Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochkaya_programma_russkiy_yazyk_1_klass.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Пояснительная записка
Количество часов: всего-165часов, в неделю-5 часов
1 полугодие - 80 часов
2 полугодие -85 часов
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В 1 полугодии 1 класса предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте», обеспечивается учебником «Букварь», ч.1 (авт. Л.Е.Журова, О.А. Евдокимова), рабочими тетрадями «Прописи №1, 2, 3) (авт. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова).
Во 2 полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Русский язык» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), рабочими тетрадями «Русский язык № 1, 2» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Место учебного предмета в учебном плане
Объем программы: на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю),
из них 80 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 часов в неделю),
85 часов на второе полугодие (17 учебных недель по 5 часов в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Предметными результатами являются: знания о правилах речевого этикета, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания ( в объёме изученного); умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Содержание учебного предмета, курса
Содержательная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Примечание | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. Предложение и слово | Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове. | 6ч | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | Понятия: слово, слог, предложение ударение | различать: звук, слог, слово; - слово и предложение; - ударный и безударный слоги; называть, приводить примеры: слов, называющих предметы; решать учебные и практические задачи: выделять предложение и слово из речевого потока;
| |
2. Звуки и буквы | Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит. | 20 ч | Понятия: звук и буква. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки Алфавит. | различать: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; - звук, слог, слово; называть, приводить примеры: звуков: гласных, согласных (мягких, мягких и твердых); кратко характеризовать: качественные признаки звуков; - усло правила выбора и написания буквы г гласного звука после мягких и и твёрдых согласных решать учебные и практические задачи: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов;
| ||
3. Чтение и письмо | Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) | 64ч | Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | решать учебные и практические задачи: выделять предложение и слово из речевого потока; проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением; писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; ставить точку в конце предложения; грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ). | ||
4. Развитие речи | Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма. | 75ч | Понятия: текст, план, рифма. | Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану. |
Календарно - тематическое планирование на первое полугодие
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды деятельности | Наглядные пособия | Примечания | |||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||
1 | Ориентировка на странице прописей. Рисование линий в заданном направлении. | 1 | открытие нового знания | Демонстрировать понимание функции речи, используя устную речь Воспроизводить заданный учителем образец общения Моделировать предложение | плакат | |||||||||||||
2 | Рисование прямых линий . | 1 | общеметодологической направленности | Использовать речь в различных ситуациях общения. Моделировать предложение Наблюдать: определять количество слов в предложении. | плакат | |||||||||||||
3 | Рисование прямых и наклонных линий | 1 | открытие нового знания | Различать устную речь и письменную Соотносить слова с картинками Различать слово в составе предложения | модели | |||||||||||||
4 | Знакомство с понятиями «параллельные линии» | 1 | общеметодологической направленности | Различать понятия «слева», «справа», «верх», «низ» | ||||||||||||||
5 | Письмо прямых и наклонных линий. Штриховка | 1 | общеметодологической | Различать слово в составе предложения Различать параллельные линии Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | схемы | |||||||||||||
6 | Проведение параллельных линий в разных направлениях | 1 | закрепление новых знаний | Группировать слова по первому звуку (последнему звуку) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | схемы | |||||||||||||
7 | Проведение линий в заданном направлении | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые - мягкие согласные звуки) | картинки | |||||||||||||
8 | Проведение параллельных и непараллельных линий | 1 | открытие нового знания | Анализировать слова по звукам Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые - мягкие согласные звуки) Производить звуковой анализ слова | схемы | |||||||||||||
9 | Рабочая строка | 1 | открытие нового знания | Различать овал от полуовала | карточки | |||||||||||||
