Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 3 класса УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz3a.docx | 101.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО _____________________/Низамгалиева Ф.К./ Протокол № «____» августа 2015 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ______________________/Идрисов М.Г./ «_____» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор» ______________________/КасимовВ.Г./ Приказ № ____ «____» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3б класса учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского
муниципального района Республики Татарстан
Гариповой Айгуль Котдусовны
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 3 класса составлена на основе:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 233-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373, с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями в соответствии с приказом МО и Н РТ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
- Учебный план «МБОУ Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
на 2015-2016 учебный год (Приказ № ______от ____ августа 2015 г.) ;
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
- Примерной Программы по учебным предметам начального общего образования. М., «Просвещение», 2010 год;
- Программа курса «Русский язык» 1-4 классы под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В., М., «Просвещение», 2011 год; (ФГОС )
УМК Перспектива
Цели и задачи.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения русского языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа обеспечивает целостное изучение родного языка во втором классе за счёт реализации трёх принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объ- явление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно- познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно- нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»; образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, русском языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год на изучение русского языка в 3 классе отводится не менее 102 часа из расчёта 3 часа в неделю, из школьного компонента выделяется ещё 1 час в неделю, итого 4 недельных часов или 136 часов за год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение;
• анализ;
• синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.-
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое (9 часов)
Речевое общение. Диалог. Собеседники. Повторение правил оформления предложений на письме, употребления прописной буквы в именах собственных, написания безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Практическое овладение диалогической формой речи. Культура устной и письменной речи. Работа по вопросам и заданиям учителя. Ответы на вопросы Совенка
Общее представление о тексте и его особенностях. Определение типа каждого текста из учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста. Заглавие, тема, главная мысль, план текста Виды текстов. Художественный и научный тексты
Определение типа каждого текста из учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста. Списывание текстов различных типов. Изложение с использованием плана текста. «Два родника». Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану. Творческая работа. Входной контрольный диктант. «Осенний лес»
Язык – главный помощник в общении (35 часов)
Работа над ошибками. Язык как средство общения и познавательной деятельности. Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с выделением, называнием, фиксацией фишкой каждого звука в слове. Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах , зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем . Деление слов на слоги. Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами . Ударение. Интонационное выделение звука на фоне слова. Показать роль ударения в «узнавании» слова, в различении разных по семантике слов (омографов). Имена собственные. Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. Безударные гласные в корне слова. Составление алгоритма проверки безударных гласных. Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.
Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением. Сильная позиция гласного звука и слабая позиция (соответствие гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможное несоответствие в безударном слоге).Об особенностях проверочного слова (слабая позиция, переход в сильную). Правила проверки безударной гласной в слове. Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными. Отработка умения проверять парные согласные. Непроизносимые согласные. Вспомнить правило написания непроизносимых согласных. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. Удвоенные согласные. Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные». Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк. Объяснить, почему это орфограммы. Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». Работа над ошибками. Роль слова и жеста в речевом общении .Основные функции слова. Углубление знаний о структуре слова: зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы. Как «устроено» слово. Словарный диктант. Многообразие и обширность словарного состава языка. Слова с обобщающим значением, имена нарицательные, имена собственным. Наблюдения за этимологией слов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Краткий топонимический словарь; русская ономастика и ономастика России. Как возникают слова. Откуда слово пришло.
Чтение определения словосочетания. Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных. Составление словосочетаний по вопросам. Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте Синонимы. Роль синонимов в речи. Сочетаемость синонимов с другими словами. Признаки синонимов. Антонимы. Омонимы. Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов . Нахождение омонимов в текстах, определение их. Составление предложений с омонимами. Роль омонимов в речи. Многозначные слова. Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных. Словари (толковый, орфографический, синонимов, антонимов). Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками. Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования.
Типы предложения по цели высказывания по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. Словосочетание. Главные члены предложения. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса. Повторение главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами Контрольная работа по разделу «Язык – главный помощник в общении»
Состав слова (20 часов).
Работа над ошибками. Повторение значимых частей слова. Основа и окончание. Состав слова. Корень слова. Показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Актуализировать знания учащихся о е слова. Формировать умение находить корень в слове. Состав слова Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии. Диктант на тему «Состав слова». Работа над ошибками. Состав слова. Приставка. Правописание приставок. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками. Определение различий в употреблении разделительных твердого и мягкого знаков. Состав слова. Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Пишут словарный диктант. Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. Состав слова Основные способы образования слов с помощью суффиксов. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Окончание. Осмысление значения термина «основа слова».
