рабочая программа по Щеголевой "Моя устная речь"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на методическом совете школы Протокол № _________ от «_____»_____________ 2015 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СОШ №13 _________ /Харчилава Е.В./ Приказ № ______ от «_____»_____________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По развитию речи на 2015-2016 уч.год
Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 3класс
Количество часов: 34
Уровень: базовый
Учитель: Олишкевич Марина Олеговна
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пояснительная записка.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения и мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Программа занятий внеурочной деятельности «Язык мой - дружи со мной» построена как органическая часть общего курса русского языка и литературного чтения в начальной школе и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие школьника. Она предусматривает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю.
В соответствии с методическими рекомендациями с письмом Минобрнауки РФ от 6 мая 2013 г. №08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» данная программа способствует формированию у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способностей извлекать из словарей информацию, необходимых решению учебных задач по разным дисциплинам в рамках проектной деятельности и во внеаудиторных занятий. Кол-во аудиторных занятий по данной программе составляет менее 50 % от общего времени занятости ребёнка во внеурочной деятельности.
.Программа внеурочной деятельности «Развитие речи» является программой общекультурного направления, рассчитана на 4-х летнее изучение общим объёмом 135 часов в 1 - 4 классах (1час в неделю) и ориентирована на обучающихся начальной школы 6,5-11 лет.
Режим занятий: 1 час в неделю.
В 1 классах по 35 минут, во 2-4 классах по 45 минут, но не ранее 45 минут после завершения основных уроков.
Объем учебного времени: 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - 34 часа.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов ГБОУ Школы № 13 , заинтересованным в углублённом изучении родного русского языка и литературного чтения.
Цель занятий: формирование культуры устной и письменной речи.
Задачи:
- способствовать достижению планируемых результатов по предмету русский язык, согласно ФГОС;
- углублять знания о языке, повышать качество знаний и языковых умений;
- совершенствовать устную и письменную речь обучающихся;
- формировать навыки работы со словарями и самостоятельной работы с книгой;
- развивать индивидуальные способности и одарённости детей, проявляющих раннюю склонность к языковым предметам;
- развивать кругозор обучающихся в области филологии;
- формировать любовь к родному русскому языку, бережного к нему отношения;
- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы;
- воспитывать толерантность к языкам других народов.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
1 класс
Личностные результаты:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД:
- - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
Предметные результаты:
- ознакомить учащихся с выразительными средствами русского языка
- отличать текст от набора предложений на одну тему
- определять соответствие громкости и темпа устного высказывания в ситуации общения;
- осознавать семантику слова и многообразие ее проявления в речи;
- правильно, уместно и выразительно использовать языковые средства в устной речи;
- понимать разнообразие отношений между словами, основанные на семантике слов: синонимы, антонимы, родовидовые (дерево - осина, дуб, береза).
2 класс
Личностные результаты:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД:
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
разнообразие освоенных задач.
Коммуникативные УУД:
- - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
Предметные результаты:
- уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
- приобрести навыки звукописи речи;
- уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
- ориентироваться в мире слов русского языка;
- класс
Личностные результаты:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- интерес к изучению языка.
- чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- - адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные УУД:
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- -использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД:
- - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные результаты:
- - уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
- - приобрести навыки звукописи речи;
- - уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
- - ориентироваться в мире слов русского языка;
- - уметь пользоваться этимологией слов;
- - уметь выполнять различные лингвистические задания;
- - знать изученные части речи и их признаки
- - составлять тексты-описания, повествования и рассуждения.
- класс
Личностные результаты:
- - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- - осознание роли речи в общении людей;
- - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- - чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- - интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- - адекватно воспринимать оценку учителя;
- - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- - использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- - пользоваться словарями, справочниками;
- - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- - владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
- - уметь ориентироваться в мире звуков и букв, овладеть понятием «Фонема»;
- - приобрести навыки звукописи речи;
- - уметь правильно произносить двухсложные и трехсложные слова;
- - ориентироваться в мире слов русского языка;
- - уметь пользоваться этимологией слов;
- - уметь выполнять различные лингвистические задания;
- - знать изученные части речи и их признаки
- - составлять тексты-описания, повествования и рассуждения
- - знать отличительные признаки основных языковых единиц;
- -знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- - знать основные орфографические и пунктуационные правила;
- -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- - различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Формы организации внеурочной деятельности
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Теоретические занятия:
- круглый стол,
- беседа;
- сообщения;
- презентации.
