Обучение младших школьников письму сочинений ( из опыта работы)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Для того , чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

  На примере ряда уроков покажу, как готовлю своих второклассников к написанию творческой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Република САХА (Якутия)

Алданский район,   г. Томмот

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Подготовила:Дамаскина А.А..,

учитель начальных классов

Обучение младших школьников письму сочинений.

( из опыта работы)

   Для моих учащихся уроки, на которых они пишут сочинения самые трудные, но радостные и интересные. Именно на этих уроках создается атмосфера , способствующая творческому подъёму, вызывающая в детях духовную окрыленность.

  Для того , чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

  На примере ряда уроков покажу, как готовлю своих второклассников к написанию творческой работы.

   Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но  особенно на уроках русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.

    Первую тему сочинения «В чем красота русской зимы?»подсказал неповторимый, снежный, суровый январь. Однажды на прогулке дети с восторгом рассматривали пуховые  белоснежные сугробы, любовались снежными шубами елочек, показывали одно чудо за другим, приходили в изумление в изумление от открывающихся им дивных зимних картин. Это меня обрадовало, и я спросила: « А найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать красоту русской зимы?». Решили : такие слова надо найти обязательно. Это послужило началом подготовки к сочинению « В чем красота русской зимы?». В этот же день учащиеся вернулись в класс со словами-находками: день – пасмурный, ненастный; воздух чистый, свежий, морозный обжигающий; Снег – пушистый; елочки – заснеженные; ветер- порывистый, колючий; небо – хмурое, серое. Туча- пухлая, серая, тяжелая, нависла, заволокла; зима – белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

  На каждом уроке упражнения по развитию речи проводятся одновременно с проводились одновременно с формированием грамматических понятий и орфографических навыков. Поэтому уже на следующий день была продолжена работа, начатая на прогулке. Классу была показана таблица 1 – «Подбери красочные определения» к словам : день, воздух, солнце, снег, иней, ель, лес, сосна. Дети пользуясь собственными наблюдениями, составляли с этими словами словосочетания, включали их а предложения, одно из которых записали для грамматического разбора.( Белая, пухлая туча заволокла небо).Кстати, глагол заволокла нашли не сразу , подбирали синонимы: затянула, покрыла, нависла, заволокла.

  На следующей прогулке подбор словаря для сочинения был продолжен. На этот раз искали сравнения, отвечали на вопросы: как переливается снег, как сверкают снежинки? С чем можно сравнить чистый зимний воздух. В классе записали слова: снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся; СНЕГ – пушистый, белый, как сахар. ВОЗДУХ- свежий, морозный, обжигающий, чистый, колючий, бодрит, холодит, прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем. На уроках чтения и русского языка составили такие предложения:

- Под солнечными лучами искрятся снежинки.

Алмазными россыпями сверкают сугробы.

В воздухе кружатся искристые звездочки.

Искрятся снежинки разноцветными огнями.

Однажды ао время урока за окном началась настоящая круговерть. Дети, настроенные на наблюдение и анализ природных зимних явлений, не прошли мимо такого события. Я приостановила урок, и несколько минут дети наблюдали за происходящим. Потом были вопросы, ответы, споры.

- Что так кружит снег, бросает его на землю? ( ветер)

-Какими глаголами можно описать действия ветра? ( бушует, крутит, бросает)

-Ветер какой? ( злой, свирепый)

- Как идет снег? ( сплошной стеной, ничего не видно)

- Какими словами опишем действия снега? Как он шел? ( Снег идет, валит, сыплет, падает)

-Какое из этих слов более точное? ( валит

- Почему же снег валит с неба?( Потому что тучи заволокли небо)

- какие тучи? ( тяжелые, снеговые, свинцовые, серые, мрачные)- Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи наполнены снегом, что из них так и валит снег? ( тяжелые, снеговые тучи)

  Весь этот словарь тут же записывался в тетрадь, а на следующий день на уроке мир вокруг нас дети составляли устный рассказ « Пурга». Обсудил, как назвать это явление подобрали слова: метель, буря, пурга,круговерть. Остановились на названии «Пурга» Предложили опоры слова ( тучи, небо, ветер, снег и начало рассказа: «Я заметил…»

Вот какой получился рассказ:

      Я заметил, что в классе стало темно. Посмотрел в окно, а там настоящая пурга! Тяжелые, снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер бушует, кружит снег, охапками бросает его на землю.