Формировать умение выделять окончание слова. Познакомить с понятием нулевого окончания. Осмысление значения термина «основа слова». Окончание (обобщение). Как образуются слова. Наблюдение за образованием новых слов. Определение значений приставок и суффиксов в словах. Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок . Нахождение в словах устаревшего суффикса –арь.
Контрольный диктант по теме: «Состав слова». Работа над ошибками. Наблюдение за образованием новых слов. Написание корня в сложных словах. Словообразование и правописание сложных слов. Нахождение корней в сложных словах. Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес.
Части речи (70 ч).
Части речи. Определение частей речи с помощью вопросов. Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Определение частей речи. Роль слов разных частей речи в тексте. Контрольная работа по теме «Части речи». Коррекция знаний. Имя существительное. Представление о предмете как о грамматическом понятии. Собственные и нарицательные имена существительные. Большая буква в именах собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных, выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов. Синонимы и антонимы. Систематизация знаний об имени существительном. Число имён существительных. Словарный диктант. Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе. Развивать умение изменять существительные по числам, различать род. Продолжать учить выполнять работу над ошибками. Род имён существительных. Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое. Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам. Значение категории рода имён существительных. Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными. Употребление имён существительных разных родов.
Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль). Как разобрать имя существительное. Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». Изменение имён существительных по падежам. Работа над ошибками. Понятия склонения и падежа. Этимология названия падежей. Постановка вопроса к имени существительному. Определение падежа по вопросу и предлогу. Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Определение падежа имён существительных. Именительный падеж имён существительных. Роль имени существительного в именительном падеже в предложении. Окончания имен существительных в именительном падеже. Родительный падеж имён существительных. Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. Алгоритм определения родительного падежа. Дательный падеж имён существительных. Алгоритм определения дательного падежа. Имена существительные, называющие адресата. Винительный падеж имён существительных. Алгоритм определения винительного падежа. Различия имен существительных именительного и дательного падежей. Различие именительного и винительного падежа. Творительный падеж имён существительных. Алгоритм определения творительного падежа. Окончания имен существительных в творительном падеже. Использование сравнений в художественной речи. Предложный падеж имён существительных. Алгоритм определения предложного падежа. Поиск существительных в предложном падеже в тексте. Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже. Определение значений имен существительных в предложном падеже. Обобщение о склонении имён существительных. Выполнение задания повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах составление словосочетаний из предложенных слов. Формирование умения определять падеж имён существительных. Систематизировать знания о склонении имен существительных. Разбор имени существительного как части речи. Морфологический разбор имени существительного. Наблюдение за порядком оформления письменного разбора. Устный и письменный разбор имен существительных из данных предложений. Исправление ошибок, допущенных при разборе имен существительных. Повторение об имени существительном. Контрольная работа по теме «Имя существительное». Коррекция знаний. Основная функция местоимений. Личные местоимения. Основная функция местоимения. Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. Роль местоимений в предложении. Основная функция местоимения. Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.
Роль глаголов в речи. Формировать умение употреблять в речи глаголы; Совершенствовать умение разбирать предложения по членам. Объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов ; подбор антонимов к данным глаголам ; замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами. Определение синтаксической функции глаголов.
Глагол. Изменение глаголов по временам. Продолжать учить распознавать глагол среди других частей речи; уточнить представления о роли глаголов в речи. Контрольный диктант за III четверть. Части речи. Работа над ошибками. Упражнения в определении времени глаголов и изменение глаголов по временам.
Сочинение по рисункам и опорным словам. Изменение глаголов по временам; определение времени глагола по вопросу. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме .Контрольное списывание. Объяснением каждой орфограммы при чтении текста. Пропущенные буквы вставляются в слова с комментированием (объяснением каждой орфограммы при чтении текста). При выписывании главных членов предложения важно обратить внимание на последовательность в записи: сначала выписывается подлежащее, а потом сказуемое.
Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. Возможность употребления глаголов в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает. Распознавание глаголов в прошедшем времени. Прошедшее время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. Омонимичные формы глаголов и слов других частей речи. Образование форм глаголов в будущем времени. Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно, с комментированной записью. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах .
Неопределённая форма глагола. Ознакомить с неопределенной формой глагола. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? и что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов.