Практические занятия:
коллективные творческие дела;
- викторины, конкурсы;
- интеллектуально-познавательные игры;
- творческие проекты;
- недели русского языка
- русские народные праздники.
Курс «Развитие речи» предусматривает достижение 3 уровней результатов на конец освоения программы:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребёнок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к обучению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Зона самостоятельного действия Ребёнок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, деятельности. |
Зона ближайшего развития Ребёнок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Рефлексия на побуждение к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Формы учёта результатов внеурочной деятельности
- портфель достижений
- творческие проекты
- выставки творческих работ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основными разделами программы являются «Речевое развитие обучающихся», «Фонетика», «Морфология», «Орфография». Задачи речевого развития реализуются системой практических заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.
В заданиях и упражнениях первого года занятий отражаются пошаговое, поэтапное формирование коммуникативно-речевых умений.
На занятиях учитель создает атмосферу успеха, творчества так, как верит в силы ребёнка, помогает преодолеть трудности. Основная цель работы над словом - целенаправленное формирование (перестройка) реорганизация речевого механизма, как условие активного развития лексикона младшего школьника. Все занятия построены в определенной последовательности изучаемого материала от простого - к сложному с использованием системно-деятельностного подхода к обучению.
Особенностью данной программы занятий является одно из средств мотивации интереса к родному языку - занимательность предлагаемого курса «Развитие речи». Сочетание развивающих игр с грамматическими заданиями и практических занятий с расширением кругозора обучающихся позволяет решать многие воспитательные и образовательные задачи.
Обучающая игра, коллективная и творческая деятельность детей, практические задания требует смекалки, сообразительности, находчивости. Всё это способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, повышает работоспособность школьников. В тоже время обучающиеся 1 - 4 классов приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас, формируется их творческая самостоятельность.
Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей: совершенствование навыков правописания, развитие речевого и фонематического слуха, пополнение лексического запаса.
Программа занятий строится на современных идеях писателей, поэтов (Л.Н.Толстой, В.Бианки, Е.Пермяк и др.).
Занятия по программе «Развитие речи» открывают младшим школьникам язык, как предмет изучения, пробуждает у детей интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства. Дети учатся понимать, что слово способно передать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Календарно-тематическое планирование
3 класс (34 часа, 1час в неделю).
№ п/п | Тема | Дата |
Повторение знаний о письменной речи | 7.09 | |
Различие устной и письменной речи | 14.09 | |
Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог» | 21.09 | |
Редактирование текста изложения (работа над ошибками) | 28.09 | |
Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» | 5.10 | |
Сочинение по наблюдениям « Как опадают листья» | 12.10 | |
Слуховое изложение «Друг детства» (По Драгунскому) | 19.10 | |
Редактирование изложения «Друг детства» (исправление ошибок) | 26.10 | |
Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга | 9.11 | |
Редактирование сочинения о каникулах друга | 16.11 | |
Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Цыферову) | 23.11 | |
Редактирование текста изложения. | 30.11 | |
Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата» | 7.12 | |
Творческое продолжение текста-повествования «Ёжик-спаситель» Бианки | 14.12 | |
Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» | ||
Сочинение-описание игрушки в деловом стиле | ||
Сочинение –описание по авторскому рисунку Е. Чарушина «Вот он какой, лысушонок» | ||
Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то» | ||
Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | ||
Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» | ||
Редактирование текста сочинения «Снег теперь уже не тот» | ||
Сочинение с элементами описания по картинке «Прилет птиц» | ||
Редактирование текста с элементами описания по картинке «Прилет птиц» | ||
Выборочное изложение по рассказу А. Куприна «Скворцы» | ||
Редактирование текста выборочного изложения «Скворцы» | ||
Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили» | ||
Изложение веселого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (По В. Драгунскому) | ||
Редактирование изложения «Сверху вниз, наискосок!» (исправление ошибок) | ||
Сочинение по серии веселых картинок «Фотоохотник» | ||
Сочинение « Письмо другу» | ||
Редактирование текста сочинения «Письмо другу» | ||
Итоговое изложение (Самостоятельное изложение) | ||
Итоговое изложение (Самостоятельное изложение) | ||
Чему мы научились за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по развитию устной речи 1 класс.
Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по развитию устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией ...
Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных (ко...
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по предмету устная речь 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по предмету устная речь 4 класс
Адаптированная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...