10 | Письмо линий и полуовалов | 1 | открытие нового знания | Производить звуковой анализ слова Различать рабочую строку. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | схемы | |||||||||||||
11 | Рабочая строка и междустрочное пространство. Полуовалы и параллельные линии | 1 | открытие нового знания | Производить звуковой анализ Выкладывать слова из разрезной азбуки | модели | |||||||||||||
12 | Письмо длинных и высоких наклонных параллельных линий | 1 | открытие нового знания | Производить сравнительный анализ слов Выкладывать слова из разрезной азбуки Сопоставлять слова различающиеся одним звуком | картинки | |||||||||||||
13 | Письмо зигзагов | 1 | открытие нового знания | Анализировать слова по звуковой структуре Производить сравнительный анализ слов Выкладывать слова из разрезной азбуки | картинки | |||||||||||||
14 | Диагностика. Письмо линий с закруглением вправо | 1 | общеметодологической направленности | Различать овал и круг | ||||||||||||||
15-16 | Овал, полуовал Письмо линий в заданном направлении | 2 | рефлексия | Объяснять (характеризовать), пояснять, (формулировать) функцию гласной буквы Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | модели слов | |||||||||||||
17 | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а» | 1 | открытие нового знания | Различать гласный и согласный звук Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | картинки | |||||||||||||
18 | Знакомство с буквой «Я, я ». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
19 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | загадки | |||||||||||||
20 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами. | 1 | общеметодологической направленности | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв | карточки | |||||||||||||
21 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». | 1 | открытие нового знания | Моделировать звуковой состав слова с заданным звуком Группировать слова по первому звуку(последнему звуку) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | картинки | |||||||||||||
22 | Письмо заглавной и строчной буквы «Е, ё». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
23 | Буква «ё» в начале слова. | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | модели | |||||||||||||
24 | Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». | 1 | общеметодологической направленности | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | модели | |||||||||||||
25 | Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. | 1 | открытие нового знания | Закрепление написания изученных букв и их элементов | картинки | |||||||||||||
26 | Письмо заглавной и строчной буквы « Ю, ю ». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Анализировать поэлементный состав букв Сравнивать начертания заглавных и строчных букв Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | картинки | |||||||||||||
27 | Закрепление правил обозначения звуков [у], [о], [а] буквами. | 1 | общеметодологической направленности | Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | таблица | |||||||||||||
28 | Знакомство с буквой « Э, э». Письмо заглавной и строчной буквы «Э. э». | 2 | открытие нового знания | Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
29 | Письмо заглавной и строчной буквы « Е, е ». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
30 | Письмо изученных букв | Вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов. | ||||||||||||||||
31 | Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами. | 1 | общеметодологической направленности | Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные ошибки Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения предложенным образцом. | таблица | |||||||||||||
32 | Письмо строчной буквы «ы». | 1 | открытие нового знания | Группировать звуки по заданному основанию Характеризовать звуки | карточки букв | |||||||||||||
33 | Знакомство с буквой « И, и». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | загадки | |||||||||||||
34 | Отработка написания изученных букв | 1 | общеметодологической направленности | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | рисунки | |||||||||||||
35 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости- мягкости согласных звуков. | 1 | рефлексия | Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные ошибки Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных | веер с буквами | |||||||||||||
36 | Урок закрепления | 1 | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | |||||||||||||||
37 | Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». | 1 | открытие нового знания | Определять задуманное слово по его лексическому значению Выкладывать слова из разрезной азбуки | карточки | |||||||||||||
38 | Знакомство с буквой «Н, н». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | карточки | |||||||||||||
39 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | картинки | |||||||||||||
40 | Письмо изученных букв, слогов, слов | 1 | рефлексия | Сопоставлять слова, написанные печатным и письменным шрифтом | схемы | |||||||||||||
41 | Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». | 1 | открытие нового знания открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
42 | Письмо заглавной и строчной буквы « И,й». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
