Рабочая программа по русскому языку в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Азовский район село Новониколаевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                             «Утверждаю»
Протокол заседания                                    Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Методического совета                                 Приказ от_________№__________
МБОУ Новониколаевской ООШ               ____________/Макаренко С.А./
от 29.08.2015 года №1
_________/Дрозд Т.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень общего образования (класс):

начальное общее 4 класс

Количество часов : 170 в год (5 часов в неделю)

Учитель: Погодина Светлана Васильевна

Программа разработана на основе

 Программы по предмету «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой .М:. Академкнига/Учебник, 2011.

                                                 1.Пояснительная записка

Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования.

   В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

 формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;

  • социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

  •  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  •  овладение  способами  орфографического  действия;
  •  развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  •  формирование  учебной  деятельности  учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).

                  2.Общая характеристика учебного  предмета «Русский язык»

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
         Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В 4 классе на изучение систематического курса русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю). В том числе в течение учебного года предусмотрено: 1 входной контрольный диктант, 4 контрольных диктанта по четвертям, 1 контрольное изложение, 1 контрольное списывание и 5 самостоятельных работ. На региональный компонент отводится 17 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения  коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.  

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного материала

      Планируемые результаты освоения учебной программы

          по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка;
  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научится:

  • проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научится:

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
  • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
  • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научится:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
  • определять три типа склонения существительных;
  • определять название падежей и способы их определения;
  • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Выпускник получит возможность научится:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • определять члены предложения: главные и второстепенные;
  • определять однородные члены предложения;
  • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научится:

  • различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
  • применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
  • использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
  • определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
  • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

Выпускник получит возможность научится:

  • Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • Подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
  • Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
  • Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
  • Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
  • Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
  • Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
  • Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научится:

  • Создавать тексты по предложенному заголовку;
  • Подробно или выборочно пересказывать текст;
  • Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

         Ожидаемые результаты освоения учебной программы

         по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Выпускник научится:

  • ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
  • работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
  •  работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

В области коммуникативных УУД

Выпускник научится:

В  рамках инициативного сотрудничества:

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации  как взаимодействия: 

  • понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

В области регулятивных УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
  • сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

                                   

                                 

                                 6.Содержание учебного предмета «Русский язык»

                                             Фонетика и орфография (25ч)

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (15ч)

Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным  словотворчеством в поэзии и детской речи.

Морфемная структура русского слова.

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология и лексика (70ч)

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете выпишите.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Синтаксис и пунктуация (25ч)

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник

произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

   Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Словарь.

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).

                              7.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Образовательные ресурсы

Вид диагностики/метод

1

01.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Уч.6-9

Тет.3-4

Текущая

2

02.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Уч.9-13

Тет.5-6

Текущая

3

03.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Уч.13-15

Текущая

4

04.09

Различение суффиксов.
Значение суффиксов.

Уч.15-18

Тет.6-9

Текущая

5

Р. К.

07.09

Р/р Знакомимся с текстом-рассуждением.

Уч.6-11, ч. 2

ПК

Текущая

6

08.09

Различение суффиксов.
Значение суффиксов.

Уч.19-20

Тет.10

Текущая

7

09.09

 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

Уч.20-24

Тет.11-12

Текущая

8

10.09

 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

Уч.24-30

Тет.12-13

Текущая

9

11.09

Однородные члены предложения.

Уч.30-34

Тет.13-15

ПК

Текущая

10

Р.К.

14.09

Р/р Учимся рассуждать.

Уч.12-15, ч2

Текущая

11

15.09

Однородные члены предложения.

Уч.34-36

Тет.15-16

Текущая

12

16.09

 Входной контрольный диктант «Обвалы».

Итоговая

13

17.09

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

Уч. 37

Тет.17

Коррекция

14

18.09

Знаки препинания при однородных членах.

Уч. 38

Тет. 18

Текущая

15

Р.К.

21.09

Р/р Учимся рассуждать. Работа с картиной И. Фирсова «Юный живописец».

Уч.16-22, ч2

ПК

Текущая

16

22.09

Знаки препинания при однородных членах. Где поставить запятую?

Уч.38-39

Текущая

17

23.09

Знаки препинания при однородных членах. Что такое союзы?

Уч.39-42

Тет.19-22

Текущая

18

Р.К.

24.09

 Самостоятельная работа № 1 по теме «Однородные члены предложения»

 

 Коррекция

19

25.09

Работа над ошибками. Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.

Уч.46-49

Тет.23-25

Текущая

20

28.09

Р/р  Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей.