   После составления собственного рассказ дети прослушали небольшое произведение писателя Л.А. Федорова «Метель».

   Метель по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и ели белые-белые полушалки. А устав, легла и успокоилась. Стало морозно. Громко скрипел под ногами снег.

Почему мной была использована такая последовательность: сначала рассказ детей, а потом сочинение писателя?Во-первых, при составлении рассказа дети использовали свои наблюдения, словарь, подобранный в ходе этих наблюдений, свои мысли, выражали свои чувства. Во-вторых, детские работы небольшие по объему, простые по структуре, поэтому лучше осознавались детьми и легче поддавались анализу ( дети любят анализировать свои работы и работы товарищей) а рассказ писателя на ту же тему, прочитанный после работы над собственными сочинениями, воспринимался учащимися как шаг вперед.

При подготовке к сочинению я сама и дети много читали, делились впечатлениями от прочитанного, делали выписки из книг, читали их в классе вслух, анализировали, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, образы, записывали в свои черновые тетради под названием «Времена года». Где на это брали время? На уроках русского языка, чтения, до и после уроков. Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот некоторые из них.

   Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Воздух чистый, прозрачный, щиплет щеки. Солнце изредка выглядывает из-за туч: Небо серое, покрытое снеговыми тучами. Ветер дует со страшной силой, крутит снег. Но холодно не очень.

   После такой подготовительной работы дети получали домашнее задание составить устные рассказы. Темы выбирали сами. Со своими рассказами выступали на уроках чтения, и внеклассного чтения, по 1-2 человека. Вот некоторые рассказы учащихся.

                                                       Зима.

       Пришла красавица-зима и сразу выпал крупный снег, И тут же началась вьюга. Все усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз-волшебник одарил деревья красивым инеем.       (Ю. Цветкова.)

                                        Проказы зимы.

     Наступила белоснежная зима. Она принесла с собой вьюги и метели. Ветер крутит снег, бросает его на землю. Везде большие сугробы .Мороз осыпает деревья серебристым инеем. Разрисовывает окна причудливыми ледяными узорами, покрывает их тонким серебром.. Иногда выглянет сквозь тучи солнышко. Снег под солнцем горит играющим, серебристым полем, словно осыпанный звездами.

                                                                                                (   Ганевич Мария)

Очередное наблюдение учащиеся провелив классе, когда однажды утром вошли и остановились от удивления: настолько причудливо были разрисованы окна морозом. Я включила свет, дала возможность молча полюбоваться новым явлением и решила этот случай включить в подготовку к сочинению.Беседа шла вполголоса, чтобы не разрушить впечатление от увиденного.Словарь записывался сразу же.

- Что вы видите на окнах? ( узоры

-какие узоры? ( ледяные, причудливые, необыкновенные, удивительные, красивые, сказочные, восхитительные.)

- Кто их сделал? Как? ( мороз разрисовал, покрыл окна узорами)

    Тут же составили сначала словосочетания, а потом предложение: Мороз разрисовал окна причудливыми ледяными узорами.

      Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке русского языка дети учились конструировать сложные предложения. Дети узнали о том, что соединить два предложения в одно можно  с помощью одного из слов ( потому что, которые и т.д.), и в этом случае высказывание получится точнее, выразительнее. Например, из двух предложений: Причудливыми узорами сверкают ледяные веточки  и Веточки нарисовал на окнах мороз, учащиеся составляют одно. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

На уроке русского языка дети писали сочинение – миниатюру «Зимняя фантазия». Вот примеры сочинений слабого и сильного ученика: «Мороз разрисовал стекла окон узорами. А когда заглянуло солнышко, на этих узорах загорелись искристые фонарики», «Мороз разрисовал окна сказочными ледяными узорами. Он нарисовал пушистые веточки, а на них иней. Иней переливался на солнце сребристыми огоньками. Узоры – глаз не оторвать!»

 Использую и такую подготовку, как написание сочинений- миниатюр после прослушивания музыкальных произведений П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова.