43 | Введение понятия «слог». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове Подбирать слова с заданным количеством слогов. | схемы | |||||||||||||
44 | Отработка написания изученных букв. | 1 | рефлексия | Восстанавливать деформированные предложения | рисунки | |||||||||||||
45 | Письмо с изученными буквами | 1 | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | |||||||||||||||
46 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г,г». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | картинки | |||||||||||||
47-48 | Письмо заглавной и строчной буквы «К. к». | 2 | открытие нового знания | Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами | карточки | |||||||||||||
49-50 | Дифференциация букв «Г,г - К.к». | 2 | общеметодологической направленности | Определять парные по глухости-звонкости. | ||||||||||||||
51 | Письмо заглавной и строчной буквы « 3,з». | 1 | открытие нового знания | Восстанавливать деформированные предложения | схемы | |||||||||||||
52 | Письмо заглавной и строчной буквы « С,с». | 1 | открытие нового знания | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | схемы | |||||||||||||
53 | Дифференциация б\кв «3,з~ С,с» | 1 | общеметодологической направленности | Соотносить звук и соответствующую ему букву Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | таблица | |||||||||||||
54 | Письмо заглавной и строчной буквы « Д, д». | 1 | открытие нового знания | Сопоставлять звуки [з] и [с] по глухости- звонкости | таблица | |||||||||||||
55 | Письмо слов и предложений с буквами Д, д | Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения Писать под диктовку и списывать с рукописного текста с предварительным анализом и проверкой написанного | ||||||||||||||||
56 | Урок закрепления | Восстанавливать деформированные предложения | ||||||||||||||||
57 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т,т». | 1 | открытие нового знания | Производить звуковой анализ слов Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | таблица | |||||||||||||
58 | Дифференциация букв « Д, д- Т.т». | 1 | общеметодологической направленности | Закреплять навыки плавного слогового чтения | картинки | |||||||||||||
59 | Письмо заглавной и строчной буквы « Б,б». | 1 | открытие нового знания | Закреплять навыки плавного слогового чтения | карточки | |||||||||||||
60 | Урок закрепления | 1 | Определять парные по глухости-звонкости. | |||||||||||||||
61 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | 1 | открытие нового знания | Закреплять навыки плавного слогового чтения | схемы | |||||||||||||
62 | Дифференциация букв Б, б и П, п | 1 | Производить звуковой анализ слов Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | |||||||||||||||
63 | Письмо заглавной и строчной буквы « В, в». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | таблица | |||||||||||||
64 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». | 1 | открытие нового знания | Моделировать звуковой состав слова Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | рисунки | |||||||||||||
65 | Письмо заглавной и строчной буквы « Ж,ж». | 1 | открытие нового знания | Моделировать звуковой состав слова Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | таблица | |||||||||||||
67 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». | 1 | открытие нового знания | Оценивать правильность предложенной характеристики звука Находить допущенные ошибки | таблица | |||||||||||||
68 | Дифференциация букв Ж,ж и Ш,ш, | 1 | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | |||||||||||||||
69 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». | 1 | открытие нового знания | Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из 3-5 слов со звуками в сильной позиции Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения | картинки | |||||||||||||
70 Письмо слов | Письмо слов и предложений с сочетан. «ча-чу» | 1 | Определять парные по глухости-звонкости Моделировать буквы из набора различных элементов Сравнивать написанные буквы с предложенным образцом | |||||||||||||||
71 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». | 1 | Находить «опасные места» на месте парных по глухости-звонкости согласных | |||||||||||||||
72 | Письмо заглавной и строчной буквы « Х,х». | 1 | открытие нового знания | Списывать с рукописного текста с предварительным анализом и проверкой написанного | картинки | |||||||||||||
73 | Письмо заглавной и строчной буквы» Ц, ц». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||||||||
74 | Письмо слов и предложений с буквами Щ, щ | 1 | открытие нового знания | Производить звуковой анализ слов | ||||||||||||||
75 | Урок закрепления | 1 | рефлексия | Отработать правила написания гласных после [ч'] и [щ'] Анализировать текст Находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу | ||||||||||||||
76 – 77 | Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». Письмо строчной буквы «ь», Слова с разделительным мягким знаком | 2 | открытие нового знания рефлексия | Производить звуковой анализ слов | рисунки таблица | |||||||||||||
78 | Письмо строчной буквы «ъ». | 1 | открытие нового знания | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами | таблица | |||||||||||||