       Уч.23-24, ч 2

Текущая

21

29.09

Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

Уч.49-51

Текущая

22

30.09

Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.

Уч.51-53

Тет.25-28

Текущая

23

01.10

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Уч.54-56

Тет.28-30

Текущая

24

02.10

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Уч.57-60

Тет.30-31

Текущая

25

Р.К.

05.10

Р/р Учимся делать научное сообщение.

Уч.25-27, ч2

ПК

Текущая

26

Р.К.

06.10

Контрольное списывание «Утёс».

итоговая

27

07.10

Работа над ошибками. Правило употребления предлогов о  и об.

Уч.60-64

Тет.32-33

Текущая

28

08.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.64-66

Тет.34-35

Текущая

29

09.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.66-68

Тет.36-37

Текущая

30

12.10

Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

Уч.27-31,ч2

Текущая

31

13.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.68-69

Тет.38

Текущая

32

14.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.70-72

Тет.39-40

Текущая

33

15.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.72-73

Текущая

34

16.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.74-75

-

Текущая

35

19.10

 Р/р Письменное изложение. «Куда лето прячется?»

Уч.31-32, ч2

ПК

Итоговая

36

20.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.76-78

коррекция

37

21.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.79-80

Текущая

38

Р.К.

22.10

Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме.

Уч.81

Текущая

39

23.10

Контрольный диктант «Утренний ветерок».

Итоговая

40

26.10

Р/р Учимся делать научное сообщение.

Уч.33-34, ч2

коррекция

41

27.10

 Работа над ошибками. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

Уч.82-87

Тет.40-41

Текущая

42

28.10

Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

Уч.88-89

Тет.42

Текущая

43

29.10

 Спряжение глаголов «брить», «стелить».

Уч.90-92

Текущая

44

30.11

 Спряжение глаголов «брить», «стелить».

Уч.93-95

Текущая

45

09.11

Р/р Описание, повествование и рассуждение.

Уч.34-39, ч2

Текущая

46

10.11

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

Уч.95-97

Тет.43-44

Текущая

47

11.11

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

Уч.98-99

Тет.45-46

Текущая

48

12.11

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

Уч.99-100

у.с.99 № 74

Текущая

49

13.11

Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы мн ч. И формы 2-го лица мн ч.

Уч.101-103

Тет.46-47

Текущая

50

16.11

Р/р Работа с картиной             И. Левитана «Тихая обитель».

Уч.39-41

ПК

Текущая

51

17.11

Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы мн ч. И формы 2-го лица мн ч.

Уч.104-106

Тет.48

Текущая

52

18.11

Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы мн ч. И формы 2-го лица мн ч.

Уч.107-110

Тет.49-50

Текущая

53

19.11

Трудности написания глаголов на –ять в настоящем( или будущем)  и в прошедшем времени.

Уч.111-113

Тет.51-53

Текущая

54

20.11

Трудности написания глаголов на –ять в настоящем( или будущем)  и в прошедшем времени.

Уч.113-115

Тет.53-55

Текущая

55

23.11

 Р/р Что такое монолог и диалог?

Уч.41-44, ч2
ПК

Текущая

56

24.11

Трудности написания глаголов на –ять в настоящем( или будущем)  и в прошедшем времени.

Уч.114-115

Текущая

57

25.11

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь?

Уч.115-118

Тет.55-56

Текущая

58

26.11

Слова с удвоенной буквой  согласного, пришедшие из других языков.

Уч.118-122

Тет.57-58

Текущая

59

27.11

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов.

Уч.123-127

Тет.58-59

Текущая

60

30.11

Р/р Письменное изложение «Одуванчик».

Уч.45-46, ч2

Текущая

61

01.12

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов.

Уч.127-130

Тет.60-61

Текущая

62

02.12

Разноспрягаемые глаголы «бежать и хотеть».

Уч.131-132

Тет.61-63

Текущая

63

03.12

 Самостоятельная работа» №2 «Спряжение глаголов».

     Уч.133-134

итоговая

64

04.12

Работа над ошибками. Написание О и Ё после шипящих  в суффиксах и окончаниях  существительных и прилагательных.

Уч.135-136

      Тет.64-65

Коррекция

65

07.12

Написание О и Ё после шипящих  в суффиксах и окончаниях  существительных и прилагательных.

Уч.137-140

Тет.66-70

Текущая

66

08.12

Написание О и Ё после шипящих  в суффиксах и окончаниях  существительных и прилагательных.

Уч.141-143

Тет.71-72

Текущая

67

09.12

Краткая форма прилагательных.

Уч.144-146

Тет.73- 75

Текущая

68

10.12

Краткая форма прилагательных.

