КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ
статья по русскому языку (1 класс)
Современное начальное образование нацелено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без овладения которыми обучение может быть затруднено. Ошибки чтения и письма представляют собой самую распространенную форму трудностей, которые препятствуют усвоению школьной программы. Решение данной проблемы невозможно без выявления причин в возникновении трудностей формирования письма и 13 чтения. Известный отечественный психолог А. Р. Лурия, отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения» [3, с. 67].
Овладение техникой письма можно разделить на три этапа:
– аналитический (все действия находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия);
– синтетический (отдельные действия становятся целостными);
– этап автоматизации (письмо представляет собой целостное действие).
Только с этого момента навык письма можно считать сформированным. В отечественной и зарубежной литературе анализируется спектр причин возникновения школьных трудностей, выделяют внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) причины и смешанные причины.
К внешним причинам можно отнести экологические, социальные, экономические; социокультурные; школьные факторы риска; стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований. Внутренние причины это генетические, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития), дисфункция мозга, несформированность познавательного развития.
Смешанные причины – часто болеющие дети, медлительные, гиперактивные дети, леворукие, дети из социально неблагополучных детей. Чтобы преодолеть отмеченные негативные последствия необходимо правильно выстраивать методику обучения.
1. Необходим учет психофизиологических механизмов и закономерностей формирования навыков, а также механизмов их развития в процессе обучения. Это означает, необходимость отойти от принципа механического копирования. 2. Необходимо учитывать степени сформированности познавательных функций и механизмов организации деятельности ребенка на определенном этапе возрастного развития. Ключевым вопросом здесь является определение возраста начала обучения.
3. Выстраивание методики обучения так, чтобы несовершенная, несформированная техника письма, чтения не тормозила развитие письменной речи – умения правильно выражать свои мысли. «А само письмо должно быть осмыслено для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев» [3, с. 56]. 14
Для формирования и совершенствования навыка письма у детей я разработала комплекс упражнений. Во время занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к письму, необходимо использовать специальные упражнения, направленные на:
– развитие и коррекцию общих движений;
– развитие и коррекцию ручной моторики;
– развитие графических навыков;
– развитие и коррекцию ритмической составляющей движения;
– формирование зрительно-двигательной координации.
Упражнения для коррекции общих движений используются в начале урока, они направлены на разминку всего тела. Учащимся нравятся выполнять эти упражнения, так как большую часть учебного времени они проводят в сидячем положении.
Упражнения для развития и коррекции ручной моторики направлены на тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Можно выделить несколько групп упражнений. Это статические упражнения для кистей рук и пальцев («Лодочка», «Мост»), динамические упражнения («Пальчики здороваются», «Встретились ладошки»), упражнения со стихотворным сопровождением, разучивание стихотворений вызывает особый интерес у детей и они принимают активное участие в проведение упражнений Недоразвитие или несформированность графических навыков приводят к тому, что техническая сторона письма оказывается более важной и снижается контроль над смыслом. Это ведет к появлению различных ошибок на письме.
Для развития и коррекции графических навыков можно использовать следующие упражнения: «Самые красивые бусы», «Копировщики узоров», «Нарисуй снежинки», упражнения по штриховке различных предметов. Можно использовать изготовление отдельных элементов букв из бумаги, проволоки, пластилина и т. д. Данный вид работы используется на протяжении всех уроков. Способность ритмически организовывать материал является одним из механизмов, обеспечивающих речь человека. Недостаточность этой способности может быть причиной не только нарушений громкой речи, но и причиной нарушения письма. Упражнения: «Школа радости», «Передай телеграмму», «Сколько деток».
Для формирования четкой зрительно-двигательной координации в системах «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука» используются следующие упражнения: закончи рисунок, повтори узоры, найди ошибку и обведи ее цветным карандашом, заполни пропуск в узоре, нарисуй такую же фигуру, закончи рисунки и раскрась их, проведи линии по точкам, проведи линии самостоятельно, соедини точки и др. Только после подго- 15 товительной работы учащиеся переходят к основной работе в тетради. Вначале используют рисование орнаментов – рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий, вычерчивание кривых линий, зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: рисование знакомых предметов, рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий, рисование узоров из геометрических фигур, рисование бордюров из волнистых линий.