   В этот раз детям было предложено послушать пьесу «Январь» из альбома «Времена года»П. Чайковского, а потом придумать маленький рассказ о зимнем вечере, высказать те мысли, которые навевает музыкальное произведение. Перед прослушиванием рассказываю об этой музыке: «Музыка пьесы  « Январь»вначале спокойная, неторопливая, звучит мягко и нежно. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучит встревоженно, таинственно. Все время повторяется небольшая музыкальная фраза – тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке. Каждый решит для себя, что рисует музыкальная фраза. Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которая звучала вначале. Только чуть-чуть измененная. Словом, пережитая тревога оставляет в душе какой-то след»

 Вот один из рассказов, навеянный музыкой П. Чайковского:

«Мягко, нежно звучит музыка. Деревья стояли голые, а зима подарила им снежные шубки. Но вот зазвучала музыка тревожно. Это подошел человек и дотронулся до веточки дерева, а деревце взволновано прошептало : «Не тронь  меня». И человек ушел. Музыка зазвучала спокойно, тревога улеглась. И вот снова полились тревожные звуки. Это налетела метель. И снова тихая мелодия  метель успокоилась. Выглянуло солнышко.(Л.Каманцева)

        Такой вид работы еще труден для учащихся, но и его использую, чтобы развивать воображение, речь детей. Я обязательно в этом случае участвую в творческом процессе учеников, помогаю им редактировать собственные сочинения, выступаю в роли критика, способствую росту маленьких сочинителей.

     Вот и Ирине помогла подготовить рассказ.

                                       Январь.

        Мягко, нежно звучит музыка. Прекрасные снежные шубки подарила зима елочкам. Они стоят спокойно, не шелохнувшись. Но вот музыка зазвучала тревожно. Это подошел человек. Он неосторожно дотронулся до хвойной веточки. «Не тронь меня!»- тревожно прошептала елочка. Человек почувствовал волнение дерева и ушел. Тревога улеглась, снова полились спокойные звуки. Но вот неожиданно мелодия взметнулась, в класс неожиданно ворвался яростный поток звуков. Это налетела метель. Она бесновалась взметая снега. Постепенно мелодия успокаивалась, полились звуки удивительной чистоты. Это улеглась, угомонилась метель. Выглянуло солнышко.

Используется такой вид работы как составление предложений по картинам, фотографиям с зимние пейзажем. Потом эти предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.

    Один из уроков специально посвящался обогащению текста выразительными средствами. Текст был предложен такой:

                                     Зима.

    Наступила зима. На небе светит солнце. Снег покрыл землю ковром. Хлопья снега лежат на деревьях, на катке раздаются голоса детей.

    Тесты получились разные , интересные. Наконец, после такой тщательной подготовки, наступил урок, когда дети сами должны были написать сочинение»В чем красота русской зимы?».К этому уроку были подготовлены 8 таблиц со словами, выражениями, подсказками, как составлять сложное предложение и записать его, какие слова использовать для связки простых предложений, какие можно употребить сравнения и другие изобразительные средства языка, детские альбомы – копилки, где записаны стихи, проза, собственные сочинения – миниатюры и другие находки, помогающие рассказать о русской зиме. Обучаю детей пользоваться всем этим арсеналом пр написании сочинения. Приведу фрагмент урока и детские сочинения.

Тема: Сочинение – описание по личным наблюдениям « В чем красота русской зимы».

Цель: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал; продолжать формировать навыки самоконтроля; орфографической зоркости ;устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, уверенность, терпение, творческую активность, любовь к природе.

Оборудование:

  1. Альбом «Времена года» с собранным материалом.
  2. Комплект таблиц «Отбор словаря». Слова даны с выделенными орфограммами.
  3. Таблица с указанием о построении текста.
  4. Учебник по чтению.
  5. Памятка для проверки сочинения.

                        Ход урока.

  1. Целеполагание.

Ребята, гладя на оформление доски, как выдумаете какая тема сегодняшнего урока?

  1. Вступительное слово. Читаю стихотворение Ф. Тютчева « Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою…

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- О чем говорится в этом стихотворении?

      Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картиныродной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире не такой зимы, как у нас в России.В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз  всемогущим воеводой. Послушайте стихи А.Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении.

   ( стихи читают подготовленные ученики.)