Уч.146-148

Тет.75-76

Текущая

69

11.12

Написание О и Ё в суффиксах наречий.

Уч.149-152

Тет.77-78

Текущая

70

14.12

Р/р Учимся делать научное сообщение.

Уч.46-48, ч2

ПК

Текущая

71

15.12

Р/р Азбука вежливости. Учимся отстаивать своё мнение в споре.

Уч.48-53, ч2

ПК

Текущая

72

16.12

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

Уч.154-159

Тет.78-82

Текущая

73

17.12

Безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов.

Уч.160-163

Тет.83-85

Текущая

74

18.12

Контрольный диктант №2    «Осень».

Итоговая

75

21.12

Р/р Сочинение-рассуждение «О чём размышляет кот, сидя на окне?»

Уч.3-58, ч2

Коррекция

76

22.12

Работа над ошибками. Удвоенная буква согласного.

Уч.163-165

Тет.86-88

Текущая

77

23.12

Синонимы и антонимы.

Уч.166-169

Тет.89-92

Текущая

78

24.12

Где используются однородные члены.

Уч.169-171

Текущая

79

25.12

Где используются однородные члены.

Уч.172-175

Текущая

80

11.01

Р/р Учимся писать сочинение.

Уч.58-60,ч2

Текущая

81

12.01

Существительное.

Уч. Ч. 3 6-10              Тет.5-6

Текущая

82

13.01

Существительное.

Уч.10-13

Тет.6-9

Текущая

83

14.01

Прилагательное.

Уч.13-16

Тет.9-11

Текущая

84

15.01

 Краткая форма прилагательных.

Уч.17-18

Тет.11-12

Текущая

85

18.01

Р/р Как устроена книга?

Уч.60-62, ч2
ПК

Текущая

86

19.01

Синонимы.

Уч.18-20

Тет.12-13

Текущая

87

20.01

Глагол.

Уч.20-23

Тет.13-15

Текущая

88

21.01

Глагол.

Уч.24-29

Тет.16-17

Текущая

89

22.01

Устойчивые выражения.

Уч.29-31

Тет.17-20

Текущая

90

25.01

Р/р Рассуждаем о нашем прошлом.

Уч.62-67, ч2

Текущая

91

26.01

Простая и сложная формы будущего времени глаголов.

Уч.32-35

Тет.20-21

Текущая

92

27.01

Простая и сложная формы будущего времени глаголов.

Уч.35-39

Тет.21-22

Текущая

93

28.01

Простая и сложная формы будущего времени глаголов.

Уч.39-43

Тет.23-25

Текущая

94

29.01

Простая и сложная формы будущего времени глаголов.

Уч.43-46

Текущая

95

01.02

Р/р Рассуждаем о нашем прошлом.

Уч.67-71, ч2

Текущая

96

02.02

Простая и сложная формы будущего времени глаголов.

Уч.47-48

Тет.26-27

Текущая

97

03.02

Личные  местоимения.

Уч.49-52

Тет.27-28

Текущая

98

04.02

Личные местоимения.

Уч.52-55

Тет.28-29

Текущая

99

05.02

 Самостоятельная работа №3  «Части речи».

Уч.56-57 у.с. №51

Коррекция

100

08.02

Р/р Что такое аннотация и как её составлять?

Уч.71-76, ч2

ПК

Текущая

Орфограммы в корнях слов- 8 часов

101

09.02

Работа над ошибками. Разбор слова по составу.

Уч.58-60

Тет.29-30

Текущая

102

10.02

Разбор по составу глаголов.

Уч.60-62

Тет.31-32

Текущая

103

11.02

Разбор по составу глаголов.

Уч.63-66

Текущая

104

12.02

Орфограммы в корнях слов.

Уч.66-70

Тет.32-33

Текущая

105

Р.К.

15.02

Р/р Письменное изложение «Самолётик».

       Уч.76-78 , ч2

Тет.33-35

Текущая

106

16.02

Орфограммы в корнях слов.

Уч.71-73

Тет.35-36

Текущая

107

17.02

Орфограммы в корнях слов.

Уч.74-76

Тет.36-38

Текущая

108

Р.К.

18.02

 Контрольное изложение «Путешествие по Дону».

итоговая

Орфограммы в суффиксах слов- 14 часов

109

19.02

Работа над ошибками. Орфограммы в суффиксах слов.

Уч.77-79

Тет.39-40

Текущая

110

22.02

Существительные. Беглый гласный.

Уч.79-81

Тет.41-42

Текущая

111

22.02

Существительные. Беглый гласный.