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. Смысловое единство предложений в тексте. Изложение. "На одном бревне"
Изменение глаголов по числам. Определение числа и времени глаголов в предложениях . Роль окончаний при изменении глаголов по числам. Окончания глаголов. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Окончания глаголов прошедшего времени. Не с глаголами. Роль частицы не и правила её написания с глаголами.
Выявление значения частицы. Частица не с глаголами. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках . Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте. Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо Задание может быть выполнено в паре. Итоговый контрольный диктанта с грамматическими заданиями.
Морфологический разбор глагола. Делать разбор глагола как части речи. Систематизация знаний детей о глаголе по плану. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола. Контрольная работа по теме «Глагол».
Имя прилагательное. Коррекционная работа. Общее значение прилагательных, вопросы. Словосочетания с именем прилагательным. Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи. Роль имён прилагательных в речи. Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное . Изменение имён прилагательных по родам. Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием. Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Беседа «Что нового я узнал о русском языке в третьем классе»
Изменение имён прилагательных по падежам. Основные признаки изученных единиц речи. Алгоритм разбора имени прилагательного. Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи. Устный и письменный разбор имен прилагательных. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных. Сочинение. Составление словосочетаний по рисунку. Морфологический разбор имени прилагательного. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием. Повторение изученного материала Слова, предложения, текст. Систематизация знаний детей о значении слова, сопоставление слов с конкретным предметным значением и с обобщающим значением. Составление предложений со словами, разбор слов по составу. Анализ диалога. Определение основных особенностей диалога и способа его ведения по вопросам и заданиям учителя.
.
Повторение (2 часа)
Повторение изученного материала. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Повторение основных изученных тем в 3 классе. Части речи. Задания на лето.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения урока | Примечание | ||
план | факт | |||||
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. (9 часов) | ||||||
1 | Речевое общение. Диалог. Собеседники. Повторение правил оформления предложений на письме, употребления прописной буквы в именах собственных, написания безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. | Анализировать речевую модель общения: речь партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. | 02.09 | |||
2 | Практическое овладение диалогической формой речи. | Слушать речь собеседника, т.е. проводить элементарный анализ речи, понимать её основную мысль, задавать вопросы. Говорить связно и в нормальном темпе, наблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения. | 03.09 | |||
3 | Культура устной и письменной речи Работа по вопросам и заданиям учителя. Ответы на вопросы Совенка | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. | 04.09 | |||
4 | Общее представление о тексте и его особенностях. Определение типа каждого текста из учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста. | Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. | 07.09 | |||
5 | Заглавие, тема, главная мысль, план текста | Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. | 09.09 | |||
6 | Виды текстов. Художественный и научный тексты Определение типа каждого текста из учебника, выяснение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста | Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. | 10.09 | |||
7 | Списывание текстов различных типов. | Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. | 11.09 | |||
8 | Изложение с использованием плана текста. «Два родника» Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану. Творческая работа | Писать изложения небольших текстов по предварительному составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картине. Писать сочинение – описание. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. | 14.09 | |||
9 | Входной контрольный диктант. «Осенний лес» | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. | 16.09 | |||
«Язык – главный помощник в общении» (35 часа) | ||||||
10 | Работа над ошибками. Язык как средство общения и познавательной деятельности. | 17.09 | ||||
11 | Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с выделением, называнием, фиксацией фишкой каждого звука в слове. Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах , зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем | Проводить звуко-буквенный анализ слов. | 18.09 | |||
12 | Деление слов на слоги. Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами | Делить слова на слоги, переносить слова по слогам. | 21.09 | |||
13 | Ударение. Интонационное выделение звука на фоне слова. Показать роль ударения в «узнавании» слова, в различении разных по семантике слов (омографов). | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. | 23.09 | |||
14 | Ударение. Способы его выделения. Показать роль ударения в «узнавании» слова, в различении разных по семантике слов (омографов). | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. | 24.09 | |||
15 | Имена собственные. Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. | Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву. | 25.09 | |||
16 | Безударные гласные в корне слова Составление алгоритма проверки безударных гласных. Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Раскрывать значение слов «орфограмма», «заявление» и обосновывать своё мнение; определять ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение; знать алгоритм проверки безударной гласной в корне. | 28.09 | |||
17 | Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением. Сильная позиция гласного звука и слабая позиция (соответствие гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможное несоответствие в безударном слоге).Об особенностях проверочного слова (слабая позиция, переход в сильную). Правила проверки безударной гласной в слове. | Различать в слове ударный слог; распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова. Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге. | 30.09 | |||
18 | Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными. Отработка умения проверять парные согласные. | Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. | 01.10 | |||
19 | Непроизносимые согласные. Вспомнить правило написания непроизносимых согласных | Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова. Определять способ проверки непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение; | 02.10 | |||
20 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. | Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков. | 05.10 | |||
21 | Удвоенные согласные. Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные». | Определять способ проверки написания удвоенных согласных и обосновывать своё мнение; | 07.10 | |||
22 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк. Объяснить, почему это орфограммы. | Определять основание для написания слов с буквосочетаниями: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение.
