"Знакомство с двумя формами будущего времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Красилова Ирина Леонидовна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Две формы будущего времени.2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка, проведенного в 3 а классе,

учителем Красиловой И.Л. 8 декабря 2015 года

Класс: 3

Тема учебного занятия: « Знакомство с двумя формами будущего времени»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип учебного занятия: урок открытия нового знания

Форма проведения урока:  урок – путешествие

Программа: «Гармония»

Цель:  создание условий для ознакомления с понятием двух форм глагола будущего времени через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности.

Задачи урока:

1.Образовательные

- формировать умение находить глаголы будущего времени сложной и простой формы;

- формировать умение грамотно формулировать свой ответ на основе подводящих к этому ответу упражнений.

2.Развивающие:

- развивать познавательную деятельность учащихся, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы;

-способствовать развитию внимания, памяти, мышления, которые входят в число познавательных процессов и обеспечивают человеку возможность сохранять в сознании запечатлённое, выражать последнее и передавать его другим людям.

3.Воспитательные:

-воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при работе в классном коллективе, в паре и группе.

Планируемый результат:

Предметные умения

  • знать временные формы глагола и особенность формы будущего времени;
  • уметь определять время глагола и вычленять из предложенных заданий  глаголы в форме будущего времени.

Метапредметные: 

Личностные: 

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: 

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: 

  • слушать и понимать речь собеседника;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • с уважением относиться к ответам и мнению товарищей;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: 

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний:
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • осуществлять анализ объектов;
  • наблюдать и делать выводы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

Межпредметные связи: литературное чтение.

Основные понятия: «две формы будущего времени: простая и сложная»

Оборудование: у учителя

                         - компьютер, мультимедийный проектор,

                         - презентация «Путешествие на остров одной части речи»,

                         - таблички для магнитной доски

                         

                          у учащихся

                         - учебник «Русский язык  К тайнам нашего языка» 3 класс, часть 1, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко – Смоленск               «Ассоциация ХХI век» 2013 г.

                         - лист самооценки,

                         - карточки с заданиями,

                         - цветы и бабочки для этапа «Рефлексия»

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный этап

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Актуализация знаний и выход к постановке учебной задачи.

Цели этапа:

-систематизировать полученные ранее знания о глаголе;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся 

-создать условия для развития орфографической грамотности

Постановка учебной задачи.    

Цель этапа:

-организовать постановку цели урока

Физкультминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости обучающихся, их релаксации

Построение проекта выхода из затруднения.

  Цели этапа:

-исследование проблемной ситуации;

-достижение главной цели урока    

Первичное закрепление.

Цели этапа:

-создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Цель этапа:

- создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Информация о домашнем задании

Цель этапа: 

-обеспечить понимание выполнения домашнего задания

Рефлексия деятельности (итог)

Цель этапа:

- организация  анализа учебной деятельности на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности в открытии нового знания.

Создаёт эмоциональный настрой урока, включая детей в деловой ритм:

Пусть сегодня для нас всех, на урок придёт успех!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! (поворач. к гостям)

Положительно настраивает учащихся на дальнейшую работу, предотвращая страх перед возможными трудностями:

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Ребята, скажите, что значит «сами до всего дойдём»?

Предлагает детям совершить путешествие:

-А чтобы нам открыть новую тайну русского языка, я предлагаю совершить пешее путешествие на остров одной интересной части речи.

-Согласны?

Знакомит с листом самооценки:

-Во время путешествия у каждого из вас будет журнал для накопления информации – это ваша тетрадь и личный дневник путешественника – лист самооценки.

-Вспомним правила его заполнения: если с заданием справились -    , если немного ошиблись -     , если было сложно и справиться не смогли -     .

Ставит перед детьми задачу на поиск выхода из затруднительной ситуации:

-А что же мы будем делать, если в

пути нам встретятся препятствия?

-Я согласна. Итак, вперёд!

-Возьмёмся за руки, закроем глаза и громко произнесём заклинание: «Раз, два, три, ветер дружбы нас неси!»

-Посмотрите, мы оказались на острове  и не знаем даже, как он называется.

Подводит детей к постановке первой задачи этапа:

-А вот и первое препятствие (слова с пропущенными буквами).