Уч.82-83

Тет.42-43

Текущая

112

24.02

Существительные. Беглый гласный.

Уч.84-85

Текущая

113

Р.К.

25.02

Буквы О/Е после шипящих.

Уч.85-86

Тет.43-44

Текущая

114

26.02

Безударный гласный, проверяемый ударением.

Уч.86-87

Тет.44-45

Текущая

115

29.02

Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц.

Уч.87-89

Тет.46-47

Текущая

116

01.03

Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц.

Уч.90-91

Тет.48-49

Текущая

117

02.03

Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц.

Уч.92-93

Тет.50-51

Текущая

118

03.03

Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц.

Уч.94-96

Текущая

119

04.03

Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

Уч.96-98

Текущая

120

07.03

Р/р Что такое монолог и диалог.

Уч.78-79, ч2

Текущая

121

07.03

Контрольный диктант

 № 3 «Рыбки в клетке»

Итоговая

122

09.03

Работа над ошибками. Глагольные суффиксы.

Уч.99-100

Тет.51-54

Коррекция

Орфограммы в окончаниях слов- 17 часов

123

10.03

Орфограммы в окончаниях слов. Существительные.

Уч.101-103

Тет.55

Текущая

124

Р.К.

11.03

Орфограммы в окончаниях слов. Существительные.

Уч.103-105

Тет.56

Текущая

125

14.03

Р/р Учимся составлять аннотации.

Уч.80-82, ч2

-

Текущая

126

15.03

Р/р Продолжаем знакомиться с текстом –рассуждением.

Уч.82-87, ч2

Текущая

127

16.03

 Орфограммы в окончаниях слов. Прилагательные.

Уч.105-107

Тет.56-58

Текущая

128

17.03

Орфограммы в окончаниях слов. Глаголы.

Уч.107-109

Тет.59-61

Текущая

129

18.03

 Самостоятельная работа. №  4 «Орфограммы в   словах».

Уч. 109-110 №116

Тет.62-63

Коррекция

130

30.03

Р/р Работа с картиной Богданова- Бельского «Дети».

Уч.87-90, ч2

ПК

Текущая

131

Р.К.

31.03

Р/р Письменное изложение «Муравьишкин корабль».

Уч.90-92, ч2

Текущая

132

01.04

Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях слов.

Уч.111-113

Тет.63-65

Текущая

133

04.04

Орфограммы в окончаниях слов.

Уч.114-115

Тет.65-66

Текущая

134

05.04

Орфограммы в окончаниях слов.

Уч.116-117

Текущая

135

06.04

Р/р Учимся составлять аннотации.

Уч.92-94, ч2

Текущая

136

07.04

Орфограммы в окончаниях слов.

Уч.118-119

Текущая

137

08.04

Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола.

Уч.120-122

Тет.66-67

Текущая

138

11.04

Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола.

Уч.123-124

Тет.67-68

Текущая

139

12.04

Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола.

Уч.125-127

Текущая

Орфограммы в приставках- 4 часа

140

13.04

Орфограммы в приставках.

Уч.127-128

Тет.69-70

Текущая

141

Р.К.

14.04

Орфограммы в приставках.

Уч.128-130

      Тет.70-72

Текущая

142

15.04

Орфограммы в приставках.

Уч.130-134

Текущая

143

18.04

Орфограммы в приставках.

Уч.135-136

Текущая

Работа разделительного мягкого знака- 15 часов

144

19.04

Работа разделительного мягкого знака.

Уч.136-139

Тет.72-73

Текущая

145

20.04

Р/р Рассматриваем старые фотографии.

Уч.95-103, ч2

ПК

Текущая

146

21.04

Работа разделительного мягкого знака в прилагательных отвечающих на вопрос чей?

Уч.140-143

Тет.74-75

Текущая

147

22.04

Работа разделительного мягкого знака в прилагательных отвечающих на вопрос чей?

Уч.143-149

Текущая

148

25.04

Работа разделительного мягкого знака в прилагательных отвечающих на вопрос чей?

Уч.149-153

Текущая

149

Р.К.

26.04

Р/р Учимся писать сочинение.

Уч.104-105, ч2

-

Текущая

150

27.04

Р/р Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.

Уч.105-107, ч2

портреты

Текущая

151

28.04

Слова, которые легко перепутать.

Уч.153-155

Тет.76-77

Текущая

152

29.04

«ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.

Уч.155-158

Тет.77-78

Текущая

153

02.05

Прилагательные. Краткая форма.

Уч.158-159

Тет.78-79

Текущая

154

03.05

Глагол, как часть речи.

