Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.
статья по теме

Коробова Елена Дмитриевна

Данная статья содержит краткий материал  из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty._mladshiy_shkolnik_-_yunyy_issledovatel..doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                    Из опыта работы

                      Младший школьник – юный исследователь

                                             «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.»

                               Бернард Шоу.

В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход , направленный на формирование самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. Одним из методов, который я использую в данном направлении, является проектно-исследовательская деятельность. Наблюдая за детьми, порой замечаешь, что один без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Другой качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Третий, не отрывая глаз, следит за поведением кошки в окне, которая забралась высоко на дерево. Таких наблюдений можно привести немало, а ведь это не что иное, как обычное проявление исследовательского поведения ребенка.

      Учитывая, что младшие школьники – исследователи по своей природе, я сочла необходимым развивать в них навыки самостоятельной творческой работы. Этому способствует и УМК «Планета знаний», по которому мы занимаемся.

Одна из исследовательских работ, которую мы провели с ребятами, называлась «Зеленый лук – здоровью друг» Ученики принесли луковицы, посаженные в баночку с почвой и разместили их в классе на подоконнике. С интересом дети ухаживали и наблюдали, как появились первые корешки, зелень, сравнивали полученные результаты с другими. Пока лук рос, дети, работая в группах, собирали информацию о разновидностях лука, его использовании в кулинарии, в народной медицине, литературе. Помимо этого, ребятами были выполнены рисунки, рефераты и поделки по данной теме, организована выставка  в классе. Итогом исследования была «защита» своих работ перед классом, а выращенный лук стал витаминной добавкой к любимому блюду.

Мне как учителю отрадно видеть то, что дети с удовольствием вступают в творческий процесс, нет равнодушных или пассивных, а родители – активные помощники.

Нами были проведены и другие проектно – исследовательские работы: «Наши пернатые друзья», «Ученые и их изобретения», «Первый алфавит», «Удивительное рядом» и др. Сейчас мы работаем над проектом «Устное народное творчество».

Таким образом, хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это очень важная работа, при которой у ребенка развиваются практически все виды универсальных учебных действий: и коммуникативные, где ребенок учится строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; и познавательные, где формируется умение самостоятельно работать с разными источниками информации, развитие мышления и т.д; и регулятивные, когда дети учатся видеть проблему и намечают пути её решения; и личностные, где у детей формируется самооценка: испытывая чувство радости от сделанных «открытий», гордости за себя, что он где-то подал ценную идею, у него рождается уверенность в себе, появляется мотивация к обучению.

  На практике убеждаюсь, что подобная работа создает условия эффективного усвоения знаний, а также является одной из важнейших средств развития личности ребенка.

                 

                                                                                                             Е. Д. Коробова

                                                                                                    Учитель начальных классов                          

                                                                                                  МБОУ лицея №1, п.Добринка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Юные разведчики природы"экологический проект ( из опыта работы)

Экологический проект "Юные разведчики природы"  проводился   с  ребятами 1-ого класса, состоял  из 2 частей: "Охота на погоду", "Огород- круглый год". В первой части проекта...

«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...

Формирование личностных качеств и компетенций юного гражданина в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

  Данная презентация (с практической точки зрения) рассматривает вопрос формирования и развития у младшего школьника важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, родному ...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Авторская Программа внеурочной деятельности "Юный биолог". Из практического опыта работы.

Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...