| 08.10 | |||
23 | Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Знать изученные правила, применять их при письме. | 09.10 | |||
24 | Работа над ошибками. Роль слова и жеста в речевом общении | Уметь определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Уметь писать слова с изученными орфограммами. | 12.10 | |||
25 | Основные функции слова. Углубление знаний о структуре слова: зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы. | Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы ). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова. | 14.10 | |||
26 | Как «устроено» слово. Словарный диктант. Многообразие и обширность словарного состава языка. Слова с обобщающим значением, имена нарицательные, имена собственным. Наблюдения за этимологией слов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Краткий топонимический словарь; русская ономастика и ономастика России. | Определять звуки сигналы, жесты общения и обосновывать своё мнение; определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение; соотносить звуковую схему и лексическое значение слова и обосновывать своё мнение. | 15.10 | |||
27 | Как возникают слова. Откуда слово пришло. Чтение определения словосочетания. Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных. Составление словосочетаний по вопросам. Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте | Определять роль звукоподражания в поэзии и обосновывать своё мнение; определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение; объяснять значение слова, используя «Словарь иностранных слов». | 16.10 | |||
28 | Синонимы. Роль синонимов в речи. Сочетаемость синонимов с другими словами. Признаки синонимов. | Проявлять интерес к изучению темы; раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение; выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 19.10 | |||
29 | Антонимы. Омонимы. Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов . Нахождение омонимов в текстах, определение их. Составление предложений с омонимами. Роль омонимов в речи. | Раскрывать смысл понятия «антонимы», «омонимы» и обосновывать своё мнение; определять фразеологические обороты со словами антонимами и обосновывать своё мнение. | 21.10 | |||
30 | Многозначные слова | Раскрывать смысл понятия «многозначность слова» и обосновывать своё мнение; самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения. | 22.10 | |||
31 | Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных. | 23.10 | ||||
32 | Контрольный диктант за 1 четверть. Словари (толковый, орфографический, синонимов, антонимов) | 26.10 | 28.10 | |||
33 | Работа над ошибками. Антонимы. Синонимы. Омонимы. | Писать текст, следуя правилам оформления письма; определять в тексте слова с парной звонкой — глухой согласной и слова с безударной гласной и подбирать к ним проверочные; ставить в словах ударение; делить слова для переноса. | 28.10 | |||
34 | Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования
| Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции - быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении. | 29.10 | 30.10 | ||
35 | Типы предложения по цели высказывания по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. | Определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. | 30.10 | 09.11 | ||
36 | Словосочетание | Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении. | 09.11 | |||
37 | Главные члены предложения. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса. | Выделять главные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. | 11.11 | |||
38 | Повторение главные члены предложения. | Определять главные члены предложения и обосновывать своё мнение. | 12.11 | |||
39 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. | Выделять второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. | 13.11 | |||
40 | Предложения распространённые и нераспространённые. | Умение различать распространенные и нераспространенные предложения | 16.11 | |||
41 | Предложения с однородными членами. | Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | 18.11 | |||
42 | Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами | Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | 19.11 | |||
43 | Контрольная работа по разделу «Язык – главный помощник в общении» | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 20.11 | |||
«СОСТАВ СЛОВА» (20час) | ||||||
44 | Работа над ошибками. Повторение значимых частей слова. Основа и окончание. | 23.11 | ||||
45 | Состав слова Корень слова. Показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Актуализировать знания учащихся о е слова. Формировать умение находить корень в слове. | Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком. | 25.11 | |||
46 | Состав слова Корень слова. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Образовывать слова по указанным схемам. | 26.11 | |||
47 | Однокоренные слова. | Определять родственные слова, основу слова и обосновывать своё мнение; определять части слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 27.11 | |||
48 | Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. | Находить и сравнивать родственные слова, основу слова и обосновывать своё мнение; определять части слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 30.11 | |||
49 | Обобщение и систематизация изученных правил орфографии. | Проявлять интерес к изучению темы. Определять родственные слова, основу слова и обосновывать своё мнение; определять части слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; определять значение приставки, суффикса в слове и обосновывать своё мнение; выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 02.12 | |||
50 | Диктант на тему «Состав слова» | Выполнять учебное задание в соответствии с целью | 03.12 | |||
51 | Работа над ошибками. Состав слова. Приставка. Правописание приставок. | Объяснять значение слова «приставка» и обосновывать своё мнение; определять значение, которое приставка придаёт словам, и обосновывать своё мнение. | 04.12 | |||
52 | Отличие приставки от предлога. | Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. | 07.12 | |||
53 | Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками. Определение различий в употреблении разделительных твердого и мягкого знаков. | Раскрывать функцию разделительного Ъ и обосновывать своё мнение; выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение. | 09.12 | |||
54 | Состав слова. Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Пишут словарный диктант. | Определять части слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; определять значение приставки, суффикса в слове. | 10.12 | |||
55 | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. | 11.12 | |||