Уч.159-161

Текущая

155

04.05

Р/р Учимся писать сочинение.

Уч.107-111, ч2

Текущая

156

05.05

Написание – ться и тся в  в глаголах.

Тет.79-80

Текущая

157

Р.К.

06.05

Глагол, как часть речи.

Уч.163-164

Тет.80-81

Текущая

158

06.05

Самостоятельная работа №5 по теме: «Работа  мягкого знака».

Уч. 164-165

Тет.81

Итоговая

Предложения- 12 часов

159

10.05

Работа над ошибками. Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены.

Уч.166-169

Тет.82-83

Коррекция

160

11.05

Р/р Сведения о писателях.

Уч.112-115, ч2

ПК

Текущая

161

12.05

Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены.

Уч.170

Текущая

162

13.05

Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены.

Уч.171 №174

 Текущая

163

Р.К.

16.05

 Учимся давать характеристику предложению.

Уч.172-173

Тет.83-84

Текущая

164

17.05

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Уч.173-177

Тет.84-85

Текущая

165

18.05

Р/р Сведения о писателях.

Уч.116-121,ч2

ПК

Текущая

166

19.05

Отличие сложных предложений от простых  с однородными членами.

Уч.177-182

Тет.85-87

Текущая

167

20.05

Контрольный диктант  №4  «Тень».

Итоговая

168

Р.К.

23.05

Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых с однородными членами.

Уч.184-188

Тет.87-90

Коррекция

169

24.05

Отличие сложных предложений от простых  с однородными членами.

Уч.189-192

Тет.91-94

Текущая

170

25.05

Р/р Сведения о писателях.

Уч.122-125, ч2

Текущая

 

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Методические пособия:

Рабочая программа разработана на основе Программы по предмету «Русский язык» М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)  и обеспечена:

•Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2, 3 /Н.А.Чуракова. – М.: Академкнига; Учебник, 2011 год.

•Байкова Т.А. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1, №2 /Т.А. Байкова, О.В.Малаховская, Е.Р.Ерышева. – М.: Академкнига; Учебник 2012г.

•Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс. Методическое пособие для учителя /Н.А.Чуракова,  Т.А. Байкова, О.В.Малаховская. – М.: Академкнига; Учебник, 2011 год.

•Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.

  • печатные пособия:

1. УМК  Русский язык, 4 класс по программе «Перспективная начальная школа».

2. Дидактический материал к урокам регионального компонента в начальной школе /авт.-сост. В.И. Безверхова.-Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010

3. Русский язык. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д.: Легион, 2010.

 

  • экранно-звуковые пособия:

1.проектор

2.экран

3.ПК

  • цифровые образовательные ресурсы:

1.сайт www. school.ru

2. сайт www. учитель.ru

 

  • демонстрационные пособия:

1.репродукции картин

2.карточки.

9. Инструмент оценки планируемых результатов

Оценивание результатов учащихся по предмету «Русский язык» проводится в процессе текущей, итоговой и коррекционной диагностик.

Текущая диагностика включает: письменные задания в тетрадях для самостоятельных работ, словарные диктанты, списывание текста.

Коррекция включает: повторные тесты, диктанты, контрольные списывания, изложения.

Итоговая диагностика: итоговые контрольные работы, письменные изложения, диктанты, проверочные работы.

Отметка

Количество допустимых ошибок

Текущая диагностика

(по текущему материалу)

Итоговая диагностика (по пройденному материалу)

«5»

(«отлично»)

отсутствие ошибок или не более одного недочета

отсутствие ошибок или не более одного недочета

«4»

(«хорошо»)

2-3 ошибки

или

1-6 недочетов

или

2 ошибки +2 недочета

или

1 ошибка +4 недочета

(негрубая)

2 ошибки

или

4 недочета

или

1 ошибка+2 недочета

или

1 ошибка + 1 недочет

«3»

  («удовлетворительно»)

4-6 ошибок

или

10 недочетов

или

2 ошибки + 6 недочетов

или

3 ошибки + 4 недочета

или

4 ошибки + 2 недочета

или

5 ошибок + 1 недочет

или

1 ошибка + 5 недочетов

или

1 ошибка + 6 недочетов

3-5 ошибок

или

8 недочетов

или

2 ошибки + 3 недочета

или

3 ошибки + 3 недочета

или

1 ошибка + 4 недочета

или

1 ошибка + 5 недочетов

или

1 ошибка + 6 недочетов

или

1 ошибка + 7 недочетов

«2»

(«плохо»)

более 6 ошибок

или

более 10 недочетов

более 5 ошибок

или

более 8 недочетов

                                                               Приложения

Пояснительная записка

Источник: Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: Методическое пособие: Н.М. Лаврова 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 352с.