-Что же нам нужно сделать, чтобы справиться с ним?  

1) мяч…к, куч…ка, игр…ман

2) лис…т…я, игру…ка, п…играет

Оцените свою работу с орфограммами в листах самооценки!

Ведёт детей к систематизации полученных ранее знаний о глаголе:

-Как можно назвать все эти записи?

(ЧАСТИ РЕЧИ)

-Посмотрите внимательно и подчеркните особенную, единственную среди других часть речи.

Выслушивает аргументированные ответы детей:

-Почему она единственная?

- Так значит, название какой части речи носит этот  остров?   (ГЛАГОЛ)

Проводит систематизацию знаний о глаголе:

-Чтобы не обидеть жителей острова ГЛАГОЛОВ, предлагаю вспомнить о них всё, что мы уже знаем. На ваших рабочих местах лежат карточки №1 разного цвета. Оранжевая карточка повышенного уровня сложности.  А зелёная – базовый уровень сложности.

 -Что от вас требуется?

(Выбрать карточку и дополнить информацию о глаголе)

-Можете приступать.

Оранжевая карточка №1:

  • Глагол – это_________________
  • Обозначает_________________
  • Отвечает на вопросы_________
  • Имеет три времени___________
  • Никогда не имеет ____________
  • С глаголом пишется раздельно__
  • У глаголов прош.вр. можно определить_________________
  • У глаголов наст.вр. можно определить_________________
  • Будущее время глагола имеет две формы______________________

Зелёная  карточка №1:

  • Глагол – это_________________
  • Обозначает_________________
  • Отвечает на вопросы_________
  • Имеет три времени___________
  • Никогда не имеет ____________
  • Будущее время глагола имеет две формы______________________

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

-Ну, что ж, будем удивлять жителей острова. Сначала послушаем ответы тех,  кто выбрал   карточки зелёного цвета.

-Теперь продолжат те, кто выбрал оранжевые карточки.

-Дополнение, какого предложения вызвало у вас у всех сомнение и затруднение?

-Так какую тайну русского языка мы должны сегодня открыть? Давайте её сформулируем.

КАКИЕ ДВЕ ФОРМЫ ИМЕЕТ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

Оцените свою работу в паре в  листах самооценки!

Оценивает работу детей:

-Хочу сказать: «Вы – чудо-дети. Теперь немножко отдохнём»

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите, как лошадки,

Глубоко теперь вздохните, выдох,

Сядьте тихо, отдохните.

В форме какого времени употреблялись глаголы? Почему?   (Действие выполнялось после момента речи)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

-Ребята, на острове ГЛАГОЛОВ как раз есть  улица Будущего времени.

-Предлагаю туда отправиться.

СТОП! Нас не пропускает стража. Оказывается, мы должны найти пароль – это вопросы будущего времени глагола.

-Давайте их найдём, убирая все лишние.

-Сделайте такую же запись в тетради.

Что буду делать?           Что сделаю?

-Мы попали на улицу Будущего времени.

-Чтобы встретиться с жителями этой улицы, предлагаю  образовать ответы на данные вопросы от слова ИГРА.

буду играть                       поиграю

-Вот они жители улицы Будущего времени.

-Ребята, один из них – игроман, а другой – игрок. Игроман – это какое слово?  (Сложное) Почему? (Состоит из двух слов) Где он? (слева) А игрок? (справа) Назовите антоним к слову СЛОЖНАЯ.   (простая)

-Распределите два антонима по данным вопросам и их ответам.

Сложная                       Простая            

-Итак, берём карточку №1, на которой вы уже работали. Дополняем последнее предложение.

Будущее время глагола имеет  две формы: сложную и простую.

- Сделаем вывод: какую форму будущего времени называют сложной, а какую простой?

-Посмотрим, правы ли вы. Упр.320 стр.122. Читает вслух _______________.

- Наши выводы совпадают с выводами авторов учебника?  (Да) Значит вы сами открыли новую тайну  русского языка!

-Жители улицы Будущего времени очень рады за вас и предлагают  аплодисменты.

Оцените своё умение делать вывод в листах самооценки!

Устанавливает первичную осознанность ситуации:

-А вот и наша знакомая Черепашка пожаловала на улицу Будущего времени.

