Конспект к уроку по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Галимова Азалия Мавлитовна

Конспект к уроку по русскому языку "Антонимы". УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx1008 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Антонимы»

  1. Организационный момент

,

На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Пожелаю вам удачи-

За работу! В добрый час!

  1. Актуализация знаний (см.слайд)

Однажды Аня и Ваня получили письмо от учеников Лесной школы.

Здравствуйте, друзья!

Пишут вам Лисёнок, Волчонок и Медвежонок. Хотим рассказать, как мы провели воскресный день. «Я на лугу собрала много кашки»,— написала Лисичка. «Я гонялся за овсянкой»,— продолжил Волчонок. «А я гладил бабочку, она была такая мятая! Устал!!!» — дописал Медвежонок.

А вы поняли о чём идёт речь в письме?

Аня и Ваня удивились тексту письма и обратились за разъяснением к нам. Поможем нашем друзьям?

 Лисенок написал, что на лугу собрала много кашки. О какой кашки идет речь? (о полевом растении). А то ещё м называем кашкой?  Волчонок продолжил «Я гонялся за овсянкой». О какой овсянке идет речь? А что еще мы знаем под названием Овсянка?   А медвежонок продолжил, он гладил бабочку? Какую бабочку он гладил?  Какую еще бабочку м знаем?  (СМ.СЛАЙД) 

Слова КАШКА-кашка, ОВСЯНКА- овсянка , БАБОЧКА- бабочка  –пишутся и произносятся одинаково, а значения разные.  Как можно назвать такие слова? (СМ.СЛАЙД) (омоним).

 

Лисенок, Волчонок и Медвежонок  учатся в школе, в лесной школе, значит как мы их можем назвать? (школьники, ученики, … ). (СМ.СЛАЙД) Все слова, которые назвали по значению близкие и называются…  (СМ СЛАЙД)(синонимы).      И мы с вами тоже учимся в школе. Значит мы и себя можем назвать… (продолжают дети) ЗАКР. ПРОЕКТОР

Какой должен быть ученик? (записываю на доске)

Хороший –

Умный –

  1. Изучение нового материала.

Ребята, запишите слова, которые я написала на доске, у себя в тетрадях, точно так же, в столбик, а через тире напишите противоположные по смыслу слова, например,  светлый – темный.  

  1. Постановка темы и целей урока

Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (слова с противоположным значением)

- как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? ( узнавать, как называются эти слова; узнаем зачем они нам нужны и где мы можем их встретить).

  1. Открытие детьми нового знания

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. А кто же такие исследователи, как вы думаете? (люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое).

-Мы тоже можем назвать себя исследователями. Предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть научным руководителем, а вы  молодые учёные.

  1. Сообщение темы

Итак, приступим.

Первое исследование: «Как называются слова с противоположными значениями?»

На доске кроссворд. Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением

 

                                                                                                                                                                                             

Посмотрите на вертикальный буквы, которые находятся в красных квадратах, как же называются слова с противоположным значением? (АНТОНИМЫ). И какая же тема нашего урока? (АНТОНИМЫ!) Антонимы - верно. Итак, антонимы – это… (слова с противоположным значением). Проверим себя, прочитаем, то же нам пишет профессор И.И. Самоваров на стр. 33 учебника.  -ну что, ребята, правильно мы определили что такое антонимы?

(на слайде)

Минус-плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны!

Ребята, слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, а греческое слово «онима» переводится как имя, название.

-Переходим ко второму исследованию «Для чего в речи нужны антонимы?».

На каждой парте есть листочки (показываю примерно) с заданием, ваша задача, с соседом по парте, найти пары антонимов, как показано на примере.

После выполнения задания мы сверим ответы с доской.  Вклю4аю монитор

Отлично! Так для чего нам в речи нужны антонимы? (они делают нашу речь богаче)

ЗАКРВАЮ. ГОТОВЛЮ ВИДЕО

Прежде чем перейти к следующему исследованию нашим ручкам, нашим ножкам необходимо отдохнуть.

