Конспект интегрированного урока русского языка и логопедического занятия по теме "Безударная гласная".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

В начальной школе наблюдается тенденция  увеличения количества учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Актуальными становятся занятия, организованные совместно учителем начальных классов и учителем - логопедом. данный материал рассчитан на учащихся 2-3 классов. урок можно провести в форме путешествия по зимнему лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_logopedicheskoe_zanyatie.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока русского языка и логопедического занятия по теме «Безударная гласная в корне слова».

  1. Формулирование темы урока.

На доске картинки с изображением зимнего леса, снегиря и зайчика.

Рассмотрите картинке на доске и определите тему урока.

Учитель вывешивает на доску карточку: Жизнь зверей и птиц в зимнем лесу.

  1. Постановка задач урока. Какие задачи мы перед собой поставим? Дети формулируют.
  2. Для того чтобы ответить на эти вопросы, отправимся в путешествие по зимнему лесу.
  3. Показ презентации. 

Ребята, какая тишина вокруг. Мы с вами гуляем, но никого ещё не увидели. Неужели все в лесу уснули? Но вот на снегу мы видим… (Включить проектор с презентацией «Чьи следы?»).

Следы в зимнем лесу, как книжка, по которой можно узнать, кто и куда направляется, что делает? Как вы думаете, чьи это следы?

Дети говорят «лисьи», «заячьи» и т.д.

  1. Работа над текстом «Зимний лес».

Заходим всё далье и дальше в зимний лес.  Мы уже можем увидеть его обитателей. Давайте прочитаем текст, который лежит у вас на партах.

Зима почти всегда приходит внезапно. В этом году она не очень торопилась к нам. Но вот пошел снег, и зима по-настоящему вступила в свои права. Зима очень красивое время года. Особенно красиво зимой в лесу, когда стоит морозная погода, а под ногами похрустывает снег. Лес стоит волшебный, все тихо и торжественно. Деревья не черные и серые, а стоят нарядные укрытые снегом, словно белыми шалями. Тяжелыми белыми шапками покрыты темно-зеленые ветви ели. Иногда снег срывается с веток и рассыпается серебристой пылью. Зимний лес живет своей жизнью. Все тихо и торжественно в зимнем лесу. Кажется, что он спит. Многие лесные жители залегли в спячку, а те, кто не спит, бегают по лесу, добывая себе пропитание. Вот где-то с веток упал снег. Это проказница белка скачет с ветки на ветку в поиске орехов, спрятанных в дуплах деревьев еще с осени. От дерева к дереву тянутся ее следы. Где-то промелькнул зайчишка в поисках еды. Заяц-трусишка ловко сдирает кору с березы. Синички-гаечки весело скачут по веткам сухого дерева,  ищут под корою жучков. Красногрудые снегири, как ягоды рябины, сидят на ветках деревьев. Важно бродит по лесу лось – лесной великан с огромными рогами. Не холод страшен зимой лесным жителям, а голод. Недолог зимний день. Наступает вечер. По опустевшему лесному царству зашумит, загудит, завоет холодный ветер. Все живое в лесу замирает в ожидании следующего дня.

Первый раз читает учитель и «сильные» учащиеся.

Вопросы по первичному восприятию текста:

Понравился ли вам рассказ? Его автор – школьник Матвей Якушин- победитель Всероссийского конкурса «Вектор успеха» в номинации «Рассказы о Новом годе, Рождестве и зиме.

Озаглавьте текст. Автор дал такое название своему произведению  - «Зимний лес».

Прочитайте текст еще раз с карандашом в руках. Каких обитателей мы встретили в зимнем лесу, подчеркните. Подчеркните, как автор говорит о них.

После самостоятельного чтения заслушать ответы детей.

На доске появляются записи:

Белка – проказница

Заяц – трусишка

Синичи – гаечки

Снегири – красногрудые, как ягоды рябины

Лось – лесной великан

Почему выделена одна фраза? Чем она отличается от других? Это сравнение.

Найдите в тексте и другие сравнения.

Укрытые снегом, словно белыми шалями.

Снег рассыпается серебристой пылью.

  1. Физкультминутка.
  2. Отгадывание загадок в группах. 

Какие нарядные ёлочки встретились нам на пути. Возьмите задание на ёлочках. Сейчас вы будете работать в группах. Догадайтесь, что вы будете делать (отгадывать загадки). В загадках также очень часто используется приём сравнения.

Окраской сероватая, повадкой вороватая,                    

Крикунья хрипловатая – известная персона,                                        

Кто это?

Сильная большая птица, даже кошки не боится.                          

Очень важная персона чёрно-серая …

Птичка-невеличка ножки имеет, ходить не умеет.                                  

Хочет сделать шажок, получается прыжок.

Чик-чирик! К зёрнышкам – прыг!                            

Клюй, не робей! Кто же это?

- Ты откуда? Ты откуда                        

Прилетел к нам, красногрудый?                                            

- Облетел я всю Сибирь.                                                

 - Как зовут тебя?

Красногрудый, чернокрылый. Любит зёрнышки клевать.                          

С первым снегом на рябине он появится опять.

Спинкою зеленовата. Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Любит семечки и сало. Во дворе с утра летела.                  

 Это маленькая птичка. Как зовут её?

Всё время стучит. Деревья долбит.                                

 Но их не калечит, а только лишь лечит.

Плотник острым долотом  

Строит дом с одним окном.

Дружбу водит лишь с лисой. Этот зверь сердитый, злой.  

Он зубами щёлк да щёлк.Очень страшный, серый …

Серый, страшный и зубастый произвёл переполох.                    

 Все зверюшки разбежались.Напугал зверюшек …

Всех зверей она хитрей. Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса.Этот зверь лесной …

Посмотрите-ка, какая! Вся горит, как золотая.                  

Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой.

Комочек пуха, длинное ухо.                              

Прыгает ловко, любит морковку.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.                                  

 От врагов спасают ноги, а от голода - кора.

  1. Игра «Назови ласково».

Мы замёрзли немного в зимнем лесу. Давайте поиграем в снежки. Дети говорят-«лиса-лисичка», «река-речка» и т.д.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2.  Работа со скороговорками.

Полетели, закружились в зимнем лесу снежинки. Принесли нам ещё одно интересное задание. Возьмите снежинки с заданиями на своих партах. Подумайте и скажите, что там написано?

В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел.

У  Вари на бульваре варежки пропали.

Шуба овечки горячее любой печки.

У Саньки новенькие санки.

Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Подарили Валерику и Вареньке варежки и валенки.

У Карпова двора укатана гора.

  1. Подведение итогов.

Вот и пора нам возвращаться с прогулки. Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока. Удалось ли нам достичь цели?

Что нового вы сегодня узнали?

Чему учились на уроке?

Какие задания вам понравились?

Если вам всё было понятно на уроке и у вас хорошее настроение, то поднимите маленькую снежинку, лежащую у вас на парте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Интегрированный урок русского языка и логопедического занятия

На уроке учитель и логопед совместно формируют навык правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне; добиваюся успешности учащихся в овладении речью....

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны", 2 класс

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны" , 2 класс...

конспект интегрированного урока русского языка и экологии "Пресс-конференция "Земля-наш дом""

Урок ведется в виде игры "Пресс-конференция", где участниками являются сами дети, а также учителя. Целью урока является Формирование экологического мышления и экологического мирово...