Проверяемое содержание курса: безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением; парный звонкий-глухой согласный в середине и на конце слова; словарные слова; буквосочетания жи-ши, ча-ща; безударные окончания существительных; безударные окончания прилагательных; ь-показатель мягкости согласного; безударный глагольный суффикс в глаголах прошедшего времени; раздельное написание не с глаголами; слитное написание приставок; раздельное написание предлогов; оформление предложения; О/Е после шипящих в суффиксе; ться/-тся в глаголах; безударные личные окончания глаголов; наличие/отсутствие ь после шипящих на конце слова; выбор написания ци/цы; буквосочетание чк.

Входной диктант

Обвалы

   В лесу начались страшные обвалы.

   Белка спала в своем гнезде на ветке ели. Вдруг снежный ком обрушился с дерева на крышу гнезда. Гнездо скрылось под снегом. Белка выскочила. Но ее бельчата остались в гнезде.

   Белка стала копать снег. Пушистый снег накрыл крышу гнезда. Круглое гнездо из теплого мха осталось целым. Бельчата и не проснулись в нем. Они еще голые и слепые. Маленькие они и глупые.

                                                                                                             (65 слов)

Слова для справок: еще.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. 1-е предложение разбери по членам предложения.
  2. Найди и подчеркни в тексте родственные слова. Выдели в них корни.

Выпиши родственные слова парами. Покажи стрелками, какое слово от какого образовалось. В словах, где есть чередование в корне, подчерни буквы чередующихся согласных.

Вариант 2

  1. Разбери по членам предложения 2-е предложение в третьем абзаце.
  2. Выпиши из текста 5-6 слов с безударным гласным в корне проверяемым ударением. Перед каждым словом в скобках пиши проверочное слово.

Контрольный диктант №1

Утренний ветерок

   Была тихая летняя ночь. Все спало. И ветерок заснул.

   Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из-под куста. Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Все пылает утренняя зарница. Вот и солнышко скоро взойдет. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся цветок. Взглянул, а уже солнышко светит.

                                                                                                           (64 слова)

Слова для справок: зарница, из-под.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.

 Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Найди предложения с однородными членами. Подчеркни в каждом основу предложения.
  2. Найди и подчеркни в тексте родственные глаголы. Выдели в них корни.

Вариант 2

  1. Разбери 6-е предложение во втором абзаце по членам предложения.
  2. Запиши на одной строке глаголы из 1-го и 6-го предложений, поставив их в начальную форму. Глаголы будит, будет, будем, будим запиши в соответствующий столбик под ними, учитывая их значение. Выдели окончания. Укажи над глаголами время, лицо и число.

Контрольный диктант №2

Осень.

   Вот вскормлены птенцы. Они научились летать и разыскивать себе еду. Наступило время отправляться в далекое путешествие.

   Некоторые из наших птиц улетают рано. Взять стрижа.

   Лето еще. Тепло. В воздухе вьются мухи и комары. Холод и голод еще не гонят от нас стрижей. Но стрижи уже собрались в стаи. Они каждое утро далеко улетают от своих гнезд. Возвращаются стрижи домой на ночь. И вдруг совсем исчезли. Теперь не увидишь до самого лета.

                                                                                                          (71 слово)

Слова для справок: некоторые, комары.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. 7-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди во втором абзаце глаголы-исключения. Подчеркни их желтым карандашом. Выдели окончания. Над ними укажи спряжение.

Вариант 2

  1. 3-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди и подчеркни в тексте родственные слова. Выпиши их в столбик в той форме, в которой они используются в тексте.

Контрольный диктант №3

Рыбки в клетке

   Однажды я нырял у берега. На дне я вдруг увидел клетку. Она походила на птичью. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и вынырнул из воды. Клетка была рыболовным садком. В клетке было пять ершей. Как они жили?

   Ершей я выкинул в воду. Садок забрал в деревню. Там нашелся хозяин. Это дед Степан ловил рыбу. Посадил он рыбу в садок и опустил его за борт. Веревка перетерлась, и садок с ершами утонул.*

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о запятой в предложении, отмеченном звездочкой.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. В первом абзаце найти глагол-исключение. Подчеркни его синим карандашом. Выпиши глагол в начальной форме. Укажи над ним спряжение.
  2. Выпиши столбиком две группы родственных слов. Выдели в них корни.

Вариант 2

  1. Найди в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми. Разбери его по членам предложения.
  2. Найди и подчеркни в 6-м предложении первого абзаца все известные тебе орфограммы.

