Конспект интегрированного урока русского языка и истории
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

"Имя прилагательное. 9 мая"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и истории

«Имя прилагательное. 9 мая»

Тема урока:  «Имя прилагательное. 9 мая»

Цели урока:

  1. Обучающая:
  • Обобщить знания детей по теме «Имя прилагательное»
  • Учить применять знания полученные на других предметах.
  1. Развивающая:
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
  • Развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе
  • Создать дружескую атмосферу на уроке.
  • Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к истории своей страны.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Диск к уроку с ИКТ

Ход урока

I. Организационный момент:

У.Запишите число, классная работа.

II. Орфографическая работа.

На доске:    Орфографическая минутка:

Свобода, победа, землянка, славная, окопы, борьба, героизм.

Дети по одному выходят к доске и записывают слова.

-А теперь найдите среди этих слов лишнее слово.

Д. Славная.

-Почему это слово оказалось лишним?

Д. Это имя прилагательное.

III. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Сегодня наше тема урока: Имя прилагательное.

- Так как мы с вами со 2 класса  изучаем имя прилагательное, какую цель мы должны сегодня достигнуть на уроке?

Д. Вспомнить всё, что изучили об имени прилагательном – обобщить.

Учитель предлагает   детям первого ряда задать вопросы по теме, остальные - отвечают:

- Что такое имя прилагательное?

- Это часть речи.

-Что обозначает?

- Признак предмета.

- Какие признаки обозначают имена прилагательные?

- Цвет, форму, размер, вкус, запах и т.д.

-На какие вопросы отвечает имя прил-ое?                        Приводят примеры.

- Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

-Как могут изменяться имена прилагательные?

-Изменяются по числам, по родам, по падежам.

-Чем имена прил-ые могут являться в предложении?

- Определением, сказуемым.

- Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные?

- Прилагательные помогают делать нашу речь выразительнее и точнее.

-Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова. Как вы думаете, что объединяет эти слова?

Ответы детей.

-А как вы думаете, почему я взяла  эту тему?

Дети. Скоро праздник День Победы.

-А что это за праздник? Какую победу мы празднуем?

Ответы детей.

-А как вы понимаете слово «Победа»?

ПОБЕДА - успех в битве, войне при полном поражении противника. (Толковый словарь Ожегова)

Этимология этого слова такова: «ПОБЕДА (старославянское) - образовано от

глагола побъдити – «победить», которое приставочным способом образовано от бъдити –  «убеждать», в свою очередь образованное от существительного бъда – «беда». (Этимологический словарь Крылова)

Можно  составить словообразовательную цепочку: ПОБЕДА – побъдити – бъдити – бъда. Как видим, наши мудрые предки считали, что человек должен преодолеть беды и препятствия, чтобы достичь успеха, ПОБЕДЫ.


IV.Работа над темой.

- Ребята, а кто из вас помнит из уроков окружающего мира, почему именно 9 мая празднуется День Победы?

Ответы детей.

- Давайте прочитаем упр. 1.

Текст на листе                                 

Упр.1

Прочитайте.

9 мая

9 мая в нашей стране празднуется День Победы СССР над вражеской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года.

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени во французском городе Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. А 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.

Сегодня 9 мая является самым важным, трогательным и славным праздником разных народов и национальностей.

Выпишите из второго предложения словосочетания существительных с прилагательными, определите род, число и падеж.

 

Словарная работа.

- Все ли слава вам знакомы, понятны?

Ответы детей.

Безоговорочный -  без всяких оговорок, отговорок, беспрекословный. (Толковый словарь Ожегова)

Капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях. (Толковый словарь Ожегова)

- Почему День Победы отмечается 9 мая?

Ответы детей.

- Прочитайте задание.

Дети находят прилагательные.

- Ребята как определить род, число и падеж у имен прилагательных?

Дети. По имени существительному.

- А почему по имени существительному?

Дети. Потому что имена прилагательные связаны с именем существительным.

Дети выполняют задание, выходят по одному к доске.

Учитель демонстрирует фотографии парада Победы 1945г, затем – 2013г.

V. Физминутка.

VI. Работа над темой.

    - Ребята, а кому мы обязаны этой победе? Благодаря кому мы победили?

Дети. Воинам (солдатам), которые защищали нашу Родину.

- А как сейчас, ведь после войны прошло много лет, называют этих воинов?

Дети. Ветераны.

-Давайте посмотрим, как растолковывается это слово.

Ветеран – старый опытный воин, участник многих боев. (Толковый словарь Ожегова)

Упр. 2                Ученик читает наизусть стихотворение

Ветераны Велик…(ой) Отечественн…(ой)

Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в
страшн…(ом) сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом
душевн…(ым) с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит
бывш…(ий) ротн…(ый) старшина
И слушает, как правнучек смеётся.

Юрий Соловьев

Выпишите из стихотворения прилагательные, вставляя пропущенные окончания.

-Для начала, чтобы правильно вставить окончание, определим орфограмму.

Дети. Безударные падежные окончания имен прилагательных.

