Технологическая карта урока по теме: "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Овчинникова Любовь Геннадьевна

Технологическая карта урока по теме: "Род имён существительных" . УМК "Школа России". Урок - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_01.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  урока  русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

 Овчинникова Любовь Геннадьевна

Тема урока

 Род имён существительных

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Круги для Снеговика (для работы в группе)

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

- Карточки для «Групповой почты»

- Снеговички для рефлексии

- Карта успешности работы над темой «Имя существительное».

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Наша Родина – Россия. Для тех, кто здесь родился и живёт родной язык – русский. Знать язык своей страны обязан каждый человек. В русском языке очень много разных «тайн». Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок исследование. Хотели бы вы быть самыми настоящими исследователями? Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.  Девизом нашего урока будет пословица:  «Знание собирается по капле». Как понимаете значение пословицы? 

  Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем. Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу.  Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.

 Определение темы исследования.

- Итак, за работу, мои юные исследователи. Прочитайте слова, записанные на доске.

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

 Все ли  из данных качеств вам понадобятся сегодня на уроке?

 Какой частью речи являются данные слова?

Что же будет объектом нашего исследования?

3.        Формирование цели исследования

- Зачем будем исследовать существительное?

- Результатом наших исследований станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

 -Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

- Убрать слова эгоизм и лень, так как они на уроке не пригодятся.

 - Это имена существительные

- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

-Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Перед вами карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет, то «-».

Учащиеся работают на индивидуальных карточках-табличках.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения?

Итак, мои юные исследователи, какой признак имени существительного мы будем исследовать?

 Сформулируйте тему нашего урока.

Какие задачи поставим?

-Последние три утверждения, в которых говорится о роде имени существительного.

-Тема урока: « Род имени существительного»

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

4

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете?

И я вам даже скажу больше - по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего?

Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина. (Вывешивается карточка «ж» и под ней слова «ложка», «вилка»), а если упадёт нож - то придёт мужчина. (Вывешивается карточка «м» и под ней слово «нож»).

 А почему так определяют?

- Какая стоит перед нами 1 задача?

- Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос.

Грамматическая сказка о том,  как у существительных род появился

- Что нового узнали из сказки?

-Давайте вернёмся к примете, кто-нибудь догадался: почему определяют так?

Дополните столбики слов из  нижеприведённых. Девочки  возьмите свои слова, а мальчики – свои.

Звезда,  рисунок, стол, книга, небо, солнце, поле, колесо

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

Какого рода бывают имена существительные?

Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

 -На какие три группы делятся существительные?

-Выполнили мы первую задачу урока?   Кому было трудно?

- Какую 2 задачу мы поставили перед собой?. Это наша следующая задача.

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных?

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

Давайте сделаем вывод и запишем результат этого исследования в карточку – «Запоминалочку».

Учебник (знакомство с правилом)

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся слушают сказку.

Ответы детей.

Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам. Остаются слова небо, колесо, поле.. 

-Мы не смогли определить М.  или  Ж. род, они остались неопределёнными.

Существительные среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Физминутка.

«Снеговик»

Выполняют двигательные упражнения

5

Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

-Дорогие мои исследователи, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Он мой мальчик, а она моя….мальчика?

Она моя девочка, а он мой … девочк?

Проверьте.

Прочитайте слова, записанные в 1 столбике. Что общего? (м.р.)

Запишите имена существительные ж.р.

Можно ли сказать, что все слова в строчках – однокоренные? Почему?

Тигр - ?

Волк - ?

Петух – ?

Кролик – ?

Бык – ?

Кот -?

И новое открытие: по родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Предположения детей

Дети работают у доски, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов.

Учащиеся подбирают слова женского рода. И делают вывод, что это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа в парах

Распредели слова в 3 столбика по родам:

Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце.

- А какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное  в форму единственного числа.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Самостоятельная работа .

 

Работа в группах

Игра «Круговая почта»

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую

 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

3 группа  (эксперты) лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако)

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками. Многие из вас  писали письма Деду Морозу и отправляли их по почте. И сейчас мы поиграем в игру «Круговая почта»

 У вас на столе лежат карточки со словами. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку соседу. Следующий должен проверить правильность рода своего товарища и определить род второго слова и.т.д.  

 - Эксперты (гости, присутствующие на уроке) проверьте, пожалуйста, правильность выполненного задания. Слово экспертам.

Учащиеся работают в группах.

1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Учащиеся определяют род имени существительного и передают карточку «по цепочке».

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа в парах.

Индивидуальная работа

(предусматривает разноуровневый подход к детям)

На выбор.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

 

1 уровень: напиши существительные в три столбика.

Белочка, туча, шампунь, фазан, молоко, путь, дочь, мальчик, село.

2 уровень: к данным существительным подбери  однокоренные  существительные с суффиксом -очк- и определи их  род.

Лавка-

Блузка-

Тетрадка-

Веревка-

3 уровень: подбери  к данным существительным синонимы, определи их род.

Работа-

Слякоть-

Неприятель-

Поклажа-

 Работают в паре.

Работают индивидуально

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

6

7

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с 3 задачей, поставленной в начале урока?  применить…  (новое знание при выполнении заданий

-Возьмите карточку  на которой мы работали в начале урока. Давайте проверим правильность утверждений ещё раз. А теперь не остались высказывания, которые вызвали у вас затруднения? Оцените свою работу.

  - Сегодня научно-исследовательский класс сделал много открытий. Какие?

-Поставьте своих снеговиков на ту ступеньку, на которую вы считаете нужным.

Нижняя- я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Средняя – я понял, что такое род, не уверен в своих силах

Верхняя – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

- В карте успешности под темой «Род имен существительных» закрасьте кружок соответствующим цветом.

 Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам приз. Мальчики берут приз своего рода, девочки- своего. Спасибо за урок!

Домашнее задание: на выбор

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

-нарисовать по 3 предмета каждого рода;

-найти значение слова род в толковом словаре.

Выполнив все задания правильно вы получите оценку «5», 2 задания- «4», 1 задание «3».

- найти з

Ответы детей.

Дети работают в карточках.

Самооценка.

Отвечают на вопрос учителя.

 Выставляют снеговичков, на «лесенку успеха».

Работают в карте успешности по теме «Имя существительное.»

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Технологическая карта по русскому языку"Склонение имён существительных"

Технологическая карта урока  по русскому языку, по УМК " Перспективная начальная школа". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"

Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"...

Технологическая карта урока РЯ "Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных»Цели деятельности учителя: формировать умение писать с ...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...