-Она всё слышала, очень довольна вашими теоретическими умениями и желает вас проверить на практике.

-Объединитесь быстренько в группы.

Возьмите карточку №2.

Какая  задача стоит перед вами?

(Распределить глаголы будущего времени по двум цветовым фрагментам:

 

        - сложная форма глагола будущего времени,         - простая форма глагола будущего времени.

  Песенка черепахи

В понедельник или среду

Все я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест, Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

Безобразникам  моим.

Т. Рик.

-Ну что ж, мы с Черепашкой, да и наши гости,  все хотим узнать, что у вас получилось.

-Прочитаем сначала сложную форму глаголов будущего времени ВОПРОС – ОТВЕТ (буду плавать, буду прыгать, буду сводить).

-Теперь глаголы будущего времени простой формы  ВОПРОС – ОТВЕТ (брошу, уеду, оставлю, сяду, посмотрю, отправлюсь, надоест, запланирую, вернусь)

Оцените свою работу в группе  в листах самооценки!

Организует самостоятельную деятельность по применению новых знаний:

Чтобы успешно вернуться нам из путешествия и чтобы у жителей улицы Будущего времени осталось о нас самое лучшее впечатление,  мы должны проверить, насколько хорошо  усвоили нашу сегодняшнюю тему.

-Давайте назовём её.  (Две формы будущего времени: сложная и простая)

-Для этого выполним самостоятельную работу, которую предлагают сложная форма глаголов будущего времени и простая.

-Возьмите каждый свою именную карточку №3 и распределите глаголы в колонки к нужным человечкам.

-Проверьте по эталону, так ли у вас, как у них.

Сложная

Простая

будут читать

позовёт

будем плавать

отправит

буду чистить

сварит

Оцените свою самостоятельную работу  в листах самооценки!

Объясняет процесс выполнения домашнего задания:

-Сложная и простая форма глаголов будущего времени дают вам такое творческое домашнее задание – нарисуй несуществующее животное и напиши пять глаголов будущего времени, которые нам сообщат о том, что будет делать это животное, когда окажется у нас в гостях.

Организует рефлексию:

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогли нам открыть новую тайну русского языка.

-Возьмите карточку №1 и хором прочитаем самое последнее предложение. (Будущее время глагола имеет две формы: сложную и простую.)

-Как узнать сложную форму глагола будущего времени?

-А что вы поняли о простой форме глагола будущего времени?

-На острове ГЛАГОЛ есть четыре цветочные полянки:

  • поляна Успеха
  • поляна Удовольствия
  • поляна Грусти
  • поляна Непонимания

-Но,  ни на одной из них не живут бабочки,  которые олицетворяют полёт души.

-Сейчас ваша задача дать своей работе общую оценку во время путешествия и поселить полёт своей души в виде бабочки на ту полянку, на которую просится ваша душа.

  -Но сначала послушайте мою оценку и мой полёт души в ваш адрес:

  Хочу сказать спасибо вам,

За то, что так трудились.

За то, что с новой сложной темой

Сегодня подружились.

Во время путешествия друг друга поддержали,

Так грамотно, научно с вопросами справлялись.

Пожалуйста, заселяйте полянки.

Идёт подготовка к работе в процессе

приветствия друг друга (поворачиваются друг к другу, подмигивают, улыбаются) и

приветствия гостей:

-Мы очень Вам рады.

Отвечают на поставленный вопрос.

Дают согласие на путешествие.

Знакомятся с листом самооценки.

Высказывают своё мнение, предлагая выход из затруднительного положения.

Берутся за руки, стимулируя активные точки на ладонях, которые отвечают за тепло и душевную энергию.

Предлагают варианты ответов.

Решают орфографические задачи.  

Самооценка

Предлагают варианты ответов.

Находят глагол -  поиграет и подчёркивают его.

Ответы детей.

Ответы детей.

Находят задачу для работы в паре.    

 (Дополнить информацию о глаголе)

Работают в паре на карточке.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответ детей.

Ставят цель, формулируя тем самым тему урока.

Самооценка.

Выполняют движения.

Находят  на доске вопросы глаголов будущего времени.

Выполняют запись в тетради.

Формулируют ответы, записывают под вопросами.

Делают запись в тетради.

Дописывают в карточке №1.

