Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Простая и составная форма глаголов будущего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок для 4 класса по программе "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klassepo_russkomu_yazyku.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Простая и сложная формы будущего времени глаголов.
Цель: Формировать у учащихся умение образовывать сложную форму глаголов будущего времени.
Задачи:
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
предметные:
- определять форму глагола;
- образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения;
- различать простую и сложную формы будущего времени глагола.
Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- наглядный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- в парах;
- индивидуальная.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Глагол – серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас
всех:
Читать, писать, спрягать – и
обеспечит
Нам с вами в знаниях - успех!
--Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями и пятёрками!
II Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Учитель:– Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова. Что вы можете сказать о них?
На слайде выписаны слова: В…зать, п…м…гают, г…в…рит, присл…нил, согр…вает, нап…минал, прил…тать, покр…снеет, сл…дит, прих…дил, нап…сал, погл…дел.
-Слова какой части речи записаны на доске? Докажите.(Работа по карточкам) Взаимопроверка.
- Давайте вспомним всё о глаголе.
Ученики дают определение глагола по направляющим в слайде.
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите какой глагол здесь лишний?(посмотрю, прочитаю, ждал,буду смотреть, закручу, буду вертеть ). Докажите.
Ученик: Лишний глагол - ждал. У него форма прошедшего времени, отвечает на вопрос Что делал?У остальных глаголов форма будущего времени.
Учитель: На какие вопросы отвечают эти глаголы будущего времени?
Ученик: Отвечают на вопросы: Что сделаю? и Что буду делать?
Учитель: Все ли формы глаголов будущего времени одинаковы?
Ученик: Нет. Одни глаголы состоят из одного слова, а другие из двух слов.
Учитель: Ребята, вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученик: О разных формах глаголов будущего времени.
Учитель: Правильно!
Тема нашего урока: Простая и сложная формы будущего времени глаголов
-Какие из данных глаголов, по вашему мнению, составляют простую, а какие – сложную форму?
Ученик: Простую те, которые образованы одним словом, а сложную те, которые образованы двумя словами.
Учитель: Совершенно верно. Запишите эти глаголы в тетрадь в два столбика: Простая и сложная формы.
(дети записывают в тетрадь глаголы в два столбика)
Учитель: Молодцы, вы знаете все необходимое о глаголе. Желаю вам верить в свой успех.
2) Задание на пробное действие.
Образуй от глаголов ПЕТЬ, СПЕТЬ, РИСОВАТЬ, НАРИСОВАТЬ, ПРЯСТЬ формы будущего времени.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проверяем.
Учитель: У кого возникло затруднение?
Дети фиксируют затруднение в речи («Я пока не могу образовать форму будущего времени….»)
-У кого другое затруднение? («Я пока не могу обосновать правильность…»)
III Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Вспомните, какое задание вы выполняли?
Ученик: Нужно было образовать от глаголов…формы будущего времени.
Учитель: В чём причина затруднения?
Ученик: Мы не знаем, какие именно глаголы образуют простую форму будущего времени, а какие сложную.
IV Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Что вы предлагаете?
Ученик: Нужно поставить цель: (Дети повторяют тему урока, затруднение)
Узнать какие глаголы будущего времени образуют простую форму, а какие – сложную. (Распечатка цели на доске)
Учитель:То есть - составить алгоритм образования глаголов будущего времени.
- Какие ключи вам понадобятся?
Учитель демонстрирует три варианта, дети выбирают. А)тетрадь
Б)правило глагола
В)словарь
-Значит первым пунктом плана будет…?
Ученик: 1.Задать вопросы к глаголам в начальной форме и разделить их на группы.
2. Задать к каждой группе свой вопрос будущего времени.
3. Образовать форму будущего времени глагола.
4. Выявить какой глагол образует сложную форму.
V Реализация проекта выхода из затруднения.
Работаем в группах: У групп распечатки:
ПЕТЬ | СПЕТЬ | |
Вопрос начальной формы. (неопределённой) | ||
Вопрос будущего времени | ||
Итог (слово в форме буд. времени) |
Вывод: Сложную форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос
? в форме.
Простую форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос
? в форме.
РИСОВАТЬ | НАРИСОВАТЬ | |
Вопрос начальной формы. (неопределённой) | ||
Вопрос будущего времени | ||
Итог (слово в форме буд. времени) |
Вывод: Сложную форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос
? в форме.
Простую форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос
? в форме.
Учитель: Ребята, разделитесь на две группы, назначьте ответственного, вспомните правила работы в группе.
- Сейчас вы будете, работать по плану. Давайте проговорим, что и в каком порядке выбудете делать.
Ученики проговаривают последовательность действий, затем приступают к работе.
По завершении работы в группах, учениками должен быть озвучен вывод: Сложную форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос Что делать? в начальной форме.
Простую форму будущего времени образует глагол, который отвечает на вопрос
Что сделать? в начальной форме.
VI.Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
И на корточки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
VII. Первичное закрепление.
Учитель:Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.
Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить).
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!
Учитель. Что получилось? Проверьте
Прочитайте для всех это стихотворение.
Ученик.Мирно и радостно мы будем жить,
Вместе будем играть,
Крепко будем дружить.
Мы подарим, друг другу смех и цветы,
И исполнятся в жизни все наши мечты!
Учитель. Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени?
Ученик.От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? (жить, играть, дружить) образуется сложная форма будущего времени: будем жить, будем играть, будем дружить. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать? (подарить, исполнить) образуется простая форма будущего времени: подарим, исполнятся.
VIII Самостоятельная работа.
Учитель: Пришло время проверить свои достижения.
Глагол неопределённой формы (инфинитив) | Простая форма будущего времени | Сложная форма будущего времени |
танцевать (1 лицо ед.ч.) | ||
спеть (2 лицо множ.ч.) | ||
нарисовать (1 лицо множ. ч.) | ||
беречь (3 лицо ед. ч.) | ||
приколоть (2 лицо ед.ч.) | ||
сеять (1 лицо ед. ч.) |
IXРефлексия.
Учитель. Ребята, вот и закончился наш урок. Вы такие молодцы! Давайте поделимся своими впечатлениями. Что вы сегодня открыли для себя? Оцени свою работу на уроке. Что получилось? Над чем ещё предстоит поработать?
Закончите любую фразу.
Учащиеся высказывают своё мнение по радуге успеха.
X. Домашнее задание.
Составить три распространенных предложения с глаголами будущего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы в определении спряжения глаголов. К уро...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"
Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...
Конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России" Изменение глаголов по числам"
Урок открытия новых знаний из раздела “Части речи” разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК “Школа России”, пос...
Открытый урок по русскому языку 3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».
Открытый урок по русскому языку3 класс Тема: «Поговорим о начальной форме глагола».Цель урока:- продолжать учить ребят рассуждать, определять принадлежность слова к классу глаголов и ...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: не с глаголами
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Не с глаголами».Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отриц...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: не с глаголами (Рефлексия )
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Не с глаголами».Цели деятельности учителя: закрепление знаний правописания частицы не с глаголами. Планируемые результатыПредметные:- уметь расп...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: не с глаголами (УОМН)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Не с глаголами».Цели деятельности учителя: закрепление знаний правописания частицы не с глаголами. Планируемые результатыПредметные:- уметь р...