79 | Диагностика | 1 | развивающий контроль | Моделировать звуковой состав слова Записывать под диктовку отдельные слова и предложения Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения Оценивать правильность предложенной, характеристику звука Находить допущенные ошибки Объяснять функцию буквы Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами | таблица веер | |||||||||||||
80 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. | 1 | рефлексия общеметодологической направленности | Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные ошибки Воспроизводить алфавит Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные ошибки Воспроизводить алфавит | ||||||||||||||
Календарно - тематическое планирование на второе полугодие
п/п | Тема урока | Дата изучения | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды деятельности | Наглядные пособия | Примечания | |
план | факт | |||||||
Послебукварный период | 69 | |||||||
1 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании | 1 | открытие нового знания | Знать о значении речи, об алгоритме списывания. | Схемы | |||
2 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании | 1 | рефлексия | Уметь выполнять звуковой анализ слов | ||||
3 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения | 1 | открытие нового знания | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений | схемы | |||
4 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания. Интонация предложений, восклицательный знак | 1 | открытие нового знания | Знать о восклицательной информации и восклицательном знаке в предложении | таблицы | |||
5 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании | 1 | общеметодологической направленности | Уметь начать, поддержать, закончить разговор | схемы | |||
6 | Речевой этикет: слова просьбы, извинения и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | 1 | открытие нового знания | Знать нормы речевого этикета. Уметь задавать вопрос к словам, обозначающим предмет | таблицы | |||
7 | Речевой этикет: слова просьбы, извинения и благодарности. Знаки препинания в конце предложения | 1 | открытие нового знания | Уметь расставлять знаки препинания, различать собственные и нарицательные имена | ||||
8 | Речевой этикет: ситуация знакомства, правописание имён собственных. | 1 | общеметодологической направленности | Уметь правильно писать имена собственные и предложения с соблюдением гигиенических норм | таблицы | |||
9 | Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при обращении | 1 | открытие нового знания | Знать нормы речевого этикета, уметь находить собственные имена | ||||
10 | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст | 1 | открытие нового знания | Знать речевые и языковые средства, сообщающие свой возраст | схемы | |||
11 | Отработка порядка списывания и правила правописания собственных имён существительных. | 1 | рефлексия | Уметь составлять и записывать предложения, писать заглавную букву в именах собственных | ||||
12 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какие?», «какой?», «какая?». | 1 | общеметодологической направленности, | Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности | алфавит | |||
13 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем. | 1 | рефлексия | Знать о слогоударной схеме слова, уметь делить слова на слоги | ||||
14 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какие?», «какой?», «какая?». | 1 | рефлексия | Уметь соотносить слова с заданной моделью, ставить к словам вопросы, использовать при описании сравнени | ||||
15 | Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем | 1 | общеметодологической направленности | Знать о правописании заглавной буквы в имёнах собственных. Уметь называть точный домашний адрес | схемы | |||
16 | Письменная речь: оформление адресата на конверте или открытке. Правила переноса слов. | 1 | рефлексия | Знать свой домашний адрес, правило переноса слов. Уметь применять правило переноса. | ||||
17 | Письменная речь: оформление адресата на конверте или открытке. Правила переноса слов. | 1 | открытие нового знания | Уметь называть малую родину и страну, в которой родился, записывать свой адрес на конверте | таблицы | |||
18 | Правила переноса слов. | 1 | рефлексия | Знать правила переноса слов | ||||
19 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке | 1 | общеметодологической направленности | Уметь составлять текст на заданную тему, делить слова на слоги, объяснять значение слов | карточки рисунки | |||
20 | Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. | 1 | рефлексия | Уметь выделять в словах ударение, ставить к слову вопрос | таблицы | |||
21 | Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. | 1 | открытие нового знания рефлексия | Знать о профессии родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов | схемы | |||
22 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?». | 1 | открытие нового знания | Знать о профессии родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов | ||||
23 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила написания сочетаний жи – ши. | 1 | общеметодологической направленности | Знать нормы речевого этикета, о правописании гласных после шипящих | схемы рисунки | |||
