Структура урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Личностные
| Метапредметные | Предметные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | На доске слова: существительное, предлог, глагол, приставка, прилагательное. -Найдите лишнее слово. Докажите. (Лишнее слово приставка. Это часть слова. Все остальные- части речи.) - Из оставшихся слов найдите лишнее слово. (Лишнее слово предлог. Предлог не является членом предложения, а остальные части речи являются членами предложения.)
Минутка чистописания. - запишите, какое сейчас время года (зима). - Найдите мягкий согласный звук и пропишите букву, которой он обозначен. - Теперь запишите его с тем гласным звуком, который придает ему мягкость | Читают запись на доске, находят лишние слово.
Прописываю аккуратно и красиво буквы. | Самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация. | К: планирование учебного сотрудничества | Вспоминают части речи и части слова, вспоминают звуки. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | У каждого обучающегося карточка с текстом. -Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. Подчеркните предлоги. -Какие предлоги вы подчеркнули? На доске. Русый заяц (по)бежал (по)полю. - Спишите, раскройте скобки. | Работают с карточками, выписывают слова, находят предлоги.
Читают по цепочке.
Переписывают предложение, раскрывая скобки. | Смыслообразование | П: анализ, структурирование знаний. К: формулирование и аргументация своего мнения. Р: волевая саморегуляция. | Выписывание слов с приставками, и нахождение предлогов в тексте.
Раскрывают скобки, выполняя все правила правописания. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Выявление места и причины затруднения. | - Как нужно написать по- со словом бежал? (Слитно) - Докажите. (Это приставка. Приставки пишутся слитно со словами.) -Скажите, что такое приставка? - Как найти в слове приставку? - Как нужно написать по- со словом полю? (Раздельно) - Докажите. (Это предлог. Предлоги пишутся со словами раздельно). - Как отличить приставку и предлог? | Отвечают на вопрос.
Доказывают, аргументируют.
Дают определение приставки, и как ее найти в слове.
Затрудняются ответить на вопрос. | Смыслообразование, учебно-познавательный интерес | К: формулирование и аргументация своего мнения П: подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы. Р: волевая саморегуляция
| Вспоминают определение приставки, как найти приставку в слове. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | - Сформулируйте тему и задачи урока. Мы научимся…(различать приставки и предлоги) Мы будем…(правильно писать приставки и предлоги) ( сл.1)
Физминутка.
| Формулируют тему и задачи урока. | Самоопределение.
| П: постановка познавательной цели, построение речевых высказываний. К: формулирование своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Р: планирование. прогнозирование | |
5. Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания.
| Работа по ученику. -. Откройте учебник на с. 131. упр. 257. - Образуйте словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. - Запишите составленные словосочетания, 1 вариант, левый столбик, 2 вариант – правый. Выделите приставки, обведите в кружок предлоги. - В чем сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании? - Обратите внимание на место предлога в словосочетании. (предлоги не стоят перед глаголом ) -Откройте с. 132. Прочитайте сведения о языке. (правило) - Что можно поставить между предлогом и словом? | Открывают учебник, выполняют упражнение.
Сравнивают написание предлогов и приставок. Читают правило.
Отвечают на вопрос. | Оценивание усваиваемого содержания, | П: анализ, сравнение, поиск необходимой информации. К: использование речевых средств. Р: познавательная инициатива. | Составляют словосочетания, знакомятся с правилом правописания приставок и предлогов. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Применение нового знания в типовых заданиях. | Работа по учебнику. Упр. 269, с. 132. Работа у доски по очереди. - Объясните, что дано в скобках: предлог или приставка. - Выполните разбор первого предложения по членам. - Работа в паре по РТ. с. 73. Упр 181. На доске: (в)зяли (в)ход (в)дом (в)летит -Как найти слово с приставкой?(Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой) -Найдите: слова с приставкой и назовите эту приставку (вход, влетел);слово, где "в" входит в корень(взяли);слово с предлогом (в дом). -Как вы определили, что в слове "взяли" нет приставки? (Надо определить лексическое значение слова или воспользоваться правилом "как найти приставку в слове") -Докажите, что " в дом" "в"- предлог?(предположение детей) - Попробуем между "в" и "дом" поставить слово "большой".Если слово вставится, то "в" -приставка.( в (большой) дом, слово вставили, значит "в" предлог и пишется отдельно)
| Работают по учебнику у доски.
Делают разбор предложения по членам. Работают в РТ. в паре, обсуждают. | | П: подведение под понятие, построение речевых высказываний, выведение следствий К : планирование учебного сотрудничества, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Р: волевая саморегуляция, коррекция. | Работа по правилу, различать приставки и предлоги. Правильно записывать предлоги и приставки.
|
7.Самостоятельнаая работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Работа по учебнику. Упр. 260 . самостоятельно проверка по эталону. (сл.2 )
Рт. с. 73 упр. 179-180. Сверка с эталоном на слайде. (сл.3) | Самостоятельно работают, сверяют с эталоном правильность выполненного задания. |
| П: сравнение, использование общих приемов решения задач, осуществление самоконтроля по результату. Р: волевая саморегуляция, самостоятельная адекватная самооценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. | Работа по правилу, различать приставки и предлоги. Правильно записывать предлоги и приставки.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний и закрепление ранее изученного | На доске. 1. Воробей забился под … крышу. 2. Ваза сделана из … стекла. 3. Машина подъехала к … дому. 4. Лось спрятался за … дерево. 5. грачи разгуливали по … аллее.
Слова для справок: черепичный, синее, кирпичный, ветвистое, лесная. - спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Подчеркните предлоги и выделите приставки. - Какую роль играет приставка в слове.( придает слову новое значение) - Прочитайте первое предложение без предлога. - Что изменилось. (предложение распалось и потеряло смысл, остался набор слов) - так какую роль играет предлог? (служит для связи слов в предложении словосочетании)
Карточка. 1. Лодка (от)плыла (от)берега. 2. мальчик (на)шёл (на)дороге монетку.3. Солнце (за)шло (за)тучу. 4. Весной (с)брасывают снег (с)крыш. - Спишите, подчеркните предлоги, выделите приставки. | Работают с текстом. | Оценивание усваиваемого материала | П: свободная ориентация, подведение по понятие, выведение следствий, К: использование речевых средств
| Определяют роль предлогов и приставок. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | _Что нужно знать о правописании предлогов и приставок? Сл.4
-Оцените свою работу на уроке. Сл.5 Сегодня на уроке научился … понял … было интересно … было трудно … |
Своей работой я: доволен, так как … не совсем доволен из-за того что… не доволен, потому что … |
У меня сегодня получилось … Я и не подозревал … Мне ещё нужно поработать над …
Д/з правило выучить с. 132., Карточка сл. 6 |
| Работают с таблицей.
| Внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критериев успешности | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: формулирование и аргументация своего мнения. Р: |
|