Формулируют вывод.

Ученик читает правило вслух.

Аплодируют себе.

Самооценка.

Объединяются в группы по 4 человека.

Читают задачу вслух.

Работают в группе.

Зачитывают сложную форму глаголов будущего времени, задавая к каждому вопрос.

Зачитывают простую форму глаголов будущего времени, задавая к каждому вопрос.

Самооценка.

Ответ детей.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самооценка.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дают себе общую оценку, расселяя бабочек на поляны.

Слайд №1

«Путешествие на остров одной части речи»

Слайд №2

«Остров без названия»

Двое работают у доски, остальные в тетрадях.

Лист самооценки

Слайд №3

«Остров ГЛАГОЛОВ»

Карточки разные по уровню сложности.

Слайд №4

Лист самооценки

Слайд №5

«Остров ГЛАГОЛОВ со стражниками»

Таблички на доске.

Слайд №6

«улица Будущего времени»

Слайд №7

«Жители улицы Будущего времени»

Карточка №1

Лист самооценки.

Слайд №8

«Черепашка на улице Будущего времени»

Карточка №2

Лист самооценки.

Слайд №9

«Две формы будущего времени: сложная и простая»

Карточка №3

Слайд №10

«Так ли у вас, как у нас»

Лист самооценки.

Поляны на доске. Бабочки у гостей, у детей.

Слайд №11 «Спасибо за урок!»

Личностные: положительное отношение друг к другу;

к присутствующим гостям

Метапредметные: положительное отношение к знаниям, учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-умение формулировать собственное мнение

-использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей

Регулятивные УУД:

-самостоятельное принятие решения;

-рефлексия в отношении своих действий по решению задач урока;

-саморегуляция эмоциональных состояний

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной задачи;

-умение учитывать научное правило в способе решения задачи

Познавательные УУД:

-выбор единственно-верных способов решения задач

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной, а затем в письменной  форме

Регулятивные УУД:

-адекватная оценка правильности выполнения действия

Познавательные УУД:

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

-использование знаково-символических средств

Личностные:

-ориентация в нравственном содержании при работе в сотрудничестве

Регулятивные УУД:

-принятие учебной задачи;

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве друг с другом;

-адекватное оценивание своих возможностей достижения цели;

-дифференцированный подход к действиям;

-внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе проверки;

Познавательные УУД:

-произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-синтез как составление целого из частей;

-обобщение имеющихся знаний;

-выход к проблемной ситуации

Коммуникативные УУД:

-ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания;

-взаимный контроль и оказание необходимой взаимопомощи в сотрудничестве

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

-целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникативные УУД:

-умение задавать вопросы

Личностные УУД:

- интерес к изучению русского языка

Личностные: 

-установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Личностные: 

-учебно-познавательный интерес к способам выхода из затруднения

Регулятивные УУД:

-самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-оценивание своих возможностей достижения цели

Познавательные УУД:

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

-синтез как составление целого из частей;

-установление аналогий;

-создание простой модели для решения задачи;

-умение объяснять связи и понятия в ходе исследования

Коммуникативные УУД:

--умение формулировать собственное мнение;

-умение аргументировать свою точку зрения, отображая содержание совершаемых действий

Регулятивные УУД:

-принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров;

-основы саморегуляции эмоциональных состояний;

Познавательные УУД:

-сравнение и классификация по заданным критериям;

-применение новых знаний на основе распознавания объектов;

-умение объяснять и доказывать свои действия

Коммуникативные УУД:

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение в коммуникации строить понятные для партнёров высказывания;

-умение контролировать действия партнёров;

-умение убеждать

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-умение прилагать волевые усилия в ходе решения поставленной перед тобой задачи.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Знакомство с будущим временем"

Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса, изучающих английский язык по УМК Биболетовой....

урок по грамматике во 2 классе "Знакомство с глаголами будущего времени"

урок по грамматике (2 класс) по теме: "Знакомство с глаголами будущего времени"...

конспект урока "Образование глаголов будущего времени. Простая и сложная форма будущего времени глаголов."

УМК " Перспектива"  Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. 4 класс. Данный материал формирует  у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени. Тип урока: урок первичного ...

Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.

Развитие умений писать глаголы  с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов....

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....