24 | Повторение правила написания сочетаний жи – ши. | 1 | рефлексия | Уметь писать гласную после шипящих | ||||
25 | Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. | 1 | общеметодологической направленности | Уметь работать со звуковыми моделями слов. Знать о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу. | схемы | |||
26 | Повторение правила правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. | 1 | рефлексия | Уметь писать гласную после шипящих | ||||
27 | Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?» | 1 | общеметодологической направленности | Уметь составлять небольшие рассказы, ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении | схемы рисунки | |||
28 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», | 1 | открытие нового знания | Уметь пользоваться диалогической речью. Знать о словах, которые нельзя переносить | таблицы | |||
29 | Речевая ситуация: интересы. Знакомство с родственными словами. | 1 | открытие нового знания | Знать о родственных словах и уметь их различать, списывать текст | ||||
30 | Закрепление понятия родственные слова | 1 | рефлексия | Знать о родственных словах. Уметь различать родственные слова | ||||
31 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». | 1 | рефлексия | Уметь различать родственные слова, ставить к словам вопросы. Знать буквы, которые обозначают два звука | ||||
32 | Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения. | 1 | общеметодологической направленности | Уметь расставлять знаки препинания. Знать парные по глухости-звонкости согласные | таблицы | |||
33 | Правила правописания сочетаний жи – ши. Письменная речь: объявление. | 1 | рефлексия | Уметь писать объявления, записывать слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу. | ||||
34 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | 1 | открытие нового знания | Знать, что такое устойчивые сочетания слов. Уметь записывать слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу. | карточки | |||
35 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | 1 | рефлексия | Уметь находить устойчивые сочетания слов, ставить вопросы к словам | ||||
36 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа. Повторение правила переноса слов | 1 | рефлексия | Уметь применять правила переноса слов, записывать слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу, списывать текст | карточки | |||
37 | Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какие?», «какой?», «какая? | 1 | общеметодологической направленности | Уметь восстанавливать деформиро- ванный текст, находить слова, обозначающие признак предмета | ||||
38 | Написание собственных имён существительных. | 1 | открытие нового знания | Уметь писать собственные имена существительные | ||||
39 | Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи-ши. | 1 | общеметодологической направленности | Уметь описывать своего домашнего питомца, списывать предложения | таблицы | |||
40 | Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа | 1 | открытие нового знания | Уметь проводить звуковой анализ слова, списывать предложения | схемы рисунки | |||
41 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам | 1 | общеметодологической направленности | Уметь определять количество букв и звуков в словах, объяснять устойчивые выражения | схемы рисунки | |||
42 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща | 1 | рефлексия | Уметь соотносить звуковые модели, писать жи-ши, ча-ща | ||||
43 | Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка списывания | 1 | открытие нового знания | Уметь списывать по алгоритму | карточки | |||
44 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы | 1 | общеметодологической направленности | Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью, уметь списывать и задавать вопросы | схемы рисунки | |||
45 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Сочетания чу-щу, ча-ща | 1 | открытие нового знания | Уметь писать гласную после шипящих, ставить вопросы кто? что? | таблицы | |||
46 | Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании | 1 | общеметодологической направленности | Уметь выделять ударение в словах, называть в словах безударные гласные | таблицы | |||
47 | Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в слове | 1 | общеметодологической направленности | Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении, правило о написании безударных гласных | таблицы словари | |||
48 | Правило правописания безударного проверяемого гласного в слове | 1 | открытие нового знания | Уметь применять правило о написании безударной гласной | ||||
49 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. | 1 | общеметодологической направленности | Знать речевые и языковые средства, используемые при общнии, о функции ь | схемы | |||
50 | Знакомство с транскрипцией. Повторение функций ь. | 1 | открытие нового знания | Уметь записывать слова в транскрипцию | ||||
51 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь. | 1 | общеметодологической направленности | Знать об использовании речевых средств в ситуации поздравления. Уметь писать слова с буквой Ь | схемы рисунки | |||