Итоговый контрольный диктант №4  

Тень

   В лесу тишь. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Качается ленивая паутинка.

   Хорошо идти от поляны к поляне. На каждой поляне свой теплый настой. На одной – медовый, а на другой – грибной.*

   На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Что он делал? Он махал головой, потом вдруг носом тыкался в землю. Кувыркался через тощий задок и скреб ногтями землю. Он что-то ловил, но не мог поймать. И вдруг я все понял! Медвежонок ловил свою тень!

                                                                                                              (74 слова)

Слова для справок: поймать, что-то.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о запятой в предложении, отмеченном звездочкой.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. 4-е предложение разбери по членам предложения.
  2. Найди и выпиши из текста 2-3 слова с безударной гласной и подбери к ним проверочные слова

Вариант 2

  1. 3-е предложение разбери по членам предложения.
  2. Найди в тексте 2-3 глагола, выпиши их и поставь их в начальную форму.

Контрольное изложение

Путешествие по Дону.

   У Володи отец – капитан. Он взял сына в рейс. Теплоход медленно скользит по воде, заходит в каменный ящик. Это шлюз.

   Струится вода по стенам. Ты запрокидываешь голову и замираешь.

   Над шлюзом, над облаками скачут два всадника. Высоко занисли они сабли, натянули поводья. Это казаки.

   Шумит, пенится вода в шлюзе и поднимает теплоход. Вот уже видны деревья, каменные дамбы. Ты не веришь своим глазам: перед тобой бесконечная водная гладь. Ии радостно вздрагивает сердце перед этой ширью. Это Цимлянское море.

                                                                                                               (76 слов)

Контрольное списывание

Утес

   Давно это было. Высокие горы с тех пор курганами стали. Где болота и топи страшные были, теперь рощи шумят зеленые. В рощах птицы поют веселые.

   Только высокий утес стоит по-прежнему у Тихого Дона. Стоит, на могучую реку смотрит, прислушивается. За утесом Тихий Дон в море впадает и долго еще дорожкой светлой между морскими берегами белеет. Плывут над утесом облака, гуляет над ними ветерок степной, ласковое солнце лучами его согревает. Тихий Дон плещется внизу, шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает. Стоит высокий утес, слушает.

                                                                                    (82 слова)

Самостоятельная работа «Спряжение глаголов»

З а д а н и е: вставьте в глаголы 2-го лица единственного числа соответствующие окончания I и II спряжений.

В а р и а н т  I

Слыш.., мечта.., подерж.., подкорм.., помеша.., наблюда.., рыбач.., светле.., напада.., кол.., проверт.., подыш.., перегон.., потерп.., зарыда.., рыщ.., присмотр.., скос.., молв.., куп.., сажа.., посад.., дыш.., искупа.., стерп.., угон.., устел.., мысл.., свет.., молот.., сдерж.., обеда.., слом.., куса.., куша.., затян.., влета.., увид.., посол.., среж.., излуча.., мечта.., обеща.., багрове.., наскоч.., гон.., ощипа.., наряд.., наступа.., приневол.., наброс.., окруж.., нюха.., выдерж.., высуш.., мерзн.., подсмотр.., вытерп.., услыш.., обманыва.., помеша.., зиму.., озябн.., мелька.., лику.., изменя.., застел.., кача.., леч.., пойма.., слома.., задыш.., люб..

Самостоятельная работа «Однородные члены предложения»

1. Выберите и отметьте знаком «+» правильный ответ.

Однородные члены предложения относятся:

а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;                                                                                                  

б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;                                                                                          

в) к одному и тому же слову в предложении.                            

2. Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните одной чертой те слова, которые относятся к слову Женя.

Женя вытерла слезы, приложила телеграмму к губам и тихо прошептала: «Папа, приезжай скорей!» (А. Гайдар.)

3. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.

4. Выберите и отметьте значком «+» предложения с однородными членами.

а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ежики, зайцы и белки.                                                                                                                      

б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.  

в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.                    

г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.                                    

5. Вставьте в правило пропущенные слова.

Однородные члены предложения относятся к _______ слову в предложении и отвечают на _______ вопрос.

6. Подчеркните одной чертой однородные члены в каждом предложении.

1) Я спустил ноги с кровати, потихонечку оделся и вышел на улицу.

2)* Земля от листьев желтая стала, а под кленом она красная и оранжевая, как на картинках.

7. Вставьте, где надо, пропущенные знаки препинания.

Муравей сидит на листике и думает: «Ничего, успею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: желтый сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес через реку через деревню. (В. Бианки.)