Физминутка  ( на экране) 3 упражнения

-Молодцы! Какие антонимы вы услышали от панды? (левая – правая, вниз –вверх). Какие вы внимательные!

Молодцы! Переходим к исследованию номер 3 «Где встречаются антонимы».

-Ребята, на уроках русского языка мы с вами используем антонимы, так? Посмотрим в нашем учебнике, на стр. 33 в упр.46 написаны пословицы. Прочитайте их про себя.

Прочитаем вслух. Попробуем объяснить смысл пословиц. Первый ряд постарается объяснить нам смысл первой пословицы, второй ряд второй пословицы и третий ряд- третьей пословицы.  (ответы детей).

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт – если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по-доброму, то т будешь хорошим человеком  , ничего дурного, ни4его плохого не будешь делать.

Говори мало, слушай много, а думай ещё больше – надо больше слушать других, но при этом думать и самому тоже, а говорить немного.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает -  на морозе нельзя без дела стоять, а то замерзнешь.

 

Хорошо, молодцы! Ребята, в каждой пословице есть выделенные слова, ваша задача к слову подобрать и написать слово противоположное по смыслу, то есть антоним. Из первой пословицы выделенные слова выписывает 1 ряд, со второй пословицы – второй ряд, с третьей – третий ряд.

В тетрадях запишем упр.46.  

Как вы думаете, а на других уроках, кроме русского языка, мы можем встретиться с антонимами?

Да, может кто вспомнил или догадался, с какими противоположными по смыслу словами мы сталкиваемся на уроках математики? (+ -, */, ). Хорошо, а на уроках физической культуры? (вверх – вниз, быстро- медленно).

И с этим исследованием вы справились.

Ребята, скажите, всегда ли было просто подбирать антонимы? (для кого-то было просто, а кто-то затруднялся).

 Что же мы можем сделать в том случае, если нам стало тяжело? (попросить взрослых, обратиться к словарю).  

Если нам будет тяжело подобрать антоним, то мы можем обратиться к словарю антонимов. Словари бывают разными (демонстрирую словари).

(Тест для каждого ученика).

ТЕСТ

  1. Найди и обведи неверно составленную пару антонимов

Трудолюбивый – ленивый

Справа – слева

Светлый – яркий

  1. Найти и обведи слово, которое не имеет антонима

Вход

Буква

Худой

  1. Вставь подходящий по смыслу антоним

Хороша верёвка длинная, а речь _____________.

Знай больше, а говори __________.

Сверим наши ответы.

РЕФЛЕКСИЯ

С каким новым понятием м с вами познакомились на уроке?

Что же такое антоним

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - ______________.

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь _______________

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь __________

Скажу я слово «потерял»

И скажешь ты __________.

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты ________________

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай _________________.

А сейчас, хочу чтобы оценили, трудно вам ли было выполнять задания (см. на слайд).  

Спасибо большое за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, друзья! Пишут вам Лисёнок, Волчонок и Медвежонок. Хотим рассказать, как мы провели воскресный день. «Я на лугу собрала много кашки»,— написала Лисичка. «Я гонялся за овсянкой»,— продолжил Волчонок. «А я гладил бабочку, она была такая мятая! Устал!!!» — дописал Медвежонок.

Слайд 2

Здравствуйте, друзья! Пишут вам Лисёнок, Волчонок и Медвежонок. Хотим рассказать, как мы провели воскресный день. «Я на лугу собрала много … кашки»,— написала Лисичка. «Я гонялся за … овсянкой»,— продолжил Волчонок. «А я гладил … бабочку, она была такая мятая! Устал!!!» — дописал Медвежонок.

Слайд 6

ОМОНИМЫ

Слайд 8

СИНОНИМЫ

Слайд 9

ОНИМА АНТИ +

Слайд 10

«Я полностью справился с заданием самостоятельно» «Я справился с заданием, но мне помогали…» «Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...