56 | Состав слова Основные способы образования слов с помощью суффиксов. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp. | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. | 14.12 | |||
57 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Определять значение, которое приставка придаёт словам, и обосновывать своё мнение. | 16.12 | 16.12 | ||
58 | Окончание. Осмысление значения термина «основа слова». Формировать умение выделять окончание слова. Познакомить с понятием нулевого окончания. | Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. | 17.12 | 21.12 | ||
59 | Осмысление значения термина «основа слова». Окончание (обобщение) | Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной | 18.12 | 23.12 | ||
60 | Как образуются слова. Наблюдение за образованием новых слов Определение значений приставок и суффиксов в словах. Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок . Нахождение в словах устаревшего суффикса –арь. | Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу. | 21.12 | |||
61 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова» | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Знать изученные правила, применять их при письме. | 23.12 | 17.12 | ||
62 | Работа над ошибками. Наблюдение за образованием новых слов. | Оценивать результат собственной деятельности. Выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре. | 24.12 | |||
63 | Написание корня в сложных словах. Словообразование и правописание сложных слов. Нахождение корней в сложных словах. Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес. | Определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение; раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение; определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение. | 25.12 | |||
«ЧАСТИ РЕЧИ» (70 часов) | ||||||
64 | Части речи. Определение частей речи с помощью вопросов. Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Раскрывать значение понятий «значимые (самостоятельные) части речи», «служебные (не самостоятельные) части речи» и использовать их в активном словаре; определять части речи и обосновывать своё мнение; различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение; распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение. | 11.01 | |||
65 | Определение частей речи. Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение; распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение. | 13.01 | |||
66 | Роль слов разных частей речи в тексте. | Проявлять интерес к изучению темы; выполнять учебное задание, используя алгоритм. | 14.01 | |||
67 | Контрольная работа по теме «Части речи» | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 15.01 | |||
68 | Коррекция знаний. Имя существительное. Представление о предмете как о грамматическом понятии. | Проявлять интерес к изучению темы; определять имя существительное и обосновывать своё мнение. | 18.01 | |||
69 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Определять имя существительное и обосновывать своё мнение; определять собственные и нарицательные имена существительное и обосновывать своё мнение. | 20.01 | |||
70 | Большая буква в именах собственных. | 21.01 | ||||
71 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных, выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов. | Определять имя существительное и обосновывать своё мнение; определять одушевлённое и неодушевлённое имя существительное и обосновывать своё мнение. | 22.01 | |||
72 | Синонимы и антонимы. Систематизация знаний об имени существительном. | 25.01 | ||||
73 | Число имён существительных. Словарный диктант. Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. | Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний. | 27.01 | |||
74 | Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе. Развивать умение изменять существительные по числам, различать род. Продолжать учить выполнять работу над ошибками. | Определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение. | 28.01 | |||
75 | Род имён существительных. Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое. Совершенствовать умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам. | Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени ). Употреблять в речи существительные с «проблемным» определением рода. | 29.01 | |||
76 | Значение категории рода имён существительных. Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными. | Раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. | 01.02 | |||
77 | Употребление имён существительных разных родов. Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными. | Определять род имени существительного и обосновывать своё мнение; соотносить учебные действия с известным приёмом; выполнять взаимопроверку учебного задания. | 03.02 | |||
78 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных. | Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак. | 04.02 | |||
79 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль). | Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на щипящие. | 05.02 | |||
80 | Как разобрать имя существительное | Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж. | 08.02 | |||
81 | Контрольный диктант по теме: Имя существительное. | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 10.02 | |||
82 | Изменение имён существительных по падежам. Работа над ошибками. Понятия склонения и падежа. Этимология названия падежей. Постановка вопроса к имени существительному. Определение падежа по вопросу и предлогу. Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. | Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имен существительных. | 11.02 | |||
83 | Определение падежа имён существительных | Определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение; различать вопросы родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 12.02 | |||
84 | Именительный падеж имён существительных Роль имени существительного в именительном падеже в предложении. Окончания имен существительных в именительном падеже. | Раскрывать значение понятий «начальная форма слова», «именительный падеж». | 15.02 | |||
85 | Родительный падеж имён существительных. Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. Алгоритм определения родительного падежа. | Раскрывать значение понятий «начальная форма слова», «родительный падеж» и использовать их в активном словаре; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение. | 17.02 | |||
86 | Дательный падеж имён существительных. Алгоритм определения дательного падежа. Имена существительные, называющие адресата. | Раскрывать значение понятий «начальная форма слова», «дательный падеж» и использовать их в активном словаре; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение.
