Открытый урок по русскому языку 2 кл. Тема: «Имя существительное. Ознакомление»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи. Тема нашего урока – изучение одной из частей речи. К концу урока мы должны запомнить, на какие вопросы она отвечает, что обозначает, научимся отличать её от других частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку 2 кл.

Тема: «Имя существительное. Ознакомление»

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное.

Задачи:

  1. Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.
  2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
  3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

В класс крадётся тишина,

Подождём её  пока. Ну, а чтобы подождать.

Ну, а чтобы подождать, надо просто замолчать.

Вы на парты поглядите, всё в порядок приведите.

Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка.

Слушайте внимательно, работайте старательно.

Итак, начнём наш урок!

  1. Сегодня мы , ребята, отправимся в необычное путешествие, в королевство Русского языка, в котором есть город  морфология.  (слайд 1).В этом городе, в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем. Если пройдём ряд испытаний с заданиями. Итак, в путь! (слайд 2).
  2. Перед путешествием разомнём наши пальчики.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый,

Этот пальчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Откроем тетради, запишем число, классная работа.
  2. Урок начинаем с каллиграфии. Букву для чистописания вы определите самостоятельно. С ее помощью образуются все слова на данной схеме.( на экране) Для этого ее надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок.

                                                  К                              ( слайд 3)

                              Т                                       Д

                                         М             К

                                                  Л

Какие слова образовались? Что обозначает слово кок, код ? Чем похожи слова?

Письмо Оо в воздухе. Строчка в тетради.

3.  Словарно – орфографическая работа.     ( слайд 4)

Буква О – это орфограмма в нашем новом словарном слове.

Расположите прямоугольники в порядке увеличения – узнаете слово.

(на экране)

Р        О        Ф        Ш        Ё                                          шофёр

Что обозначает слово? Подберите синоним. «Запоминалка»( руль).

Запись в тетради.

 

 (слайд 5) Составьте предложение из слов (на экране). Комментированное письмо.

ш…фер, морко…ь, пож…лой, в, вёз, м…газин, к…ртофель, и

Подчеркнуть основу предложения, устно назвать словосочетания.

Физминутка.

4.  Изучение нового. (работа по учебнику)

  Упр.205, 206..

4.1В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи. Тема нашего урока – изучение одной из частей речи. К концу урока мы должны запомнить, на какие вопросы она отвечает, что обозначает, научимся отличать её от других частей речи.

  Что это за часть речи, мы узнаем, отгадав загадку.( на экране)

         

Люблю я очень называть    (слайд 6)

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама – ответы!

Вопросы эти – «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

-На какие вопросы отвечает эта часть речи? Что она обозначает?

Кто знает эту часть речи?

На экране правило «Имя существительное» (слайд 7)

4.2.Является ли наше словарное слово именем существительным? Докажите.

  • Что обозначает это имя существительное? (живое существо)
  • Найдите в составленном предложении ещё имена существительные. Докажите.

4.3.Работа в группах( огадай загадки и назовите на какой вопрос отвечают эти слова).

1. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну , конечно, это … (белка)

2. Хоть имеет он 3 глаза,

Но не смотрит ими  сразу,

А глядит всегда одним.

Ну, а мы  следим за ним. ( светофор)

3.Не страшны мальчишки волки.

У него кругом иголки,

Если схватит кто – то всё ж, Пожалеет – ведь он … (ёж)

4.Кто весь век  в воде  живёт,

А самой воды не пъёт:

Не озёрной, не речной,

Не какой –  нибудь иной?   (рыба)

5.Стоит в лесу красавица

Стройна и зелена.

И ветки, как  мизинчики

Оставила она. ( ель)

  1. В чистом поле у берёзки
  2. На снегу видны полоски.
  3. Подошла лиса поближе:
  4. Здесь бежали чьи-то ….( лыжи)

 

Показ на экране компьютера.

4.4 Работа в парах (запишите отгаданные слова в 2 столбика, первые отвечаю на вопрос что?, другие – кто? И поменяйтесь тетрадями).

  • Устно дополните каждую группу слов.
  • Дополнение созданного ранее правила. Сравнение с учебником стр. 112..

Физминутка.

  1. Закрепление изученного.

Оценивание работы.

  1. Подведение итогов. Самооценка работы на уроке.

7. Домашнее задание: уч. с.112 упр. 207. 208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

открытый урок по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного"

сценарии открытого урока по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного " с использованием интерактивной доски...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное. Повторяем, что знаем".

Актуализация знаний об имени существительном как о части речи. Повторение понятия «грамматическое значение слова», «морфологические признаки имени существительного». Имя существительное, грамматическ...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...