Конспект урока "Синонимы, антонимы, омонимы". Урок закрепления.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Цель:
1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.
2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Задачи урока:
1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;
2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
3) показать роль синонимов и антонимов в речи;
4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;
5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;
8) повышать культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_antonimy_omonimy_moy_urok.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.
Тип урока: Урок закрепление
Цель:
1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.
2. Формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Задачи урока:
1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;
2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
3) показать роль синонимов и антонимов в речи;
4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;
5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;
8) повышать культуру речи.
Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», мультимедийный проектор, презентация, лист для работы на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
У. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их.
А теперь послушайте меня внимательно:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда какая, наша Родина большая,
Необъятная страна. (В. Степанов)
Скажите пожалуйста о чём это стихотворение? (о Родине, о стране)
А какие чувства у вас вызывает слово Родина?
Очень приятно слышать от вас эти ответы!
- Актуализация знаний
У. - Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык?
(Ответы детей : Это богатый язык, он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Примером красоты и выразительности русского языка служат произведения поэтов и писателей, русские народные сказки и песни.
Если бы не было языка, то не было бы имени у меня и у тебя. Без языка мы бы не смогли делиться эмоциями, впечатлениями, передавать информацию.
Язык постоянно изменяется. В связи с развитием общества появляются новые слова и выражения. Молодежь разговаривает на своём особенном языке – сленге.
На русском языке пишут книги, делают различные компьютерные игры, программы. Я стремлюсь узнать много нового о русском языке и хочу, чтобы он существовал вечно!
Язык может поссорить людей или помирить, может огорчить или порадовать.)
У. - Какой раздел мы с вами изучаем?
Д. - Слово и его значение.
- Самоопределение к деятельности
У. – Давайте вернемся к нашим рабочим листам и выполним первое задание. ….прочитай нам вслух как оно звучит.
Д. - Подбери однокоренные слова к слову Родина. (родной, родитель, народ….)
У. – Выделите корень во всех словах, назовите его. (род)
У. – Смотрите дальше – мы видим перед собой облачко слов, кто готов в этом облаке прочитать все существительные…….. теперь все прилагательные….. все глаголы Молодцы!
- Работа по теме урока
1. У. - Продолжаем работу в рабочих листах и слушаем очень внимательно задание ко второму пункту – вам нужно из этого облака слов найти слова близкие по значению к слову Родина (Отечество) а теперь Родина какая (близкая, любимая) Родина что делает? (заботится, оберегает)
Д. -
У. – Что за слова мы сейчас с вами подбирали?
Д. – Синонимы.
У. – Запишите ниже на красной строчке.
- Давайте сформулируем что такое синонимы.
Д. – Синонимы – это слова близкие по значению, но разные по написанию.
У. – Молодцы!
Следующим заданием в наших рабочих листах будет, найти и записать слова противоположные по смыслу.
Д. – Родина-чужбина
Близкая – далекая
Оберегает – уничтожает
У. – А это что за слова?
Д.- Антонимы
У. – Кто мне мне может сказать – что такое антонимы?
Д.- Антонимы – это слова противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию.
У. – Вы большие молодцы!
Ну и осталось нам с вами найти что?
Д. – омонимы
У. – А что за слова такие - омонимы?
Д.- Слова, которые могут быть одинаковыми при написании и звучании, но при этом различные по смыслу.
У.- Молодцы! Давайте найдем.
Д.- мир, худой, разболтать.
Отлично. Справились.
- Физминутка
Физкультминутка с использованием антонимов.
- Продолжение работы по теме урока
У. – Как вы думаете, для чего вам нужно изучать тему синонимов и антонимов?
Д.- Для того, чтобы развивать свою речь, более точно выражать свои мысли
У.- А в чем в школе нам помогает знание синонимов и антонимов?
Д.- в написании сочинений, синквейнов.
У. – Давайте откроем учебник на стр. 104 и сравним то, что мы сказали о синонимах, антонимах и омонимах с тем, что написано в учебнике.
Д. – Читает в слух.
У. – Правы мы были?
Д.- Да.
- Теперь открываем свои тетрадки, пишем сегодняшнее число, классная работа. Сидим ровненько, красиво прописываем строчку с буквой….,
Списываем с доски пословицы, вставляя пропущенные буквы. (Худой мир лучше доброй ссоры. Где родился там и пригодился. Родина мать – умей за нее постоять.)
Обменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте правильно ли он написал.
Поднимите руки у кого нет ошибок. Вы большие молодцы!
Закрываем учебник. Переворачиваем свой рабочий лист. Задание 5.Первую часть задания вы выполните в рабочем листе. ……прочитает нам текст и задание, а все остальные следят и думают над выполнением.
Моя Родина – Россия. В этой стране я родился и здесь живу. Мне совсем не хочется уезжать из России, здесь живут мои родные и близкие люди.
Задание: найди и запиши синонимы (Родина – Россия, родные - близкие)
А вторую часть задания вы выполните самостоятельно, записав полученный текст в тетрадь, заменяя выделенные слова антонимами.
Один зачитывает вслух полученный текст.
- Рефлексия
У. - Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать вам продолжить предложения в рабочих листах. Пишут на листах. Кто желает зачитать свои мысли?
И последнее вы видите в конце листа три квадратика – зеленый, желтый, красный – я прошу вас поставить галочку в зеленом – если вам все было понятно на уроке и ничего не вызывало затруднений, в желтом – если еще остались какие-то недопонимания и в красном если совсем ничего не понятно.
За работу на уроке оценки получат все, я соберу ваши рабочие листы, проверю все задания и выставлю оценки.
- Итог урока.
У. - Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.)
Удалось нам их решить?
- Домашнее задание
У. – Открываем дневники, записываем дом. Задание – упр.163 в учебнике.
Готовимся к следующему уроку, рабочие листы соберет дежурный, и оставит у меня на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"...
Открытый урок русского языка по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы"
Открытый урок русского языка в 4 классе...
Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы Тип урока : повторение изученного материала
Данный урок 3 по теме « Слово и его значение». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний в 1-3классах.Учебный матери...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в гр...
Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Тема: "Синонимы. Антонимы. Омонимы".
Урок изучение нового материала в виде технологической карты. Используемые технологии: научно-поисковые, групповая, парная работа. Виды оценивания: самооценка, взаимооценивание....
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс
Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс
Цели деятельности учителя:Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и вырази...