| 18.02 | |||
87 | Винительный падеж имён существительных. Алгоритм определения винительного падежа. Различия имен существительных именительного и дательного падежей. | Раскрывать значение понятия «винительный падеж» и использовать его в активном словаре; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение. | 19.02 | |||
88 | Различие именительного и винительного падежа. | Различать именительный и винительный падежи и обосновывать своё мнение. | 22.02 | |||
89 | Творительный падеж имён существительных. Алгоритм определения творительного падежа. Окончания имен существительных в творительном падеже. Использование сравнений в художественной речи. | Раскрывать значение понятия «творительный падеж»; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение; выполнять учебное задание, используя алгоритм. | 24.02 25.02 | |||
90 | Предложный падеж имён существительных. Алгоритм определения предложного падежа. Поиск существительных в предложном падеже в тексте. Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже. Определение значений имен существительных в предложном падеже | Раскрывать значение понятия «предложный падеж» ; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение; учебное задание, используя алгоритм. | 26.02 | |||
91 | Обобщение о склонении имён существительных. Выполнение задания повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах составление словосочетаний из предложенных слов. | Уметь определять падеж имени существительного и его окончание; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 29.02 | |||
92 | Формирование умения определять падеж имён существительных. Систематизировать знания о склонении имен существительных. | Уметь определять падеж имени существительного и его окончание; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 02.03 | |||
93 | Формирование умения определять падеж имён сущ. Разбор имени существительного как части речи. | Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре; различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 03.03 | |||
94 | Морфологический разбор имени существительного. Наблюдение за порядком оформления письменного разбора. Устный и письменный разбор имен существительных из данных предложений. Исправление ошибок, допущенных при разборе имен существительных. | Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре; различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 04.03 | |||
95 | Повторение об имени существительном. | 07.03 | ||||
96 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 09.03 | |||
97 | Коррекция знаний. Основная функция местоимений. | Раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре; определять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение. Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. | 10.03 | |||
98 | Личные местоимения. Основная функция местоимения. Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. | Сравнивать по значению по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения. | 11.03 | |||
99 | Роль местоимений в предложении. Основная функция местоимения. Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. | Проявлять интерес к изучению темы; раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре; пределять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение. | 14.03 | |||
100 | Роль глаголов в речи. Формировать умение употреблять в речи глаголы; Совершенствовать умение разбирать предложения по членам. Объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов ; подбор антонимов к данным глаголам ; замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами. Определение синтаксической функции глаголов. | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. | 16.03 | |||
101 | Глагол. Изменение глаголов по временам. Продолжать учить распознавать глагол среди других частей речи; уточнить представления о роли глаголов в речи. | Раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение; | 17.03 | |||
102 | Контрольный диктант за III четверть. Части речи. | Выполнять учебное задание в соответствии с целью. | 18.03 | |||
103 | Работа над ошибками. Упражнения в определении времени глаголов и изменение глаголов по временам. | Раскрывать значение понятий «время глагола», «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» и использовать их в активном словаре; определять форму времени глагола и обосновывать своё мнение; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение. | 30.03 | |||
104 | Сочинение по рисункам и опорным словам. Изменение глаголов по временам; определение времени глагола по вопросу. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме . | 31.03 | ||||
105 | Контрольное списывание. Объяснением каждой орфограммы при чтении текста. Пропущенные буквы вставляются в слова с комментированием (объяснением каждой орфограммы при чтении текста). При выписывании главных членов предложения важно обратить внимание на последовательность в записи: сначала выписывается подлежащее, а потом сказуемое. | Различать вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе, и обосновывать своё мнение; задавать вопросы к глаголам настоящего времени и обосновывать своё мнение; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. | 01.04 | |||
106 | Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. Возможность употребления глаголов в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает. | Образовывать глагольные формы настоящего времени. | 04.04 | |||
