Конспект к уроку по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект к уроку по русскому языку "Антонимы". УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 1008 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
«Антонимы»
- Организационный момент
,
На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю вам удачи-
За работу! В добрый час!
- Актуализация знаний (см.слайд)
Однажды Аня и Ваня получили письмо от учеников Лесной школы.
Здравствуйте, друзья!
Пишут вам Лисёнок, Волчонок и Медвежонок. Хотим рассказать, как мы провели воскресный день. «Я на лугу собрала много кашки»,— написала Лисичка. «Я гонялся за овсянкой»,— продолжил Волчонок. «А я гладил бабочку, она была такая мятая! Устал!!!» — дописал Медвежонок.
А вы поняли о чём идёт речь в письме?
Аня и Ваня удивились тексту письма и обратились за разъяснением к нам. Поможем нашем друзьям?
Лисенок написал, что на лугу собрала много кашки. О какой кашки идет речь? (о полевом растении). А то ещё м называем кашкой? Волчонок продолжил «Я гонялся за овсянкой». О какой овсянке идет речь? А что еще мы знаем под названием Овсянка? А медвежонок продолжил, он гладил бабочку? Какую бабочку он гладил? Какую еще бабочку м знаем? (СМ.СЛАЙД)
Слова КАШКА-кашка, ОВСЯНКА- овсянка , БАБОЧКА- бабочка –пишутся и произносятся одинаково, а значения разные. Как можно назвать такие слова? (СМ.СЛАЙД) (омоним).
Лисенок, Волчонок и Медвежонок учатся в школе, в лесной школе, значит как мы их можем назвать? (школьники, ученики, … ). (СМ.СЛАЙД) Все слова, которые назвали по значению близкие и называются… (СМ СЛАЙД)(синонимы). И мы с вами тоже учимся в школе. Значит мы и себя можем назвать… (продолжают дети) ЗАКР. ПРОЕКТОР
Какой должен быть ученик? (записываю на доске)
Хороший –
Умный –
- Изучение нового материала.
Ребята, запишите слова, которые я написала на доске, у себя в тетрадях, точно так же, в столбик, а через тире напишите противоположные по смыслу слова, например, светлый – темный.
- Постановка темы и целей урока
Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (слова с противоположным значением)
- как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? ( узнавать, как называются эти слова; узнаем зачем они нам нужны и где мы можем их встретить).
- Открытие детьми нового знания
-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. А кто же такие исследователи, как вы думаете? (люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое).
-Мы тоже можем назвать себя исследователями. Предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть научным руководителем, а вы молодые учёные.
- Сообщение темы
Итак, приступим.
Первое исследование: «Как называются слова с противоположными значениями?»
На доске кроссворд. Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением
Посмотрите на вертикальный буквы, которые находятся в красных квадратах, как же называются слова с противоположным значением? (АНТОНИМЫ). И какая же тема нашего урока? (АНТОНИМЫ!) Антонимы - верно. Итак, антонимы – это… (слова с противоположным значением). Проверим себя, прочитаем, то же нам пишет профессор И.И. Самоваров на стр. 33 учебника. -ну что, ребята, правильно мы определили что такое антонимы?
(на слайде)
Минус-плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны!
Ребята, слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, а греческое слово «онима» переводится как имя, название.
-Переходим ко второму исследованию «Для чего в речи нужны антонимы?».
На каждой парте есть листочки (показываю примерно) с заданием, ваша задача, с соседом по парте, найти пары антонимов, как показано на примере.
После выполнения задания мы сверим ответы с доской. Вклю4аю монитор
Отлично! Так для чего нам в речи нужны антонимы? (они делают нашу речь богаче)
ЗАКРВАЮ. ГОТОВЛЮ ВИДЕО
Прежде чем перейти к следующему исследованию нашим ручкам, нашим ножкам необходимо отдохнуть.
Физминутка ( на экране) 3 упражнения
-Молодцы! Какие антонимы вы услышали от панды? (левая – правая, вниз –вверх). Какие вы внимательные!
Молодцы! Переходим к исследованию номер 3 «Где встречаются антонимы».
-Ребята, на уроках русского языка мы с вами используем антонимы, так? Посмотрим в нашем учебнике, на стр. 33 в упр.46 написаны пословицы. Прочитайте их про себя.
Прочитаем вслух. Попробуем объяснить смысл пословиц. Первый ряд постарается объяснить нам смысл первой пословицы, второй ряд второй пословицы и третий ряд- третьей пословицы. (ответы детей).
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт – если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по-доброму, то т будешь хорошим человеком , ничего дурного, ни4его плохого не будешь делать.
Говори мало, слушай много, а думай ещё больше – надо больше слушать других, но при этом думать и самому тоже, а говорить немного.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает - на морозе нельзя без дела стоять, а то замерзнешь.
Хорошо, молодцы! Ребята, в каждой пословице есть выделенные слова, ваша задача к слову подобрать и написать слово противоположное по смыслу, то есть антоним. Из первой пословицы выделенные слова выписывает 1 ряд, со второй пословицы – второй ряд, с третьей – третий ряд.
В тетрадях запишем упр.46.
Как вы думаете, а на других уроках, кроме русского языка, мы можем встретиться с антонимами?
Да, может кто вспомнил или догадался, с какими противоположными по смыслу словами мы сталкиваемся на уроках математики? (+ -, */, ). Хорошо, а на уроках физической культуры? (вверх – вниз, быстро- медленно).
И с этим исследованием вы справились.
Ребята, скажите, всегда ли было просто подбирать антонимы? (для кого-то было просто, а кто-то затруднялся).
Что же мы можем сделать в том случае, если нам стало тяжело? (попросить взрослых, обратиться к словарю).
Если нам будет тяжело подобрать антоним, то мы можем обратиться к словарю антонимов. Словари бывают разными (демонстрирую словари).
(Тест для каждого ученика).
ТЕСТ
Трудолюбивый – ленивый Справа – слева Светлый – яркий
Вход Буква Худой
Хороша верёвка длинная, а речь _____________. Знай больше, а говори __________. |
Сверим наши ответы.
РЕФЛЕКСИЯ
С каким новым понятием м с вами познакомились на уроке?
Что же такое антоним
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь - ______________.
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь _______________
Скажу я слово «потолок»
А ты ответишь __________
Скажу я слово «потерял»
И скажешь ты __________.
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты ________________
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай _________________.
А сейчас, хочу чтобы оценили, трудно вам ли было выполнять задания (см. на слайд).
Спасибо большое за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, друзья! Пишут вам Лисёнок, Волчонок и Медвежонок. Хотим рассказать, как мы провели воскресный день. «Я на лугу собрала много … кашки»,— написала Лисичка. «Я гонялся за … овсянкой»,— продолжил Волчонок. «А я гладил … бабочку, она была такая мятая! Устал!!!» — дописал Медвежонок.
ОМОНИМЫ
СИНОНИМЫ
ОНИМА АНТИ +
«Я полностью справился с заданием самостоятельно» «Я справился с заданием, но мне помогали…» «Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...