Конспект урока 3 класс "Правописание приставок и предлогов" Канакина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов" Канакина УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Правописание приставок и предлогов (2 часа)

Урок 1.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки.

Задачи урока:

- обучающая: различать приставку и предлог на письме;

- развивающая: способствовать развитию речи, памяти и мышления.

-воспитывающая: создать условия для формирования аккуратности.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Планируемые результаты:

  1. Предметные: Понимать, как отличать приставку от предлога. Объяснять написание пропущенных букв в предлогах и в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы. Объяснять, как отличать приставку от предлога.
  2. Метапредметные:

-  Регулятивные:     определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.                                      

 - Коммуникативные вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;                          

-  Познавательные:      находить  языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный)

       3. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Оборудование: учебник «Русский язык»3 класс. Канакина, Горецкий. Часть 1;тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для индивидуальной работы, электронное приложение к учебнику.

Ход урока.

Структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На доске слова: существительное, предлог, глагол, приставка, прилагательное. 
-Найдите лишнее слово. Докажите. (Лишнее слово приставка. Это часть слова. Все остальные- части речи.) 
- Из оставшихся слов найдите лишнее слово. (Лишнее слово предлог. Предлог не является членом предложения, а остальные части речи являются членами предложения.) 

Минутка чистописания.

- запишите, какое сейчас время года (зима).

- Найдите мягкий согласный звук и пропишите букву, которой он обозначен.

- Теперь запишите его с тем гласным звуком, который придает ему мягкость

Читают запись на доске, находят лишние слово.

Прописываю аккуратно и красиво буквы.

Самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

К: планирование учебного сотрудничества

Вспоминают части речи и части слова, вспоминают звуки.

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

У каждого обучающегося карточка с текстом.

 -Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. Подчеркните предлоги.

-Какие предлоги вы подчеркнули?

 

На доске.

Русый заяц (по)бежал (по)полю.

- Спишите, раскройте скобки.

Работают с карточками, выписывают слова, находят предлоги.

Читают по цепочке.

Переписывают предложение, раскрывая скобки.

 Смыслообразование

 

П: анализ, структурирование знаний.

К: формулирование и

аргументация своего мнения.

Р: волевая саморегуляция.

Выписывание слов с приставками, и нахождение предлогов в тексте.  

Раскрывают скобки, выполняя все правила правописания.

 3. Выявление места и причины затруднения.

Выявление места и причины затруднения.

 - Как нужно написать по- со словом бежал? (Слитно)

- Докажите. (Это приставка. Приставки пишутся слитно со словами.)

-Скажите, что такое приставка?

- Как найти в слове приставку?

- Как нужно написать по- со словом полю? (Раздельно)

- Докажите. (Это предлог. Предлоги

пишутся со словами раздельно).

- Как отличить приставку и предлог?

 Отвечают на вопрос.

Доказывают, аргументируют.

Дают определение приставки, и как ее найти в слове.

Затрудняются ответить на вопрос.

 Смыслообразование, учебно-познавательный интерес

 К: формулирование и аргументация своего мнения

П: подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы.

Р: волевая саморегуляция

 Вспоминают определение приставки, как найти приставку в слове.

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

 - Сформулируйте тему и задачи урока.

Мы научимся…(различать приставки и предлоги)

Мы будем…(правильно писать приставки и предлоги) ( сл.1)

Физминутка.

Формулируют тему и задачи урока.  

 Самоопределение.

П: постановка познавательной цели, построение речевых высказываний.

К: формулирование своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Р: планирование. прогнозирование

 

 5. Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

 Работа по ученику.

-. Откройте учебник на с. 131. упр. 257.

- Образуйте словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу имена существительные.

- Запишите составленные словосочетания, 1 вариант, левый столбик, 2 вариант – правый. Выделите приставки, обведите в кружок предлоги.

- В чем сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?

- Обратите внимание на место предлога в словосочетании. (предлоги не стоят перед глаголом )

-Откройте с. 132.  Прочитайте сведения о языке. (правило)

- Что можно поставить между предлогом  и словом?

 Открывают учебник, выполняют упражнение.

Сравнивают написание предлогов и приставок.