Затем вводятся упражнения, которые направлены на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элементы заглавных букв.
При изучении написания элементов букв, используются следующие приемы: предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой, объяснение написания элемента и написание его на доске, написание элемента в воздухе, написание образца на доске мокрой губкой, написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно, рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях, письмо элемента в тетради по конуру, самостоятельное письмо. Данные исследований позволяют констатировать, что учащиеся младших классов имеют характерные трудности письма и чтения: трудности звукобуквенного анализа, отсутствие стойких зрительных образов букв, недостаточность актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, трудности удержания в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов, трудности взаимодействия речезрительного и двигательного анализаторов – проявление недостаточной сохранности четких зрительных образов буквенных знаков.
Предупредить возникающие у обучающихся трудности возможно посредством интенсификации уроков письма и чтения. В ее основе лежит введение в инструментарий учителя комплекса коррекционноразвивающих упражнений.
Реализация данного комплекса оказывает позитивное влияние на овладение письмом и чтением учащимися первых классов в период обучения грамоте. Письмо и чтение являются основными способами получения учебной информации и играют главную роль в процессе усвоения знаний. Но нельзя забывать, что обучение тактике и технике письма и чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней.
Литература
1. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причина, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М. : ЭКСМО, 2009. – 234 с. 2. Калинина, И. Л. Проблемы формирования навыка грамотного письма у уча- 16 щихся начальной школы / И. Л. Калинина // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С. 34. 3. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – М. : ЛКИ, 2007. – 256 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_alekseicheva_n._n.odt | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ
Современное начальное образование нацелено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без овладения которыми обучение может быть затруднено. Ошибки чтения и письма представляют собой самую распространенную форму трудностей, которые препятствуют усвоению школьной программы. Решение данной проблемы невозможно без выявления причин в возникновении трудностей формирования письма и 13 чтения. Известный отечественный психолог А. Р. Лурия, отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения» [3, с. 67].
Овладение техникой письма можно разделить на три этапа:
– аналитический (все действия находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия);
– синтетический (отдельные действия становятся целостными);
– этап автоматизации (письмо представляет собой целостное действие).
Только с этого момента навык письма можно считать сформированным. В отечественной и зарубежной литературе анализируется спектр причин возникновения школьных трудностей, выделяют внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) причины и смешанные причины.
К внешним причинам можно отнести экологические, социальные, экономические; социокультурные; школьные факторы риска; стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований. Внутренние причины это генетические, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития), дисфункция мозга, несформированность познавательного развития.
Смешанные причины – часто болеющие дети, медлительные, гиперактивные дети, леворукие, дети из социально неблагополучных детей. Чтобы преодолеть отмеченные негативные последствия необходимо правильно выстраивать методику обучения.
1. Необходим учет психофизиологических механизмов и закономерностей формирования навыков, а также механизмов их развития в процессе обучения. Это означает, необходимость отойти от принципа механического копирования. 2. Необходимо учитывать степени сформированности познавательных функций и механизмов организации деятельности ребенка на определенном этапе возрастного развития. Ключевым вопросом здесь является определение возраста начала обучения.
3. Выстраивание методики обучения так, чтобы несовершенная, несформированная техника письма, чтения не тормозила развитие письменной речи – умения правильно выражать свои мысли. «А само письмо должно быть осмыслено для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев» [3, с. 56]. 14
Для формирования и совершенствования навыка письма у детей я разработала комплекс упражнений. Во время занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к письму, необходимо использовать специальные упражнения, направленные на:
– развитие и коррекцию общих движений;
– развитие и коррекцию ручной моторики;
– развитие графических навыков;
– развитие и коррекцию ритмической составляющей движения;
– формирование зрительно-двигательной координации.