- Как правильно написать безударное падежное окончание прилагательного?

Дети. Можно задать вопрос, посмотреть какое окончание будет у вопроса такое и у прилагательного. Либо определить падеж, род и вспомнить какие окончания в этом случае пишутся. 

Великой Отечественной (Р.п., ж.р., либо Какой?), в страшном (П.п., м.р., либо В каком?), душевным (Т.п., ср.р., либо Каким?), бывший ротный ( И.п., м.р.).

Дети по одному выходят к доске.

- В нашем поселке в данный момент живет один ветеран Вов – Кулешов Иван Степанович, ему сейчас 95 лет.

- Ребята, а только воинов называют ветеранами?

Дети. Ветеранами могут быть и работники тыла – ветераны труда.

VII. Работа над темой.  

- Ребята, это хорошо, что мы с вами не забываем ветеранов и поздравляем их, а как же быть  с погибшими защитниками нашей Родины? Как мы показываем, что мы не забываем о них, помним всегда.

Ответы детей. (С Вечным огнём) 

- Ребята, а как вы понимаете слово «вечный»? Почему его называют «Вечным»?

Ответы детей.

- Чтобы лучше понять это слово, попробуем подобрать к нему синонимы. Что такое синонимы?

Дети: Синонимы – это одинаковые по смыслу слова, но разные по произношению.

Вечный – бессмертный, неумирающий, неувядающий, нетленный, немеркнущий, неугасимый, постоянный, извечный (Словарь синонимов русского языка, СитниковаМ.А.).

Ве́чный ого́нь — постоянно горящий огонь, символизирующий «вечную память» о чём-либо или о ком-либо. (Википедия)

Вечный огонь - неугасающий факел, зажжённый на месте захоронения героев войны, на могиле Неизвестного солдата.(Толковый словарь Ожегова)

-Вечным огнем мы показываем , что мы помним и будем помнить о погибших вечно.

Читает ученица.

Вечный огонь  


Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

(Дмитрий Чибисов)

- Составьте предложения со словосочетанием вечный огонь (затем записывают и разбирают одно предложение). (Дети и взрослые возлагают венки к Вечному³ огню.)

Солдаты отдают честь погибшим у Вечного³ огня.

VIII. Самостоятельная работа

Делают морфологический разбор имени прилагательного.

Вечному – прил. Нач. ф. – вечный, ед.ч., м.р., Д.п., определение.

IХ. Творческая работа.

- Ребята, а сейчас у нас творческая работа. Очень много стихов песен, рассказов было написано о Великой Отечественной войне, о Великой Победе.

Учитель предлагает прочитать стихотворение.

Победа                                                                                                                                 Песни,
Награды, тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба, как                                                                                       Победа!

-Как, вы, считаете, красиво ли звучит это стихотворение?

Ответы детей.

- В начале урока мы с вами говорили о том, что прилагательные делают нашу речь понятнее и выразительные, так давайте же вставить в это стихотворение прилагательные так, чтобы это стихотворение зазвучало красиво. Почувствуйте себя начинающими поэтами

Победа

Песни ……………,
Награды …………,
………. тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
………., как Победа.

После ответов детей, учитель показывает стихотворение в оригинале.         

Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.

Х. Итог урока.

- Над какой темой мы работали? 
- Что мы повторили об имени прилагательном?

- Что нового вы узнали?

- Давно закончилась война… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. Поэтому очень важно сохранить  в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой  священный долг. В 2015 году мы буде праздновать 70-е Победы!

ХI. Домашнее задание.

Что такое День Победы?       (А. Усачёв)

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!

Выписать из стихотворения словосочетания существительных с прилагательными. Определить род, число и падеж имен прилагательных.

Приложение

Упр.1

Прочитайте.

9 мая

9 мая в нашей стране празднуется День Победы СССР над вражеской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года.

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени во французском городе Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. А 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.

Сегодня 9 мая является самым важным, трогательным и славным праздником разных народов и национальностей.

Выпишите из выделенного предложения словосочетания существительных с прилагательными, определите род, число и падеж.

Упр. 2  

Прочитайте                

Ветераны   Велик…    Отечественн…

Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в
страшн…    сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,
Теплом
душевн…   с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит
бывш…    ротн…   старшина
И слушает, как правнучек смеётся.

Юрий Соловьев

Вставь пропущенные окончания имен прилагательных.

Упр. 3  

Прочитайте        

Что такое День Победы?      


Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны    

                                                                                                                     Андрей Усачев

Выпишите словосочетания существительных с прилагательными, определите род, число и падеж прилагательных.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и истории СПб

Основная цель урока - учить детей применять заглавную букву в названиях городов, улиц и пр. На материале уроков истории СПб эта тема хорошо усваивается. Также к материалу привязана словарная работа....

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Конспект интегрированного урока русского языка и логопедического занятия по теме "Безударная гласная".

В начальной школе наблюдается тенденция  увеличения количества учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Актуальными становятся занятия, организованные совместно учителем начальных классов...

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны", 2 класс

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира "Безударная гласная в корне. Приход весны" , 2 класс...