 Какова природа зимой? Почему так светло и празднично вокруг? В че6м красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде? Вспомните о чем пишет А.Чехов в рассказе « Шел первый снег» ( Учащиеся передают содержание этого рассказа)

  1. Подготовка к предстоящему сочинению.

А) Обсуждение возможного плана сочинения.

 Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении?

Б) Рассуждения  детей о том как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении.

- Что можно сказать о зиме? ( чародейка, кудесница…) о снеге? О снежинках? О небе? О ветре?

( Показываю слайд со словарем, который заранее был подобран детьми)

 Что вам нравится в ясную морозную погоду?

( Дети дают устные описания березы в инее, зимних узорах на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев покрытых снегом.)

 Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?

В) Упражнения в распространении текста.

-Прочитай текст. ( Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.)

- Удачен ли этот рассказ? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: Какая зима? Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима - волшебница?. А теперь уточним время , когда приходит зима? Какие предложения у вас получились?

( В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие, мохнатые снежинки. Пушисты снег словно белым покрывалом ( или мягким , бархатным ковром) укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом платьице. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.)

Г) Заключительная беседа.

Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связанности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

4.Составление  плана предстоящего сочинения:

 Из каких частей должно состоять сочинение? ( 1. Вступление.2. Основная часть. 3. Заключение.)

 Мы должны сначала представить себе  зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем, передать как меняется природа зимой.

       А если вы захотите описать зимнее утро , которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?

 А летом, когда вы вспоминаете о зиме, какая зимняя картина нашего поселка рисуется вашем воображении?

    Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как зима влияет на ваше настроение?Замечаете ли вы красоту зимы?

Итак мы пришли к выводу, что каждый по своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

5.Выбор эпиграфа.

6.План.

1.Наступила зима.

2.Зимняя фантазия.

-Ковер зимы.

-Деревья зимой.

-Узоры на стеклах.

-Сияние снежинок.

- Метель , пурга.

3. Настроение , вызванное красотой зимы( или : За что я люблю зиму?)

7. Запись сочинения учащимися.

8. Чтение готовых сочинений.

9. Итог урока

  Проверку сочинений учащиеся проводят, пользуясь памятками 1и2.

                        Памятка 1

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст? Не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложено слушателю?

                                 Памятка 2

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли написал безударные гласные?
  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

     Не уверен  - спроси у учителя.

Примеры детских сочинений на тему « В чем красота русской зимы»

  1. В декабре после ненастной осени наступила волшебница-зима. Замахала она своей рукавицей и  окутала березки серебристым инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки.

      Выпал мохнатый снег и ковром лег на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. Однажды я выглянул в окно и увидел, что в воздухе на солнце переливаются снежинки. А если пойдет снег и подует ветре, то начнется пурга. Ветер будет крутить снег, не успокаиваясь ни на минуту, а потом с силой бросать его  на землю.

    Вот за эту красоту, за эти проказы я люблю русскую зиму.

  1.   Наступила суровая морозная зима. Она принесла с собой ветер, метель, пургу.

        Зима раскинула свой белый серебристый ковер. Она покрыла им все поля ми тропинки. А однажды мы ходили на экскурсию и видели, что ели и сосны стояли в снеговых шубках, а березка в прозрачном инее. Потом мы вернулись в класс, а там мороз разрисовал окна необыкновенными веточками, а на веточках сверкали маленькие огоньки- жемчужинки. В ясную погоду я видела, как в воздухе искрились снежинки. Это было необыкновенно красиво!На следующий день я пришла в школу и  вдруг у нас в классе стало темно, посмотрела, а там пурга!

    Люблю зимушку за ее снежную прелесть, за то, что она нам  дарит столько радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.

Данная статья содержит краткий материал  из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время....

Методические рекомендации по обучению младших школьников написанию сочинений

  “Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а полож...

Приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС ( из опыта работы)

В связи с введением инклюзивного образования в образовательные учреждения пришли особенные дети. Надеюсь, используемые мной приемы помогут учителям организовать деятельнсть учащихся с разными возможно...

Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»

Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...

Обучение младших школьников письму сочинений и изложений

Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению з...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ

Современное начальное образование нацелено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Письмо и чтение &nd...