Читают правило.

Отвечают на вопрос.

  Оценивание усваиваемого содержания,

 П: анализ, сравнение, поиск необходимой информации.

К: использование речевых средств.

Р: познавательная инициатива.

 Составляют словосочетания, знакомятся с правилом правописания приставок и предлогов.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Применение нового знания в типовых заданиях.

 Работа по учебнику. Упр. 269, с. 132.

Работа у доски по очереди.

- Объясните, что дано в скобках: предлог или приставка.

- Выполните разбор  первого предложения по членам.

- Работа в паре по РТ. с. 73. Упр 181.

На доске: (в)зяли

          (в)ход

                  (в)дом

                  (в)летит

-Как найти слово с приставкой?(Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

-Найдите: слова с приставкой и назовите эту приставку (вход, влетел);слово, где "в" входит в корень(взяли);слово с предлогом (в дом).

-Как вы определили, что в слове "взяли" нет приставки? (Надо определить лексическое значение слова или воспользоваться правилом "как найти приставку в слове")

-Докажите, что " в дом" "в"- предлог?(предположение детей)

- Попробуем между  "в" и "дом" поставить слово "большой".Если слово вставится, то "в" -приставка.( в (большой) дом, слово вставили, значит "в" предлог и пишется отдельно)  

Работают по учебнику у доски.

Делают разбор предложения по членам.

Работают в РТ. в паре, обсуждают.

 

 П: подведение под понятие, построение речевых высказываний, выведение следствий

К : планирование учебного сотрудничества, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Р: волевая саморегуляция,  коррекция.

Работа по правилу, различать приставки  и предлоги. Правильно записывать предлоги и приставки.

                   

7.Самостоятельнаая работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Работа по учебнику. Упр. 260 . самостоятельно проверка по эталону. (сл.2 )

Рт. с. 73 упр. 179-180. Сверка с эталоном на слайде. (сл.3)

Самостоятельно работают, сверяют с эталоном правильность выполненного задания.

П: сравнение, использование общих приемов решения задач, осуществление самоконтроля по результату.

Р: волевая саморегуляция, самостоятельная адекватная самооценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Работа по правилу, различать приставки  и предлоги. Правильно записывать предлоги и приставки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний и закрепление ранее изученного

На доске.

 1. Воробей забился под … крышу. 2. Ваза сделана из … стекла. 3. Машина подъехала к … дому. 4. Лось спрятался за … дерево. 5. грачи разгуливали по … аллее.

Слова для справок: черепичный, синее, кирпичный, ветвистое, лесная.

- спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

- Какую роль играет приставка в слове.( придает слову новое значение)

- Прочитайте первое предложение без предлога.

- Что изменилось. (предложение распалось и потеряло смысл,  остался набор слов)

- так какую роль играет предлог? (служит для связи слов в предложении словосочетании)

Карточка.

1. Лодка (от)плыла (от)берега. 2. мальчик (на)шёл (на)дороге монетку.3. Солнце (за)шло (за)тучу. 4. Весной (с)брасывают снег (с)крыш.

- Спишите, подчеркните предлоги, выделите приставки.

Работают с текстом.

Оценивание усваиваемого материала

П: свободная ориентация, подведение по понятие, выведение следствий,

К: использование речевых средств

Определяют роль предлогов и приставок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

_Что нужно знать о правописании предлогов и приставок? Сл.4

 Богатыри к ним3.jpg

-Оцените свою работу на уроке.

 Сл.5

Сегодня на уроке

научился …

понял …

было интересно …

было трудно …             


Своей работой я:

доволен, так как …

не совсем доволен из-за того что…

не доволен, потому что …


У меня сегодня получилось …

Я и не подозревал …

Мне ещё нужно поработать над …

Д/з правило выучить с. 132.,

Карточка сл. 6

Работают  с таблицей.

Внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критериев успешности

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: формулирование и аргументация своего мнения.

Р:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."

Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...

"Правописание приставок и предлогов"

Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Образование слов при помощи приставок.

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок.  Цель урока.  Формирование умения  образовывать слова при помощи пр...

Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Русский язык3 класс«Школа России»ТЕМА УРОКА: Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок....

конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».

Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...