107 | Распознавание глаголов в прошедшем времени. Прошедшее время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Раскрывать значение понятий «прошедшее время глагола», «формообразующий суффикс –л-, «род глагола» и использовать их в активном словаре; определять морфологические признаки глагола и обосновывать своё мнение. Образовывать глагольные формы прошедшего времени. | 06.04 | |||
108 | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. | Образовывать глагольные формы прошедшего времени. выполнять учебное задание, используя правило. | 07.04 | |||
109 | Омонимичные формы глаголов и слов других частей речи. | 08.04 | ||||
110 | Образование форм глаголов в будущем времени. Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно, с комментированной записью. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах . | Определять условия для образования сложного будущего времени и обосновывать своё мнение. | 11.04 | |||
111 | Неопределённая форма глагола. Ознакомить с неопределенной формой глагола. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов. | Раскрывать значение понятия «неопределённая форма глагола» и использовать его в активном словаре; определять морфологические признаки глагола неопределённой формы и обосновывать своё мнение. | 13.04 | |||
112 | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. | Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы | 14.04 | |||
113 | Смысловое единство предложений в тексте. Изложение. "На одном бревне" | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания.; писать текст с изученными орфограммами. Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | 15.04 | |||
114 | Изменение глаголов по числам. Определение числа и времени глаголов в предложениях . | Проявлять интерес к изучению темы; определять форму времени глагола и обосновывать своё мнение; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение. | 18.04 | |||
115 | Роль окончаний при изменении глаголов по числам. Окончания глаголов. | Наблюдать за изменением глаголов по числам. | 20.04 | |||
116 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. | Раскрывать значение понятий «прошедшее время глагола», «формообразующий суффикс –л-, «род глагола» и использовать их в активном словаре; определять морфологические признаки глагола и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное действие в соответствии с правилом. Наблюдать за изменением глаголов по числам. | 21.04 | |||
117 | Окончания глаголов прошедшего времени. | Наблюдать за изменением глаголов по родам; определять морфологические признаки глагола и обосновывать своё мнение. | 22.04 | |||
118 | Не с глаголами. | Писать раздельно не с глаголами. | 25.04 | |||
119 | Роль частицы не и правила её написания с глаголами. Выявление значения частицы. Частица не с глаголами. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках . Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте. Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо Задание может быть выполнено в паре. | Определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение; выполнять учебное действие, используя правило. | 27.04 | |||
120 | Итоговый контрольный диктанта с грамматическими заданиями. | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; писать текст, следуя правилам оформления письма; определять части речи. | 28.04 | |||
121 | Морфологический разбор глагола. Делать разбор глагола как части речи. Систематизация знаний детей о глаголе по плану. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола. | Определять грамматические признаки глаголов (Время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. | 29.04 | |||
122 | Контрольная работа по теме «Глагол». | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания. | 02.05 | |||
123 | Имя прилагательное. Коррекционная работа. Общее значение прилагательных, вопросы. Словосочетания с именем прилагательным. Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи. | Раскрывать значение понятия «имя прилагательное», и использовать в активном словаре; определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение. | 04.05 | |||
124 | Роль имён прилагательных в речи. Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. | Определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение. Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. | 05.05 | |||
125 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | Знать, какие суффиксы используются в именах прилаг.; какие оттенки значения они могут придавать словам. | 06.05 | |||
126 | Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное . | Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение. | 11.05 | |||
127 | Изменение имён прилагательных по родам. | Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение | 12.05 | |||
128 | Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием. | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания. Писать текст, следуя правилам оформления письма; определять части речи; определять и выписывать прилагательные разного рода; разбирать прилагательное как часть речи. | 13.05 | |||
129 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Беседа «Что нового я узнал о русском языке в третьем классе» | Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение. | 16.05 | |||
130 | Изменение имён прилагательных по падежам | Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение. | 18.05 | |||
131 | Основные признаки изученных единиц речи. Алгоритм разбора имени прилагательного. Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи. Устный и письменный разбор имен прилагательных. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных | Раскрывать значение понятия «признаки прилагательного» и использовать в активном словаре; определять род прилагательного и обосновывать свое мнение; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 19.05 | |||
