжать из России, здесь живут мои родные и близкие люди.

Задание: найди и запиши синонимы (Родина – Россия, родные - близкие)

А вторую часть задания вы выполните самостоятельно, записав полученный текст в тетрадь, заменяя выделенные слова антонимами.

Один зачитывает вслух полученный текст.

  1. Рефлексия

У. - Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам продолжить предложения в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли? 

И последнее вы видите в конце листа три квадратика – зеленый, желтый, красный – я прошу вас поставить галочку в зеленом – если вам все было понятно на уроке и ничего не вызывало затруднений, в желтом – если еще остались какие-то недопонимания и в красном если совсем ничего не понятно.

За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.

  1. Итог урока.

У. - Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)

Удалось нам их решить?

  1. Домашнее задание

У. – Открываем дневники, записываем дом. Задание – упр.163 в учебнике.

Готовимся к следующему уроку, рабочие листы соберет дежурный, и оставит у меня на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы Тип урока : повторение изученного материала

Данный урок 3 по теме « Слово и его значение».  Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний в 1-3классах.Учебный матери...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в гр...

Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Тема: "Синонимы. Антонимы. Омонимы".

Урок изучение нового материала в виде технологической карты. Используемые технологии: научно-поисковые, групповая, парная работа. Виды оценивания: самооценка, взаимооценивание....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя:Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и вырази...