Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  6. Содержание учебного предмета «Русский язык»
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
  8. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1. Пояснительная записка

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                    на основе авторской программы «Русский язык» авторов Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева

       Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения курса “Русский язык” формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

  • к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные предложения);
  • к слову (прямое и переносное значения, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
  • к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.)
  • к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
  • к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил. А также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры как будущих членов общества.

В программе выделен раздел “Виды речевой деятельности”, обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.

         3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ « Ики – Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева». на изучение данного курса выделено 136 часов, 4 часа в неделю.

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Предложение (синтаксис и пунктуация)

25

к/р – 3

р/р – 1

Части речи

99 

2

Имя существительное

39

к/р – 4

р/р – 3

3

Имя прилагательное

19

к/р – 2

р/р – 2

4

Личные местоимения

5

5

Глагол

33

к/р – 4

р/р – 3

6

Наречие

3

7

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

12

к/р – 1

р/р –  

Всего:

136

к/р – 14

р/р – 9

             4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

       Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 

          5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного  

               предмета

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы родного языка; осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии; осознание единства и различия этих реальностей;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета “Русский язык”.

Предметные результаты:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
  5. умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
  6. умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
  7. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  8. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  9. потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.

Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Предложение (синтаксис и пунктуация)

25

к/р – 3

р/р – 1

Части речи

99 

2

Имя существительное

39

к/р – 4

р/р – 3

3

Имя прилагательное

19

к/р – 2

р/р – 2

4

Личные местоимения

5

5

Глагол

33

к/р – 4

р/р – 3

6

Наречие

3

7

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

12

к/р – 1

р/р –  

Всего:

136

к/р – 14

р/р – 9

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны: знать / понимать:

  • признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;
  • признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;
  • термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
  • признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;
  • морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
  • признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;
  • правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;
  • признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонения имён существительных (1, 2, 3-е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);
  • правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа;

слова с непроверяемыми написаниями

6. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Предложение (25 ч.)

Главные и второстепенные члены

Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

Прямая речь

Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

Обращение

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

Части речи (99 ч.)

Имя существительное (39 ч.)

Общие сведения об имени существительном

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

Изменение имени существительного при сочетании с другими словами

Падеж. Падежные вопросы. Падежная форма. Управляющее слово.

Основные типы склонения имен существительных

Основные типы склонения имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных в единственном числе

Способы проверки безударных падежных окончаний существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и  мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.

Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (19 ч.)

Общие сведения об имени прилагательном

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Словосочетание прилагательного с существительным. Связь слов в словосочетании. Твёрдая и мягкая основа прилагательных.

Склонение имен прилагательных в форме единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода единственного числа

Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода единственного числа.

Склонение имён прилагательных в женском роде единственного числа

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме женского рода единственного числа.

Склонение и правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе    

Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа. Прилагательное как член предложения. Употребление в речи прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Личные местоимения (5 ч.)

Общие сведения о личных местоимениях

Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Личное местоимение как член предложения. Употребление в речи личных местоимений.

Склонение личных местоимений

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Глагол (33 ч.)

Общие сведения о глаголе

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределенная форма глагола

Неопределённая форма глагола. Суффиксы неопределенной формы глагола (-ть, -ти). Глагольные суффиксы (-е-, -и-, -а- (-я-), -ну-, -ова, и др.). Глаголы с частицей -ся.

Время глагола

Время глагола, изменение по лицам и числам. Изменение глаголов в форме прошедшего времени по числам и родам. Образование глаголов прошедшего времени.

Спряжение глагола

 I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Способы проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределенной форме). Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -тся, -ться. Глагол как член предложения. Особенности употребления в речи глаголов. Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.

Наречие  (3 ч.)

Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление в речи наречий.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (12 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...