Упражнения для коррекции общих движений используются в начале урока, они направлены на разминку всего тела. Учащимся нравятся выполнять эти упражнения, так как большую часть учебного времени они проводят в сидячем положении.
Упражнения для развития и коррекции ручной моторики направлены на тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Можно выделить несколько групп упражнений. Это статические упражнения для кистей рук и пальцев («Лодочка», «Мост»), динамические упражнения («Пальчики здороваются», «Встретились ладошки»), упражнения со стихотворным сопровождением, разучивание стихотворений вызывает особый интерес у детей и они принимают активное участие в проведение упражнений Недоразвитие или несформированность графических навыков приводят к тому, что техническая сторона письма оказывается более важной и снижается контроль над смыслом. Это ведет к появлению различных ошибок на письме.
Для развития и коррекции графических навыков можно использовать следующие упражнения: «Самые красивые бусы», «Копировщики узоров», «Нарисуй снежинки», упражнения по штриховке различных предметов. Можно использовать изготовление отдельных элементов букв из бумаги, проволоки, пластилина и т. д. Данный вид работы используется на протяжении всех уроков. Способность ритмически организовывать материал является одним из механизмов, обеспечивающих речь человека. Недостаточность этой способности может быть причиной не только нарушений громкой речи, но и причиной нарушения письма. Упражнения: «Школа радости», «Передай телеграмму», «Сколько деток».
Для формирования четкой зрительно-двигательной координации в системах «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука» используются следующие упражнения: закончи рисунок, повтори узоры, найди ошибку и обведи ее цветным карандашом, заполни пропуск в узоре, нарисуй такую же фигуру, закончи рисунки и раскрась их, проведи линии по точкам, проведи линии самостоятельно, соедини точки и др. Только после подго- 15 товительной работы учащиеся переходят к основной работе в тетради. Вначале используют рисование орнаментов – рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий, вычерчивание кривых линий, зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: рисование знакомых предметов, рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий, рисование узоров из геометрических фигур, рисование бордюров из волнистых линий.
Затем вводятся упражнения, которые направлены на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элементы заглавных букв.
При изучении написания элементов букв, используются следующие приемы: предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой, объяснение написания элемента и написание его на доске, написание элемента в воздухе, написание образца на доске мокрой губкой, написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно, рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях, письмо элемента в тетради по конуру, самостоятельное письмо. Данные исследований позволяют констатировать, что учащиеся младших классов имеют характерные трудности письма и чтения: трудности звукобуквенного анализа, отсутствие стойких зрительных образов букв, недостаточность актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, трудности удержания в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов, трудности взаимодействия речезрительного и двигательного анализаторов – проявление недостаточной сохранности четких зрительных образов буквенных знаков.
Предупредить возникающие у обучающихся трудности возможно посредством интенсификации уроков письма и чтения. В ее основе лежит введение в инструментарий учителя комплекса коррекционноразвивающих упражнений.
Реализация данного комплекса оказывает позитивное влияние на овладение письмом и чтением учащимися первых классов в период обучения грамоте. Письмо и чтение являются основными способами получения учебной информации и играют главную роль в процессе усвоения знаний. Но нельзя забывать, что обучение тактике и технике письма и чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней.
Литература
1. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причина, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М. : ЭКСМО, 2009. – 234 с. 2. Калинина, И. Л. Проблемы формирования навыка грамотного письма у уча- 16 щихся начальной школы / И. Л. Калинина // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С. 34. 3. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – М. : ЛКИ, 2007. – 256 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...
Преодоление трудностей при обучении младших школьников грамотному письму
Предназначено для педагогов коррекционных школ...
Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.
Комплекс упражнений, включает:наблюдение над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...
Трудности в обучении младших школьников чтению.
Выступление на ШМО нач. классов....
Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»
Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...
Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму.
В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, у...
Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму
В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, у...