52 | Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов | 1 | общеметодологической направленности | Уметь проводить звуковой анализ слова, применять правила переноса слов | карточки, таблицы | |||
53 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний ЧК, ЧН | 1 | общеметодологической направленности | Знать о правописании чк-чн, о различении твёрдых и мягких согласных. | таблицы | |||
54 | Правила правописания сочетаний ЧК, ЧН | 1 | рефлексия | Уметь применять правило правописания чк-чн | ||||
55 | Контрольное списывание | 1 | развивающий контроль | Уметь списывать текст | ||||
56 | Корректировка | 1 | рефлексия | Уметь находить изученные орфограммы и доказывать написание | ||||
57 | Знакомство со словами, близкими по значению | 1 | открытие нового знания | Знать об использовании в контексте слов, близких по значению | схемы рисунки | |||
58 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение. | 1 | общеметодологической направленности | Уметь читать предложения с соблюдением правильной интонации, проводить звуковой анализ слова | словари | |||
59 | Знакомство с нормами произношения и ударения | 1 | открытие нового знания | Уметь применять правило правописания чк-чн,ставить ударение | таблицы | |||
60 | Научная и разговорная речь. | 1 | открытие нового знания | Знать об отличии разговорной речи от научной, написания разделит. ь | схемы рисунки | |||
61 | Научная и разговорная речь | 1 | открытие нового знания | Уметь различать тексты, правописание согласных в словах | ||||
62 | Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами | 1 | открытие нового знания | Знать о неизменяемых словах. Уметь восстанавливать деформированные предложения | карточки таблицы | |||
63 | Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа | 1 | общеметодологической направленности | Уметь отвечать на вопросы, находить йотированные гласные | схемы | |||
64 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение правила переноса слов | 1 | общеметодологической направленности | Знать заимствованные слова. Уметь применять гласные после шипящих, применять правила переноса | карточки таблицы | |||
65 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. | 1 | открытие нового знания | Уметь различать звонкие глухие согласные, находить синонимы | карточки таблицы | |||
66 | Речевая ситуация: составление объявления. | 1 | открытие нового знания | Уметь находить омонимы, писать слова с безударными гласными | карточки | |||
67 | Комплексное повторение пройденного | 1 | рефлексия | Уметь применять правила написания прописной буквы в именах собственн | ||||
68 | Диагностика | 1 | развивающий контроль | Уметь выполнять задания тестового содержания | ||||
69 | Корректировка | 1 | рефлексия | Уметь находить изученные орфограммы и доказывать написание | ||||
Повторение изученного материала | 15 | |||||||
70 | Правописание парных согласных по глухости - звонкости | 1 | рефлексия | Уметь правильно писать парные согласные в словах | ||||
71 | Правописание безударных гласных | 1 | рефлексия | Уметь правильно писать слова с безударной гласной | ||||
72 | Правописание собственных имён существительных | 1 | рефлексия | Уметь записывать собственные имена существительные | ||||
73 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | рефлексия | Знать о словах, обозначающих признаки предметов | ||||
74 | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | рефлексия | Знать о словах, обозначающих действия предметов | ||||
75 | Перенос слов | 1 | рефлексия | Знать правило переноса и уметь применять на практике | ||||
76 | Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи-ши | 1 | рефлексия | Уметь применять орфограмму на практике | ||||
77 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу | 1 | рефлексия | Уметь применять орфограмму на практике | ||||
78 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН | 1 | рефлексия | Уметь применять орфограмму на практике | ||||
79 | Функция ь. Правописание его в словах | 1 | рефлексия | Уметь различать на письме разделительные ь и ъ | ||||
80 | Контрольный диктант | 1 | развивающий контроль | Уметь безошибочно писать тексты, выполнять задания | ||||
81 | Корректировка | 1 | рефлексия | Уметь находить изученные орфограммы и доказывать написание | ||||
82 | Изменяемые и неизменяемые слова | 1 | рефлексия | Уметь находить слова по теме | ||||
83 | Многозначные слова | 1 | рефлексия | Знать многозначные слова | ||||
85 | Резервный урок | 1 | рефлексия |
Объекты и средства материально- технического обеспечения
Учебно- методический комплект: в первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) с включением рабочих тетрадей «Прописи» №1, №2, №3 (авторы М.М. Безруких, М.И. Кузнецова ).
Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы Л.Е. Журова, С.В. Иванова).
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2008./
Информационное обеспечение: Русский язык 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Учебные презентации.
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора школы по УВР учителей начальных классов __________________
протокол № _____ от « »________________ г. от «____»_________________ _____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...