8. Исправьте, где надо, ошибки в знаках препинания.

1) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.

2) Чик перестал задираться с соседями и крепко подружился с ласточками.

3) Без рук без топора построена избенка.

4) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.

5) Дождик вымочит а солнце высушит.

6) Душный ветер пыль приносит, и глаза песком заносит.

Самостоятельная работа «Части речи»

  1. Подчеркни только части речи

Запятая, корень, прилагательное, предлог, глагол, окончание, союз, существительное.

  1. Вставь пропущенные буквы, укажи части речи.

Цв…тной карандаш , душистые яг…ды, осв…тило окрестности, поб…жал к

руч…ю, снежный сугро...  , труп м… дведя,

3.Подпиши одушевлённые (ОД), неодушевлённые (НД).

Ветер, синица, дятел, ученик, груша, огурец, помидор

  1. Определи род и число существительных.

Змея____________________________

Волки___________________________

Облако__________________________

  1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

Красное, зеленеть, смелая, играть, заботливый, честные, пробежка

  1. Определи род имени прилагательного.

Зелёная листва, высокий дуб, красное солнце, хитрая лиса

6, Найди и подчеркни глаголы.

Звенит, рисунок, запела, облако, светят, молчание, достать

  1. Определи время глагола.

Бежал, сижу, запою, слепили, облетают, прочитают, будут звать

  1. Разбери слова по составу.

Прибежала, подписали, залетела, посмотрели

  1. Сделай звуко - буквенный разбор

Дубки –

Самостоятельная работа «Орфограммы в словах»        

1. В слове снегирь:

а) 1 непарный звонкий согласный звук;

б) 2 непарных звонких согласных звука;

в) 3 непарных звонких согласных звука;

г) 4 непарных звонких согласных звука;

д) 5 непарных звонких согласных звуков.

2. Зачеркните слова, в которых допущены ошибки:

а) заъехали;

б) подъпрыгнул;

в) подъехали;

г) помощь;

д) товарищь.

3. Зачеркните слова, которые неправильно перенесены:

а) прос-нул-ся;

б) у-га-дал;

в) осе-нний;

г) ве-сен-ний;

д) за-сме-ял-ся.

4. Подчеркните слова, однокоренные для слова рисовать:

а) рисовая;

б) рисунок;

в) зарисовка;

г) рис.

5. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной о:

а) кв..ртира;

б) г..ризонт;

в) п..льто;

г) п..ссажир;

д) комн..та.

6. Вставьте окончания, подчеркните имена существительные 3-го склонения:

а) К нашей радост.., этой осенью стояла прекрасная погода.

б) В сырост.. и слякот.. наступал март.

в) Конь быстро скакал по дорог.. к пристан.. .

7. Зачеркните неправильные высказывания:

а) имена прилагательные изменяются по родам;

б) имена прилагательные не изменяются по падежам;

в) имена прилагательные имеют три лица;

г) имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.

8. Вставьте окончания, подчеркните глаголы будущего времени:

а) Скоро птицы улетят на юг.

б) Зимой солнце светит.., но не гре.. .

в) Подруга напиш.. тебе письмо.

9. Разберите только те предложения, в которых есть однородные сказуемые:

а) Скоро буйно зацветет сирень, черемуха, яблони.

б) Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон.

в) Страшный буран свистел, стонал, ревел и распугал лесных животных.

10. Припишите подходящие названия животных:

а) голоден, как  … ;

б) хитер, как  … ;

в) труслив, как  … ;

г) неповоротлив, как  … ;

д) нем, как  … ;

е) надут, как  … .

Самостоятельная работа «Работа ь знака»

1.Найди ошибки и запиши слова правильно.

Летняя жара, лисяя нога, медвежая лапа, пушистая лапа, бараних рогов, осенних дней, оленюю пищу, зимнюю одежду.

Стрижь, молодежь, глушь, стажь, помощь, лещь, трубачь, маршь, вкладышь, плачь, ткачь, речь, крепышь, плащь, фаршь, пляжь, ложь.

2. Спишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак (ь).

Я выхожу на балкон освежит..ся и полюбоват..ся ранним утром. Из сада доносит..ся пение  птиц. Слышит..ся тонкий голосок малиновки. В вышине разносят..ся звонкие трели жаворонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.1 класс.УМК перспективная начальная школа.

Рабочая программа по русскому языку для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по русскому языку включает в себя...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку(письму) для 2 класса МБОУ «Гимназия № 45» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".

Рабочая программа по русскому языку для1 класса УМК "Перспективная начальная школа" состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического планирования, требований к уровню подг...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа

Соответствует ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа...