Урок русского языка в 4 классе. Тема: Части речи (обобщение). Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания о частях речи; расширить знания по данной теме с помощью дополнительной литературы; развивать орфографическую зоркость, словесно-логической мышление, умение строить умозаключения; воспитывать любовь и уважение к родному языку. Оборудование: учебник, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, схема-опора, мультимедийная программа.
Ход урока. 1. Целеполагание и мотивация. Ну-ка вместе подтянулись И друг другу улыбнулись, Тихо сели на урок. Грамматика, грамматика – Наука очень строгая. Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без нее Плохое было бы житьё. 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. - Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, будем изучать особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли. - Девиз нашего урока прочитайте на доске. (Грамотную речь приятно слушать). - Исследуйте предложение и найдите «опасные» места (подчеркнуть на доске). - Запишите девиз урока. Обозначьте знакомые вам части речи. 3. Совместное открытие знаний. - С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное. Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. - Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (проецируется портрет и выссказывание). Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья3. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица3. - Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова). - Девочки сосчитают имена существительные (14 слов). - Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи (высказывания детей). - Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи. Покажите, как вы научились давать характеристику имени существительного (проецирование схемы-опоры). (У доски с комментированием выполняют морфологический разбор один ученик) Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. (Самостоятельно у доски работает другой ученик) Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. (Дети оценивают самостоятельную работу ученика) - Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – глагол. Ученик (на голове шапочка с названием части речи): Глагол – самая важная и нужная часть речи. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растет. - Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю вам провести грамматический опыт. Прочитайте высказывание А.М. Горького (проецируется портрет и высказывание): Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку. - Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение. - Назовите глаголы, которые встретились в тексте. - Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили? - Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта? (высказывания детей) - Докажите, что вы умеете разбирать глаголы по составу. (Один ученик с комментированием выполняет разбор по составу глаголов из данного высказывания.) Любите, научит, уважать, окрыляет. (Один ученик самостоятельно у доски работает по карточке. На ней записаны глаголы для разбора: перелетают, садится, строить, читают, узнаешь) ( Дети оценивают самостоятельную работу ученика) - Итак, мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но спор вступила еще одна часть речи – имя прилагательное. Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее. Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и вы сами в этом убедитесь (проецируется портрет и высказывание). Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. - Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка. - Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи (высказывания детей). - Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные. Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью. Слова автора поставим впереди. Вспомним схему полученного предложения (проецирование схемы-опоры: А: «П.») - Итак, мы выяснили, что имена прилагательные важны и нужны в нашей речи. - Какие еще части речи вы знаете? - Что можете сказать об их значении в нашей речи? - Все вместе части речи делают нашу речь грамотной, выразительной. А мы с вами будем изучать особенности каждой части речи. 4.Релаксация. - Вспомним красивые уголки окрестностей и улиц нашего родного города. Закройте глаза. Представьте себе, что к вам в гости приехал друг из другого города. Какие интересные места вы бы ему показали и что интересного рассказали о своей маленькой родине (высказывания детей).(Проецирование фотографий старинных зданий нашего города, уголков городского парка, окрестностей города) - Запишем предложение о нашей маленькой родине. Улицы нашего города украшают старинные здания. (у доски с комментированием выполняется разбор предложения по схеме-опоре, которая спроецирована на экран) (Самостоятельно у доски работает ученик по карточке. На ней записано предложение: Ж…тели гор…да выс…живают кр…сивые цв…ты и поддерж…вают п…рядок на ул…цах.) - Рубрику «Это интересно» подготовила ваша одноклассница. Девочка (в руках книга о нашем городе): Годы бегут, как роли в сказке Среди тревог, забот, мытарств. А на земле сейчас Аткарской Есть город в честь реки - Аткарск. Это отрывок из стихотворения нашего земляка Юрия Анненкова. Город Аткарск был основан по приказу императрицы Екатерины II в 1780г. Называли его тогда «соломенный город», потому что все крыши были покрыты соломой, а вокруг каждого дома стоял забор из хвороста. Из-за пожаров город не раз горел и снова восстанавливался, постепенно меняя свой облик. Но здания из красного кирпича стоят до сих пор. Они украшают наш современный город. 5. Самостоятельное применение знаний. - Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. В гости к нам пришел наш друг Знайка (проецирование героя на экран). Он приготовил для вас несколько заданий. Постарайтесь правильно их выполнить и доказать, что вы были внимательны на уроке и все запомнили. Задание 1. Назовите алгоритм написания безударных окончаний имен существительных. Докажите, что вы умеете пользоваться этим алгоритмом. Читал в библиотек…, причалил к пристан…, вышел из рощ…, лежали в портфел…, скакал на лошад… (Работа с сигнальными карточками. Устные объяснения детьми выбранного окончания имен существительных) Задание 2. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Докажите, что вы умеете определять спряжение глагола. (Работа в парах по карточкам) Найдите и выпишите 10 спрятавшихся глаголов. Укажите их спряжение. р н к а й р т м к з с г о в о р и т ь п у Д м с о а ю п р д б в а ю и ч и т а т ь н ч щ к т а н ц е в а т ь ж ц ь ю у ж б п м р е л я н с м п р ы г а т ь с т е к р л х д т а о у ю с т о я т ь и я б ф к т к с г е ч т ж р ш и ь в и а т о ь у ю з б ю б т в ь л ю а о а с ц к ь м ф ч я ю р (Проверка с помощью спроецированного кадра, на котором выписаны все глаголы с указанием спряжения) Задание 3. Составьте пословицы, соединив черточкой их части и вставьте окончания (у каждого ученика – карточка. Работа выполняется на ней)
- Назовите алгоритм написания окончания имен прилагательных (алгоритм спроецирован на экран). (Взаимопроверка и оценивание работы детьми. Общая проверка по экрану). - Объясните смысл одной из пословиц по вашему выбору. 6. Подведение итогов. - Вы справились с заданиями Знайки и показали умение учиться, добывать знания, применять их в жизни. Подходит к концу наш урок. - Чем занимались на уроке? - Какой вывод о значении частей речи мы сделали? - Что было интересным? - Что показалось трудным? - Работу кого из одноклассников вы сегодня отметите? Почему? - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. Вы добросовестно трудились и помогали мне учить вас. (спроецировано слово – МОЛОДЦЫ). |