132 | Сочинение. Составление словосочетаний по рисунку | Проявлять творческое отношение к составлению рассказа по рисунку; использовать приобретённые знания для выполнения задания; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | 20.05 | |||
133 | Морфологический разбор имени прилагательного. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием. | Раскрывать значение понятия «признаки прилагательного» и использовать в активном словаре; определять род прилагательного и обосновывать свое мнение.; выполнять учебное действие, используя алгоритм. | 23.05 | |||
134 | Повторение изученного материала Слова, предложения, текст. Систематизация знаний детей о значении слова, сопоставление слов с конкретным предметным значением и с обобщающим значением. Составление предложений со словами, разбор слов по составу. Анализ диалога. Определение основных особенностей диалога и способа его ведения по вопросам и заданиям учителя. | Систематизация знаний детей о значении слова, сопоставление слов с конкретным предметным значением и с обобщающим значением. Знать состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание; главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; оценивать результат собственной деятельности; выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре. | 25.05 | |||
Повторение (2 часа) | ||||||
135 | Повторение изученного материала. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Повторение основных изученных тем в 3 классе | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; писать текст, следуя правилам оформления письма; определять части речи; определять и выписывать прилагательные разного рода; разбирать прилагательное как часть речи; оценивать результат собственной деятельности; выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре. | 26.05 | |||
136 | Повторение изученного материала. Части речи Задания на лето. | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; писать текст, следуя правилам оформления письма; определять части речи; определять и выписывать прилагательные разного рода; разбирать прилагательное как часть речи; оценивать результат собственной деятельности; выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре. | 27.05 |
Литература для учителя
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 233-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373, с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями в соответствии с приказом МО и Н РТ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ».
- Н. Ю. Васильева, И. Ф. Яценко . Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Вако», 2014 год.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку, 3 класс. М., «Просвещение», 2014 год.
- Подготовка к олимпиадам по русскому языку Т.В. Ходова Москва Айрис-пресс 2008 год
- Контрольно- измерительные материалы «Русский язык» 3 класс Москва «Вако», 2012 год
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (От действия к мысли ) под редакцией А.Г. Асмолова Москва «Просвещение» 2011 год
Литература для учащихся
1. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, М., «Просвещение», 2013 год.
2.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь» в двух частях, 2014 год.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
- Сетевое объединение методистов
В разделе «Начальная школа»:
- разработки к урокам;
- новинки литературы;
- программы по предметам;
- официальные документы.
- Газета «Первое сентября»
http://nsc.1september.ru/«Начальная школа»:
Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...
- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
- Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
- Досуг;
- Воспитание;
- Психофизическое развитие
- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
- Мультимедийные уроки
Примерные задания и критерии оценивания промежуточной аттестации
Цель работы: проверка сформированности умений писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце существительных; разделительный твердый знак (ъ); правописание предлогов
Диктант.
Лесная сказка
Тропинка была очень крутой и узкой. Мы зашли в самую гущу леса. Петя первый очутился возле большой косматой ели. Мы опустились на мягкую моховую подушку. Легкими пушистыми лапками ель укрыла нас. Стало темно и тепло.
Наш взгляд упал на солнечный лучик. Рыжий малыш резвился между старых корней. Сегодня мы будем сочинять сказку про старичка Лесовичка. (55 слов)
Слова для справок: очутился, опустились
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подчеркните главные члены во 2 (4) предложении.
2. Выберите две группы однокоренных (родственных) слов. Разбери слова по составу. Друг, больница, большой, дружба, боль, другой, дружить, болезнь. Среди данных слов есть лишние слова!
3. Запишите имена существительные в единственном числе: мелочи, ночи, грачи, кирпичи.
4. Во 2 (4) предложении указать части речи. У имен существительных определи род, падеж; у имени прилагательного выделите окончание, укажите род, у глагола укажите время.
5. Подберите словарное слово-антоним (противоположное по значению) к каждому слову и запишите. Чужбина, запад, привет.
Оценивание работы.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно. Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматические задания.
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее заданий1/ 2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...